ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-484/2021 от 04.10.2021 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Савченко М.П. Дело № 12-484/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ханты-Мансийск дело № 7-740/2021 04 октября 2021 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Першаков Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Троицкой Н.М. на решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автоном-ного округа - Югры от 11.08.2021, принятое по жалобе на вынесенное в отношении ФИО1 постановление по делу об административном право-нарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федера-ции об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Ман-сийского автономного округа - Югры от 28.04.2021, оставленным без изменения решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского авто-номного округа - Югры от 11.08.2021, директор Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше-ниях, подвергнут административному наказанию в виде наложения администра-тивного штрафа в размере 10000 рублей за нарушение им, как главным распоряди-телем бюджетных средств, условий предоставления субсидии главе крестьянского (фермерского) хозяйства (далее – КФХ) (ФИО)7 по заключённому с тем Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры соглашению от (дата)(номер) о предоставлении субсидии на под-держку агропромышленного комплекса в рамках реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агро-промышленного комплекса» (далее – Соглашение от (дата)).

Защитник Троицкая Н.М. обратилась в суд Ханты-Мансийского автоном-ного округа - Югры с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене указанных постановления и решения в связи с их незаконностью и необоснованностью.

В судебном заседании защитник Троицкая Н.М. поданную жалобу поддержала.

Надлежащим образом извещённый о месте и времени рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении ФИО1 в суд автономного округа не явился и об отложении рассмотрения жалобы не хода-тайствовал, однако его присутствие в судебном заседании не является обязатель-ным. В связи с этим, учитывая положения части 2 статьи 25.1 и пункта 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонару-шениях, поданная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие названного лица.

Изучив жалобу, проверив дело в соответствии с требованиями, предусмотрен-ными частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нахожу основания для отмены оспариваемого судебного акта.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в числе прочего, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоя-тельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 Ко-декса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.

По смыслу закона, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья обязан проверить соблюдение органом, должностным лицом процессуальных требований и правильность применения норм материального права, а также обязан проверить доводы самой жалобы, дав в решении оценку обстоятельствам, на которые имеются ссылки в жалобе, с тем, чтобы обеспечить выполнение предусмотренных статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задач производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Проверка настоящего дела в суде автономного округа показала, что при рас-смотрении жалобы на постановление по делу об административном правонаруше-нии судьёй районного суда названные процессуальные требования не выполнены.

Частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Основы бюджетного процесса в Российской Федерации, в том числе осно-вания и порядок предоставления бюджетных ассигнований, включая субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Так, согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. от 22.10.2014) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпри-нимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. от 27.12.2018) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринима-телям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг пре-доставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов терри-ториальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предус-мотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российс-кой Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах терри-ториальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответ-ствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномо-ченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 № 344-п (в ред. от 26.04.2019) утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропро-мышленного комплекса». В приложении № 14 к данной государственной прог-рамме определен Порядок предоставления субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (далее – Порядок).

Пунктами 1.2 и 1.3 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – Департамент), до которого доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий фи-нансовый год, с целью возмещения части затрат при осуществлении производства, реализации и (или) собственной переработке молока – субсидии предоставляются, в частности, крестьянским (фермерским) хозяйствам (далее – Получатели), заре-гистрированным и осуществляющим деятельность в автономном округе.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка основанием для перечисления суб-сидии является соглашение о предоставлении субсидии (далее – Соглашение), заключенное между Департаментом и Получателем.

Форма и содержание Соглашения должны отвечать требованиям, предусмот-ренным соответственно пунктами 1.6 и 1.7 Порядка.

Перечень документов, предоставляемых Получателем в Департамент для пре-доставления субсидии, приведён в пункте 2.1 Порядка: так, Получатели в срок не позднее 10 декабря текущего финансового года представляют в Департамент: 1) заявление о предоставлении субсидии по форме, утвержденной Департаментом; 2) реквизиты банковского счета Получателя; 3) справку-расчет субсидий на реализацию и (или) собственную переработку молока, справки-расчеты о дви-жении поголовья сельскохозяйственных животных за отчетный период текущего финансового года, отчетного и предшествующего отчетному финансовому году (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые начали хозяйственную деятельность в текущем и отчетном финансовом году), документы, подтверждающие продуктивность за отчетный финансовый год и год, предшест-вующий отчетному финансовому году (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые начали хозяйственную деятельность в текущем и отчетном финансовом году), по формам, утвержденным Департаментом; 4) реестр документов, подтверждающих факт реализации и (или) отгрузки на собственную переработку молока за период, заявленный для предоставления субсидии.

Кроме того, на основании пункта 2.2 Порядка Департамент самостоятельно в течение 1 рабочего дня запрашивает в порядке межведомственного информацион-ного взаимодействия, установленного Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», по необходимости, следующие документы: 1) документы об отсутствии задолжен-ности по уплате налогов, сборов, страховых сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 2) документы, подтверждающие отсутствие выплат средств бюджета автономного округа, на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в пункте 1.1 Порядка; 3) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей – указанные доку-менты могут быть представлены Получателем самостоятельно в день подачи заявления на предоставление субсидии.

