Дело № 12-485/2018
Р Е Ш Е Н И Е
<...> 31 октября 2018 года
Судья Октябрьского районного суда г. Кирова Николина Н.С.,
при секретарях судебного заседания Мочаловой П.В., ШулятьевойА.Ю.,
рассмотрев жалобу директора КОГАОУ ДО «Центр дополнительного образования одаренных школьников» на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО1 № 1864 от 28.08.2018 о признании КОГАОУ ДО «Центр дополнительного образования одаренных школьников» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО1 №1864 от 28.08.2018 КОГАОУ ДО «Центр дополнительного образования одаренных школьников» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 55000руб.
КОГАОУ ДО «Центр дополнительного образования одаренных школьников» (далее также – КОГАОУ ДО «ЦДООШ») обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит оспариваемое постановление отменить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
В обоснование жалобы указало, что с указанными в постановлении нарушениями КОГАОУ ДО «ЦДООШ» согласен, отмечая вместе с тем следующее. По п. 1 постановления: действительно, в нарушение нормативных требований в карточках бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих веществ у работников Н., В., С. не отмечена ежемесячная выдача указанных средств. Это объясняется тем, что смывающие вещества выдаются в дозирующих устройствах, а не лично работникам, в связи с чем выдачу средств забыли отметить в карточке. Ответственным за выдачу смывающих веществ сделано замечание, впредь ошибка повторяться не будет. По п. 2 постановления: в нарушение нормативных требований в личных карточках работников Н.., В., С. не указаны типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, а также отсутствует указание на пункт типовых норм. Указанное нарушение было исправлено сразу после проведения проверки, ответственному лицу сделано замечание. По п. 3 постановления: внарушение нормативных требований в личной карточке учета выдачи СИЗ В. не указаны типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также отсутствует указание на пункт типовых норм. Указанное нарушение было исправлено сразу после проведения проверки, ответственному лицу сделано замечание. По п. 4 постановления: в нарушение нормативных требований в карточке выдачи индивидуальных средств защиты не указана выдача столяру В. сапог резиновых с защитным подноском. Вдействительности сапоги были выданы, но с момента их выдачи к моменту проверки прошло более года. Нарушение объясняется тем, что выданные В. сапоги через год после выдачи были в хорошем состоянии, вследствие чего было решено продлить срок их использования. Однако указанный факт не был отражен в карточке. В настоящее время нарушение устранено, В. выданы новые сапоги. По п. 5 постановления: внарушение требований правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, дверцы электрощитов в столярном помещении и гараже не были закрыты на замок. Указанное нарушение было исправлено сразу после проведения проверки, ответственному лицу сделано замечание. По п.6.1 постановления: в нарушение нормативных требований в гараже лагеря не установлены колесоотбойные устройства. Указанное нарушение на момент подачи жалобы не устранено, его планируется устранить к 28 сентября 2018года. По п. 6.2 постановления: в нарушение нормативных требований в гараже лагеря разметка, определяющая места установки АТС, отсутствует. Указанное нарушение на момент подачи жалобы не устранено, его планируется устранить к 28 сентября 2018 года. По п. 6.3 постановления: внарушение нормативных требований в гараже не вывешен план расстановки АТС с описанием очередности и порядка их эвакуации в случае пожара, освещаемый в ночное время. Указанное нарушение на момент подачи жалобы не устранено, его планируется устранить к 28 сентября 2018 года. По п. 6.4 постановления: в нарушение нормативных требований в гараже лагеря на момент проверки хранились 4 шины. Указанное нарушение устранено, шины убраны из гаража. По п. 6.5 постановления: в нарушение нормативных требований в помещениях гаража, предназначенных для стоянки АТС, в момент проверки присутствовали материалы и запасные части, используемые для ремонта. Указанное нарушение устранено, материалы и запчасти убраны из помещений гаража, предназначенных для стоянки АТС. Механику сделано замечание. По п. 6.6 постановления: в нарушение нормативных требований в зоне технического обслуживания и ремонта АТС в помещениях гаража лагеря допущено хранение отработанного масла и тары. Указанное нарушение устранено, пустая тара и отработанное масло убраны из зоны технического обслуживания и ремонта АТС гаража, механику сделано замечание.
