ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-484/2022 от 27.10.2022 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

дело №12-484/2022

(43RS0003-01-2022-004103-38)

РЕШЕНИЕ

27 октября 2022 года город Киров

Судья Первомайского районного суда г.Кирова Автамонов А.Р.,

при секретаре Поповой Т.А.,

с участием представителя ООО «Единая касса» Бердинских Д.А.,

представителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области ФИО4,

рассмотрев жалобу представителя ООО «Единая касса» Бердинских Д.А. на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 27.05.2022 {Номер}, которым ООО «Единая касса» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.19 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

27.05.2022 постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области ФИО5{Номер}-А ООО «Единая касса» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.13.19 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

17.08.2022 решением руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области ФИО6 вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

Представителем Общества Бердинских Д.А. на решение от 17.08.2022 подана в суд жалоба, в которой он указывает, что решение является незаконным и необоснованным, поскольку на дату начала отчетного периода и на протяжении большей части отчетного периода Общество состояло в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в категории «микропредприятие» и сделать вывод о наличии обязанности по сдаче отчетности ему не представлялось возможным, поэтому отсутствует событие административного правонарушения. Также в жалобе указано, что административного дело было возбуждено в нарушение требований, предусмотренных Постановлением №336.

Просит решение руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области ФИО6 отменить в связи с отсутствием события административного правонарушения. В случае, если суд не выявит оснований для отмены решения на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ – отменить решение в связи с несоблюдением административным органом требований, предусмотренных Постановлением №336, либо признать правонарушение малозначительным, либо заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение.

В судебном заседании представитель ООО «Единая касса» Бердинских Д.А. доводы жалобы поддержал, просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием события правонарушения, обратил внимание суда, что согласно внесенным изменениям в ст.4.1.1 КоАП РФ замена штрафа на предупреждением применяется не только в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

ФИО1 Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области просит оспариваемое постановление и решение вышестоящего должностного лица оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Выслушав ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст.26.1 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 Положения, об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 №620, первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Согласно пункту 14 Положения, непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.13.19 КоАП РФ, непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Согласно материалам дела, ООО «Единая касса» не предоставило в установленный срок в Кировстат первичные статистические данные по Форме №3-информ за 2021 год, что является нарушением требований Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете системе государственной статистики в Российской Федерации» и постановлена Правительства Российской Федерации от 18:08.2008 №620 «Об условиях предоставления обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета».

Согласно Приложению №1 к Приказу №463, Форму №3-информ ежегодно представляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), основной вид экономической деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОКВЭД2 (ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метролога от 31 января 2014 года №14-ст) относится к следующим группам: сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (Раздел А); добыча полезных ископаемых (Раздел В); обрабатывающие производства (Раздел С); обеспечение электрической энергией, газом паром; кондиционирование воздуха (Раздел D); водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (Раздел Е); строительство (Раздел F); торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств мотоциклов (Раздел G); транспортировка и хранение (Раздел Н); деятельность гостиниц организаций общественного питания (Раздел I); деятельность в области информации и связи (Раздел J); деятельность финансовая и страховая (Раздел К); деятельность по операциям недвижимым имуществом (Раздел L); деятельность профессиональная, научная техническая (Раздел М); деятельность административная и сопутствующие дополнительны услуги (Раздел N); государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение (Раздел О) (за исключением деятельности по управлению эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным (код 84.23.4) деятельности по обеспечению общественного порядка и безопасности (код 84.24); образование высшее (ко 85.22); подготовка кадров высшей квалификации (код 85.23); деятельность в области здравоохранения и предоставления социальных услуг (Раздел Q); деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (Раздел R); ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения (код 95) -территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу с 15 февраля по 1 апреля.

В соответствии с п.4 Указаний по заполнению формы №3-информ форму заполняют все организации, вне зависимости от того использовали ли они цифровые технологии или нет. Подраздел 1 (строки 101-109, 112-122 графа 3), Подраздел 16 (строки 1601-1617 графа 3) - не имеют ограничений и условий при их заполнении. Другие подразделы подлежат заполнению только при определенных условиях и наличии отдельных видов цифровых технологий.

В случае отсутствия явления респондентами направляется подписанный в установленном порядке отчет по форме с заполненным титульным разделом формы, а также значениями по обязательным строкам. В остальных строках, заполняемых при определенных условиях не должно указываться никаких значений данных, в том числе нулевых и прочерков.

Срок предоставления Формы №3-информ с 15 февраля по 1 апреля, т.е. за 2021 год - с 15.02.2022 по 01.04.2022.

Фактически Форма №3-информ ООО «Единая касса» за 2021 год не предоставлена.

