ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-483/2021 от 18.11.2021 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

дело № 12-483/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

об административном правонарушении

город Челябинск 18 ноября 2021 года

Судья Советского районного суда г. Челябинска Андреев И.С., при секретаре Гордиевских Е.М.,

с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности менеджера по экологии филиала «Среднеуральская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу менеджера по экологии филиала «Среднеуральская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ г. о назначении административного наказания, предусмотренном ч.12 ст. 8.2 КоАП РФ, которым

менеджер по экологии филиала «Среднеуральская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1, <адрес> года рождения, уроженка <адрес>, зарегистрированная по адресу: <адрес>,

подвергнута административному наказанию по ч. 12 ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000,00 рублей.

установил:

Постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Челябинску и Челябинской области надзора в сфере охраны атмосферного воздуха Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ года, менеджер по экологии филиала «Среднеуральская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 8.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, менеджер по экологии филиала «Среднеуральская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 обратилась в районный суд с жалобой на данное постановление, в которой просит отменить постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Челябинску и Челябинской области надзора в сфере охраны атмосферного воздуха Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитник лица, привлекаемого к административной ответственности менеджера по экологии филиала «Среднеуральская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 - ФИО2 доводы жалобы поддержала.

Заслушав участника процесса, проверив представленные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ПТО УОНВОС ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС» осуществляет хозяйственную деятельность объекте I категории - Производственная территория «Среднеуральская ГРЭС» филиала ПАО «Энел Россия» по адресу: <адрес>.

На балансе ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС» имеется объект длительного хранения отходов – Шламоотвал (асфальтовые ямы) – Котлован отходов химпромывок котлов.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами

Согласно ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Объект размещения отходов (ОРО) - Шламоотвал (асфальтовые ямы) - Котлован отходов химпромывок котлов, включен в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) № (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ г.).

Согласно ч.2 ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 49 утверждены «Правила инвентаризации объектов размещения отходов» (Правила).

Правила устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов (далее объекты размещения отходов) (п.1 Правил).

Правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы, для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора. (п.2 Правил).

В соответствии с п. 4 Правил, инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объект не реже одного раза в пять лет.

Согласно п. 5 Правил, источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются: проектная документация на строительство объектов размещения отходов; данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов; фондовые материалы; иная документация.

В соответствии с п. 6 Правил, по завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляет характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах согласно приложению к настоящим Правилам.

По информации предприятия, для эффективной работы теплообменников и котлов Среднеуральской ГРЭС проводятся их промывки водными растворами кислот, раствором добавлением ингибиторов от отложений окислов железа, меди, а также фосфатами и силикатами кальция и магния с последующей нейтрализацией и промывкой поверхностей оборудования. Образующийся шлам направляется по трубопроводу на Шламоотвал (асфальтовые ямы) – Котлов отходов химпромывок котлов.

При ранее действующем ФККО, отход, размещаемый в ОРО Котловане отходов химпромывок, котлов имел наименование «Отходы оксидов и гидроксидов (оксиды железа, прочие оксиды и основания)» 4 кл. опасности, код по , который был включен Лицензию ОАО «ОГК-5» № от ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ году ОАО «Энел Росси образован получена бессрочная лицензия от ДД.ММ.ГГГГ, где отход имел аналогичное наименование.

В ДД.ММ.ГГГГ г. был разработан Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПОООЛР) и получен Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № -С от ДД.ММ.ГГГГ г.

При изменении законодательства в ДД.ММ.ГГГГ году данный отход по конвертору переименован «Прочие отходы при очистке оборудования ТЭЦ, ТЭС, котельных («Отходы оксидов нормативе гидроксидов (оксиды железа, прочие оксиды и основания)» 4 кл. опасности, код по ФККО »).

Переоформлена лицензия от ДД.ММ.ГГГГ, в которую был включен отход «Прочие отходы при очистке оборудования ТЭЦ, ТЭС, котельных («Отходы оксидов и гидроксидов (оксиды железа, прочие оксиды и основания)» 4 кл. опасности, код по ФККО »). При разработке ПНООЛР в ДД.ММ.ГГГГ г. этот отход был в него включён.

