ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-483/2021 от 29.07.2021 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 12-483/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. ФИО3 29 июля 2021 года

Судья Темрюкского районного суда Краснодарского края Метелкин Е.В., рассмотрев жалобу ООО «Газпром транссервис» на постановление заместителя начальника Краснодарской таможни ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «Газпром транссервис»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением заместителя начальника Краснодарской таможни ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром транссервис» признано виновным по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

В жалобе, поданной в Темрюкский районный суд представитель ООО «Газпром транссервис» по доверенности ФИО2 просит постановление заместителя начальника Краснодарской таможни ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ отменить в связи с отсутствием в действиях ООО «Газпром транссервис» состава административного правонарушения.

В обосновании своих доводов представитель ООО «Газпром транссервис» по доверенности ФИО2 ссылается на то, что в соответствии с порядком, установленным Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, утвержденной Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N 2081 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) и Приказом ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ) в ООО «Газпром транссервис» (далее - Общество) поступила Декларация на товары должностными лицами таможенных органов были проставлены отметка о проведенных контрольных мероприятиях Таможенным постом Морского порта ФИО3 Краснодарской таможни и отметка «Выпуск разрешен» от 27.03.2021г., что так же отражено в графе «С» указанной декларации.

В рамках договора от 24.12.2019г. , заключенного между ООО «Газпром транссервис» и ООО «ФИО3 Транс Сервис» (Заказчик), Общество оказывало услуги по перевалке и хранению экспортных грузов Заказчика в порту ФИО3.

Сотрудниками компании ООО «ФИО3 Транс Сервис», 06.04.2021г. были оформлены поручения на погрузку т/х «GNR» и .

В соответствии с Приказом , указанные поручения оформлялись в электронном виде с использованием КПС "Портал Морской порт" и на бумажном носителе.

06.04.2021г. копии поручений были переданы для исполнения оператору морского терминала (ООО «Газпром транссервис»).

Согласно представленных Обществу документов, 06.04.2021г. Таможенным органом было принято решение и проставлена отметка «Погрузка разрешена», с проставлением подписи и личной номерной печати должностного лица таможенных органов.

Таким образом, после получения Обществом полного пакета документов от ООО «ФИО3 Транс сервис», во исполнение согласованного графика отгрузки груза на судно, а так же во избежание штрафных санкций за простой судна без грузовых операций, Обществом началась погрузка груза на т/х «GNR».

Дополнительно в адрес Общества была представлена копия MANIFEST OF CORGO на котором, должностным лицом таможенного органа был проставлен штамп «Вывоз разрешен» с проставлением даты - 07.04.2021г., подписи и оттиска личной номерной печати.

Также представитель ООО «Газпром транссервис» по доверенности ФИО2 указывает на то, что информация о извещении Общества либо его законного представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в материалах дела отсутствует. Письмо начальника таможенного поста Морской порт ФИО3 Краснодарской таможни ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ N 61-12/0322, содержащее сведения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Общества, было вручено и.о. начальника юридического отдела Общества ФИО2, не имевшей полномочий на получение корреспонденции для юридического лица.

Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ содержит информацию о том, что должностным лицом Таможенного поста Морской порт ФИО3 Краснодарской таможни действия Общества были переквалифицированы со ст. 16.15 КоАП РФ на ч.1 ст.16.9 КоАП РФ.

Переквалификация действий Общества с ст. 16.15 КоАП РФ на ч.1 ст. 16.9 КоАП РФ была произведена должностным лицом таможенного органа и повлекла значительное ухудшение положения Общества, что согласно позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», недопустимо.

Заявитель – представитель ООО «Газпром транссервис» по доверенности ФИО2 в судебном заседании поддержала доводы, указанные в жалобе.

Представитель Краснодарской таможни по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, суду пояснил, что единственным и достоверным уведомлением разрешающим разгрузку груза является печать проставленная на грузовых документах. Данная печать предназначалась для экспедитора, поэтому ООО «Газпром транссервис» не имело право проводить разгрузку товара ссылаясь на данную печать согласно Приказу . Уведомление Таможенный орган формирует путем присвоения специального номера. В предоставленных заявителем документах на печати нет такого номера. Новороссийским центром электронного декларирования формируется данный номер. Сотрудники и должностные лица Таможенного органа не имеют полномочий на мониторинг данных деклараций, поскольку все это происходит в электронном виде.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

В соответствии с частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.

<адрес>

<адрес>

ДД.ММ.ГГГГ посредством программы КПС «Учет и контроль товаров на ВХ» на таможенный пост Морской порт ФИО3 Краснодарской таможни поступил отчет по форме от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ДД.ММ.ГГГГ в 04 часов 00 минут осуществлена выдача товара со склада временного хранения ООО «Газпром Транссервис» в полном объеме.

В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 14 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союза) товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза, в том числе до момента приобретения статуса товаров Союза.