Пунктом 2.3 Порядка установлен запрет на истребование от Получателя иных документов (копий документов), не предусмотренных Порядком.

В соответствии с пунктом 2.5 Порядка Департамент в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 2.1 Порядка, осуществляет их проверку на предмет достоверности и направляет поступившие документы на рассмотрение комиссии по предоставлению государственной поддержки сельско-хозяйственным товаропроизводителям, действующей при Департаменте (далее - комиссия). Решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии принимается комиссией в течение 3 рабочих дней со дня поступления на её рассмотрение документов, указанных в пунктах 2.1, 2.2 Порядка. Решение оформляется протоколом заседания комиссии.

В случае принятия решения о предоставлении субсидии Департамент в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола направляет Получателю подписанное со стороны Департамента Соглашение для его подписания лично или посредством почтового отправления (пункт 2.6 Порядка).

Согласно пункту 2.9 Порядка в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении субсидии, предусмотренных в пункте 2.8 Порядка, Департамент осуществляет перечисление субсидии Получателю в пределах утверждённых бюджетных ассигнований. Перечисление средств осуществляется в порядке, сроки и на счета, установленные Соглашением.

Пунктом 2.8 Порядка предусмотрены следующие исчерпывающие основа-ния для отказа в предоставлении субсидии: 1) отсутствие средств федерального бюджета, бюджета автономного округа на реализацию Порядка; 2) нарушение срока представления документов; 3) непредставление Получателем документов, указанных в пунктах 2.1, 2.6 Порядка; 4) представление документов с нарушением требований к их оформлению; 5) выявление в представленных документах сведе-ний, не соответствующих действительности; 6) несоответствие Получателя требо-ваниям, установленным пунктами 1.3, 1.9, 1.10 Порядка.

Согласно оспариваемому постановлению директору Департамента промыш-ленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ФИО1, подписав-шему (дата) Приказ № (номер) о предоставлении КФХ (ФИО)8 субсидии, оформленной Соглашением от (дата), вменено нарушение требо-ваний пункта 2.9 Порядка и пункта 3.1.2 Соглашения от 22.07.2019, предусматри-вавшего в качестве условия предоставления субсидии представление Получателем в Департамент документов, подтверждающих факт произведённых Получателем затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия.

Ссылаясь на вышеприведённые нормативные положения, защитник в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении приводила конкретные доводы об отсутствии в действиях ФИО1 состава администра-тивного правонарушения, а именно о том, что решение о предоставлении Полу-чателю субсидии и приказ о перечислении средств субсидии Департаментом были оформлены в соответствии с Порядком и Административным регламентом (утв. Приказом Департамента от 20.12.2017 № 8-пн), предоставление же Получателем документов, указанных в пункте 3.1.2 Соглашения от 22.07.2019, Порядком не предусматривалось и требовать такие документы от Получателя на стадии предос-тавления субсидии Департамент не мог в силу пункта 2.3 Порядка.

Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление по делу об админи-стративном правонарушении, судья в решении сослался на то, что «доводы жалобы являются несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела, а также основаны на неверном толковании норм закона».

Однако подобные выводы не могут быть признаны правомерными в той форме, в какой они изложены в решении. Фактически судья не высказал какого-либо правового суждения по существу доводов, приведённых в жалобе, не указал – в чём именно эти доводы, по его мнению, противоречат законодательным нормам, тем самым презюмировав законность и обоснованность обжалуемого постанов-ления должностного лица, то есть нарушил требования статей 1.5 и 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что судья Ханты-Мансийского районного суда, по сути, не вникал в существо рассматриваемого дела, не выпол-нил возложенную на него Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях обязанность по всестороннему, полному и объективному выяс-нению всех обстоятельств дела, разрешению его в соответствии с законом.

Поскольку обжалованное решение судьи подлежит отмене по изложенным выше основаниям, доводы защитника должны быть предметом исследования в рамках нового производства по жалобе этого лица на постановление по делу об административном правонарушении.

При новом пересмотре настоящего дела судье районного суда следует принять во внимание бланкетный характер части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку она подлежит применению с учётом положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и других норм отраслевого законодательства, в том числе региональ-ного законодательства, регламентирующего условия предоставления субсидий. Также следует учесть, что соглашение о предоставлении субсидии не является нормативным правовым актом – его содержание должно соответствовать уста-новленным нормативным требованиям, в связи с чем не выполнение каких-либо условий такого соглашения стороной само по себе не образовывает состав адми-нистративного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Ко-декса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 и статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонару-шениях,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.08.2021, принятое по жалобе на вынесенное в отношении ФИО1 постановление по делу об административ-ном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российс-кой Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотре-ние в Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (другому судье).

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры (подпись) Д.А. Першаков

КОПИЯ ВЕРНА:

судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры Д.А. Першаков