Согласно действующей лицензии ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС» №(66)-9660007-Р на осуществление деятельности по сбору, транспортированию» обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, выданной Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), отходов в Шламоотвале (асфальтовые ямы) - Котлован отходов химпромывок котлов разрешено размещен включение отхода «Прочие отходы при очистке оборудования ТЭЦ, ТЭС, котельных («Отходы оксидов и гидроксидов (оксиды железа, прочие оксиды и основания)», 4 кл. опасности, код по ФККО .

По информации предприятия, за весь период времени технологический процесс по образованию отхода от промывки котлов от накипи, на филиале «Среднеуральская ГРЭС», не менялся. При переработке ПНООЛР в ДД.ММ.ГГГГ году, в связи изменениями в законодательстве было принято решение о паспортизации данного отхода.

В ДД.ММ.ГГГГ году ПАО «Энел Россией филиал «Среднеуральская ГРЭС» составлен паспорт отхода «Отходы химической очистки котельно - теплового оборудования раствором соляной кислоты», код по ФККО .

Согласно п. 7 Правил, информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора: для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов; при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов; в иных целях регулирования деятельности по обращению с отходами.

В ДД.ММ.ГГГГ году ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС» была проведена инвентаризация, по результатам которой была составлена Характеристика ОРО Шламоотвал (асфальтовые ямы) - Котлован отходов химпромывок котлов, по результатам инвентаризации, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ г., назначение ОРО - хранение отходов, вместимость ОРО: 30 000 куб.м.; размещено всего: 48,989 тонн, ввод в эксплуатацию ОРО ДД.ММ.ГГГГ г., площадь ОРО 10 000 кв.м.; основные виды отходов, размещаемые на ОРО - «Отходы химической очистки котельно-теплового с оборудования раствором соляной кислоты» ().

Отход «Отходы химической очистки котельно - теплового оборудования раствором соляной кислоты», код по ФККО , включён в Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС», разработанный в ДД.ММ.ГГГГ году. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № выдан Департаментом федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, утвержден приказом от ДД.ММ.ГГГГ г. № .

В соответствии с данными учета в области обращения с отходами на ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС» по Приказу Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ г. № за ДД.ММ.ГГГГ гг., а также «Сведениями об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, леза, проч] транспортировании и размещении отходов производства и потребления» по форме федеральной государственной статистической отчетности № (отходы) за ДД.ММ.ГГГГ гг. на предприятии образовывался отход «Отходы химической очистки котельно - теплового оборудования раствором соляной кислоты», код по ФККО .

По результатам инвентаризации, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ году ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС», была составлена Характеристика ОРО Шламоотвал (асфальтовые ямы) - Котлован отходов химпромывок котлов, в которой основные виды отходов, размещаемые на ОРО - «Отходы химической очистки котельно-теплового оборудования раствором соляной кислоты» (). Также результаты инвентаризации были использованы при разработке Проекта и оксидов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС», при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов; в целях регулирования деятельности по обращению с отходами ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС».

По информации предприятия, в ДД.ММ.ГГГГ году ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС» заключен договор с ФГБУ «ЦЛАТИ» по УФО, проведён отбор проб отхода, образующегося от промывки котлов от накипи на Среднеуральской ГРЭС, сделан анализ и в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора направлен пакет документов с Заявлением об отнесении отхода к конкретному классу опасности и включении его в ФККО.

Письмом Уральского межрегионального управления Росприроднадзора «О паспортизации отходов I - IV класса опасности» № от ДД.ММ.ГГГГ г. подтверждён IV класс опасности не включенного в ФККО заявленного отхода «Отходы при очистке основного котельного оборудования от накипи и отложений, содержащие соединения железа, малоопасные».

Указанный вид отхода будет направлен ФГБУ «ФЦАО» в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования с предложением о включении данного вида отхода в ФККО.

По информации предприятия, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования приказов о включении предложенного вида отхода в ФККО не издавала. Оформление паспорта, актуализация ПНООЛР и лицензии будут выполнены после включения отхода в ФККО, в соответствии с действующим законодательством.

Соответственно, на ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС» от промывки котлов от накипи на Среднеуральской ГРЭС образуется отход «Отходы при очистке основного котельного оборудования от накипи и отложений, содержащие соединения железа, малоопасные», IV класса опасности, не включенный в ФККО. На данный отход не оформлен паспорт, этот отход не включен в Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС».