Пунктом 3 статьи 100 ТК ЕАЭС установлено, что с момента регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении.

Согласно пункта 1 статьи 98 ТК ЕАЭС хранение иностранных товаров осуществляется в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, либо до дня применения изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса).

Местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств - членов Союза (пункт 1 статьи 99 ТК ЕАЭС).

Территория складов временного хранения является зоной таможенного контроля (пункт 1 статьи 319 ТК ЕАЭС).

Владелец склада временного хранения осуществляет хранение на складе временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом (статья 410 ТК ЕАЭС).

В соответствии с разделом 8 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения относится к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела.

Основанием для выдачи товара со склада временного хранения является выпущенная декларация на товар, а разрешением для фактической выдачи товара является уведомление, являющееся разрешением на выдачу товаров (части товаров) с СВХ (далее - уведомление), согласно п.12 Приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности.

Согласно п.13 Приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ, если оформление документов в соответствии с целями, указанными в пункте 11 настоящего Порядка, произведено иным таможенным органом, этот таможенный орган передаёт копии оформленных документов (сведения) таможенному посту, осуществляющему контроль за функционированием СВХ (иного места временного хранения), на котором размещены подлежащие выдаче и вывозу товары (часть товаров). Таможенный пост, осуществляющий контроль за функционированием СВХ (иного места временного хранения) на основании полученных документов формирует уведомление, предусмотренное пунктом 12 Порядка, утвержденного Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ и направляет его владельцу СВХ (лицу, получившему разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров). Совершение операций, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляется в течение 1 часа с момента оформления документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта. Владелец СВХ (лицо, получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) осуществляет выдачу товаров (части товаров) в соответствии с информацией, содержащейся в уведомлении, предусмотренном пунктом 12 порядка, утвержденного Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ.

Иного порядка, направления уведомления таможенным органом законом не предусмотрено.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, является порядок выдачи (передачи) товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении.

Объективная сторона правонарушения образует противоправное деяние, выразившееся в выдаче без разрешения таможенного органа товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении, то есть в передаче без решения таможенного органа находящихся под таможенным контролем товаров, третьим лицам по волеизъявлению лица, ответственного за их сохранность, с юридическим оформлением факта передачи или без такового.

В данном случае, товар находился на временном хранении на СВХ ООО «Газпром транссервис», следовательно, таким лицом, изъявившим волю о выдаче с СВХ без разрешения таможенного органа товара, ответственным за сохранность товара, является владелец СВХ, то есть ООО «Газпром транссервис» (ст. 414 ТК ЕАЭС).

Субъектом рассматриваемого правонарушения при выдаче (передаче) товаров являются лица, на которых таможенным законодательством возложена обязанность по обеспечению сохранности товаров, в том числе юридическое лицо, осуществляющее временное хранение на СВХ товаров, находящихся под таможенным контролем. В данном случае, таким лицом является владелец СВХ ООО «Газпром транссервис», осуществляющее временное хранение находящегося под таможенным контролем товара, на которого возложена таможенным законодательством обязанность по обеспечению сохранности хранимых на СВХ товаров (свидетельство о включении в реестр владельцев складов временного хранения от ДД.ММ.ГГГГ).

Вина ООО «Газпром транссервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ подтверждается следующими документами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ, отчетом от ДД.ММ.ГГГГ, актом учета стояночного времени судна, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, договором от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Таким образом, ООО «Газпром транссервис» правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.

Действия ООО «Газпром транссервис» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 29.1 КоАП РФ, судьёй не усматривается.

Порядок привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушен.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение, административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, вынесено уполномоченным на то должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает назначение административного штрафа на юридических лиц в сумме от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3.3.)

Судья считает необходимым учесть доводы представителя ООО «Газпром транссервис» по доверенности ФИО2 о том, что в результате совершения административного правонарушения не нарушены права третьих лиц, не наступили тяжелые последствия, в частности, для иных субъектов предпринимательской деятельности.

Общество ранее не привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушения аналогичного характера.

В материалах дела также отсутствуют доказательства пренебрежительного отношения Общества к своим публично-правовым обязанностям, что подтверждается представленными суду копиями документов с проставленными на них разрешительными штампами Таможенного поста Морского порта ФИО3 Краснодарской таможни (копии находятся в материалах дела).

Балее того, Таможенным постом Морского порта ФИО3 Краснодарской таможни, пусть и с задержкой, но все-таки было направлено в адрес Общества уведомление, предусмотренное п.12 Приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N 444.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,

Р Е Ш И Л:

Изменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем начальника Краснодарской таможни ФИО1, по которому ООО «Газпром транссервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ с назначением наказания виде штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей, и назначить ООО «Газпром транссервис» административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

В силу части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский Краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней.

Судья: Е.В. Метелкин