Согласно сведениям с сайта ФНС России, ООО «Единая касса» в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства не состоит.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, Общество имеет основной вид деятельности 66.19, что является «Деятельность вспомогательная прочая в сфере финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения» т.е. относится к Разделу К «Деятельность финансовая и страховая» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОКВЭД2. Соответственно, ООО «Единая касса» включено в перечень организаций для предоставления сведений по Форме №3-информ за 2021 год.

Таким образом, ООО «Единая касса» является респондентом по указанной форме и обязано предоставлять первичные статистические данные в установленный для этого срок.

Факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.19 КоАП РФ, подтверждается исследованными в ходе судебного заседания доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают. Собранные доказательства по делу в их совокупности исчерпывающим образом доказывают вину Общества в совершении правонарушения и являются допустимыми и достаточными. Не доверять письменным материалам административного дела, подтверждающим виновность Общества, у суда оснований не имеется. В то же время, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о невиновности ООО «Единая касса».

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области в отношении ООО «Единая касса» протокола от 16.05.2022 и на его основании постановления от 27.05.2022 о привлечении ООО «Единая касса» к административной ответственности по ч.1 ст.13.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа 20 000 рублей.

Решением руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области ФИО10 от 17.08.2022 постановление от 27.05.2022 оставлено без изменения.

Довод заявителя о том, что Общество является «микропредприятием» суд находит несостоятельным.

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства содержатся в Федеральном законе от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона №209-ФЗ, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты (юридические липа и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями; установленными указанным законом, к малым предприятиям, а также микропредприятиям и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно сведениям из Единого реестра с сайта ФНС России, в период с 01.08.2016 по 10.07.2021 ООО «Единая касса» состоит в Едином реестре с присвоенной категорией «микропредприятие»; в период с 11.07.2021 по 09.07.2022 - сведения в Едином реестра отсутствуют; с 10.07.2022 - включен в Единый Реестр с категорией «микропредприятие».

Как следует из Единого реестра по состоянию на дату предоставления формы 3-информ (срок предоставления с 15 февраля по 1 апреля, т.е. за 2021 год - с 15.02.2022 по 01.04.2022, а дата совершения административного правонарушения 02.04.2022) Общество не включено в Единый реестр.

Таким образом, ООО «Единая касса» обязано было предоставлять первичные статистические данные.

Суд также не принимает довод Общества о нарушении Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кировской области положений Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», согласно которому в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, т.к. правонарушение выявлено не в рамках плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановой проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), а непосредственно должностным лицом Кировстата.

Довод представителя ООО «Единая касса» о том, что правонарушение является малозначительным, суд находит несостоятельным.

На основании ст.2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом, применение ст.2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

Состав правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.13.19 КоАП РФ является формальным. Вместе с тем, законодательство Российской Федерации, регулирующее данные общественные отношения, имеет своей целью обеспечение достоверности и объективности официального статистического учета первичных статистических данных. Поэтому факт совершения правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.19 КоАП РФ, не ставится в зависимость от наличия наступивших последствий или угрозы наступления таких последствий. В данном случае, опасность совершенного правонарушения заключается в ненадлежащем отношении привлеченного к ответственности юридического лица к возложенным законодательством обязанностям, а потому довод жалобы о малозначительности совершенного правонарушения противоречит положениям ст.2.9 КоАП РФ.

Суд учитывает также, что у юридического лица имелась реальная возможность представить статистическую отчетность в срок.

Таким образом, с учетом характера совершенного правонарушения, степени его общественной опасности, наличия существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям в области связи и информации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отнесения совершенного правонарушения к малозначительным и освобождении ООО «Единая касса» от административной ответственности.

Вместе с тем, материалы дела не содержат каких-либо данных о том, что ООО «Единая касса» ранее привлекалось к административной ответственности за совершение однородных правонарушений.

Исходя из требований ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ (в редакции от 14.07.2022 №290-ФЗ), за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи.

В силу ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3.4 КоАП РФ.

Принимая во внимание, что действия ООО «Единая касса» не повлекли причинения вреда, предусмотренного в соответствии со ст.3.4 КоАП РФ, учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, учитыая, что отчетность в дальнейшем была представлена Обществом в орган государственной статистики, совершение юридическим лицом административного правонарушения впервые, суд приходит к выводу о замене на основании ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ назначенного ООО «Единая касса» наказания в виде административного штрафа предупреждением.

На основании изложенного, руководствуясь ст.4.1.1, п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу представителя ООО «Единая касса» Бердинских Д.А. удовлетворить

Решение руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области ФИО6 от 17.08.2022, которым постановление от 27.05.2022 {Номер}-А по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.19 КоАП РФ, в отношении ООО «Единая касса» оставлено без изменения – отменить.

Постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области ФИО5{Номер}-А от 27.05.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.19 КоАП РФ, в отношении ООО «Единая касса» изменить, на основании ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ назначенное ООО «Единая касса» наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей заменить на предупреждение.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья А.Р. Автамонов

Решение28.10.2022