Таким образом, инвентаризация, проведенная в ДД.ММ.ГГГГ году ПАО «Энел Россия» филиала «Среднеуральская ГРЭС» была проведена не корректно, а именно, отход, образующийся от промывки котлов от накипи на Среднеуральской ГРЭС, «Отходы при очистке основного котельного оборудования от накипи и отложений, содержащие соединения железа, малоопасные», IV класса опасности, не соответствует отходу, внесенному в Характеристику ОРО Шламоотвал (асфальтовые ямы) - Котлован отходов химпромывок котлов, по результатам инвентаризации, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ г., - «Отходы химической очистки котельно-теплового оборудования раствором соляной кислоты» ().

Нарушение является длящимся с ДД.ММ.ГГГГ года.

Следствием не корректно проведенной инвентаризации в ДД.ММ.ГГГГ году на ПАО «Энел Росси (асфальто филиал «Среднеуральская ГРЭС» является искажение сведений данных учета в области обращения отходами по Приказу Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ г. № , а также «Сведений об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» по форме федеральной государственной статистической отчетности № (отходы).

Таким образом, суд приходит к выводу, что юридическим лицом ПАО «Энел Россия» филиал «Среднеуральская ГРЭС» на Производственной территории по адресу: <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году допущена не корректно проведенная инвентаризация объекта размещения отходов производства и потребления Шламоотвал (асфальтовые ямы) – Котлован отходов химпромывок котлов.

Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей (ч. 12 ст. 8.2 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, должностным лицом менеджером по экологии филиала «Среднеуральская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 на производственной территории по адресу: <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ году допущена не корректно проведенная инвентаризация объекта размещения отходов производства и потребления Шламоотвал (асфальтовые ямы) – Котлован отходов химпровымок котлов.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 8.2 КоАП РФ, и виновность менеджера по экологии филиала «Среднеуральская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, дана надлежащая юридическая оценка действиям менеджера по экологии филиала «Среднеуральская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 и сделан обоснованный вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 8.2 КоАП РФ, а также о виновности общества в его совершении.

Доводы жалобы о том, что правонарушение, за которое менеджер по экологии филиала «Среднеуральская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 привлечена к административной ответственности, не принесло никакого ущерба интересам государства и общества не является основанием для освобождения от административной ответственности в силу малозначительности. Объектом посягательства настоящего правонарушения являются правоотношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающие негативное воздействие не качественно окружающей среды.

В данном случае угроза причинения вреда выражается в невыполнении (бездействии) менеджер по экологии филиала «Среднеуральская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 возложенных на нее обязанностей по охране окружающей среды, состоящих в соблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно, в не корректно проведенной инвентаризации объекта размещения отходов производства и потребления (асфальтовые ямы) - Котлован отходов химпромывок котлов на Производственной территории по адресу: <адрес>.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, не установлено.

Вместе с тем заслуживают внимание доводы законного представителя о снижении назначенного штрафа.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Часть 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Отягчающих обстоятельств по делу не установлено, в качестве смягчающих обстоятельств должностным лицом признаны: совершение административного правонарушения впервые; оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; добровольное устранение выявленных правонарушений.

Совокупность вышеуказанных данных судьей рассматривается как исключительные обстоятельства.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения Европейской конвенции от ДД.ММ.ГГГГ года о разумном балансе публичного и частного интересов, оценив конкретные обстоятельства дела, учитывая, что большая часть нарушений должностным лицом устранена, в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, судья приходит к выводу о наличии достаточных оснований для назначения наказания в виде штрафа мене минимального размера, предусмотренного санкцией статьи в размере 10 000 рублей.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья,

решил:

В удовлетворении жалобы менеджера по экологии филиала «Среднеуральская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенное ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по г. Челябинску и Челябинской области надзора в сфере охраны атмосферного воздуха Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, отказать.

Постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Челябинску и Челябинской области надзора в сфере охраны атмосферного воздуха Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ г. по делу об административном правонарушении в отношении менеджера по экологии филиала «Среднеуральская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 по ч. 12 ст. 8.2 КоАП РФ, изменить в части назначенного наказания, снизив размер назначенного наказания на основании ч.2.2, ч.2.3 ст.4.1 КоАП РФ до <данные изъяты> рублей, а в остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение 10 суток с момента получения или вручения копии решения.

Судья И.С. Андреев