Податель жалобы полагает, что выявленные нарушения с учетом их характера, размера вреда и тяжести наступивших последствий являются малозначительными.
Кроме того, в соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений. По результатам проверки КОГАОУ ДО «ЦДООШ» большая часть нарушений уже устранена, остальные – планируется устранить в ближайшее время. Таким образом, уже сам факт указания государственным инспектором труда на нарушения создал условия как для устранения существующих нарушений, так и для предупреждения новых. Порезультатам проверки было проведено совещание всех ответственных лиц, намечен план по совершенствованию работы по исполнению норм трудового законодательства. Уплата штрафа только уменьшит сумму, которую можно было бы использовать для устранения недостатков и проведения дальнейшей работы. Кроме того, ранее проверки Государственной инспекции труда в КОГАОУ ДО «ЦДООШ» проходили без замечаний, ранее учреждение не привлекалось к административной ответственности.
С учетом вышеизложенного директор КОГАОУ ДО «Центр дополнительного образования одаренных школьников» просила признать совершенное учреждением правонарушение малозначительным, применив ст.2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании директор КОГАОУ ДО «Центр дополнительного образования одаренных школьников» ФИО2 доводы и требования, изложенные в жалобе, поддержала, просила поданную ей жалобу удовлетворить, дополнительно указав, что в настоящее время все нарушения, выявленные сотрудниками Государственной инспекции труда в Кировской области в результате проверки, устранены.
Представитель Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно представленным возражениям, просил суд отказать КОГАОУ ДО «Центр дополнительного образования одаренных школьников» в удовлетворении его жалобы, указав, что совершенное им правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку существенно нарушает права граждан на безопасный труд.
Выслушав директора КОГАОУ ДО «Центр дополнительного образования одаренных школьников» ФИО2, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель, в частности, обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В силу ст. 419 ТК РФ, лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются, в том числе, к административной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как установлено в судебном заседании, в период с 06.08.2018 по 28.08.2018 проведена внеплановая выездная проверка Кировского областного государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования одаренных школьников» в части деятельности детского оздоровительного лагеря «Вишкиль» (далее – Лагерь), в ходе которой были выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
1. Приказом КОГАОУ ДО «ЦДООШ» от 01.08.2017 №042/3-х утверждены Нормы бесплатной выдачи работникам Центра смывающих и (или) обезвреживающих средств. В нарушение требований приказа Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 №1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» и приказа КОГАОУ ДО «ЦДООШ» от 01.08.2017 №042/3-х работникам Н.., В., С. мыло или жидкие моющие средства выдаются не ежемесячно. Так, например, столяру В. мыло или жидкие моющие средства в количестве 500 мл были выданы только 10.01.2018, 05.05.2018, 17.07.2018.
2. В соответствии с требованиями п. 5 приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» смывающие и (или) обезвреживающие средства предоставляются работникам в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, согласно приложению № 1 к указанному приказу.
В нарушение указанных нормативных требований в личных карточках работников Н., В., С. не указаны типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, а также отсутствует указание на пункт типовых норм.
3. Приказом КОГАОУ ДО «ЦДООШ» от 26.07.2018 №40/2-х утверждено Положение о порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.12.2014 №997н.
В соответствии с требованиями п. 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 №290н выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к указанным Правилам.
В нарушение нормативных требований в личной карточке учета выдачи СИЗ В. не указаны типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также отсутствует указание на пункт типовых норм.
4. В нарушение требований п. 162 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Министерства труда и социальной зашиты Российской Федерации от 09.12.2014 №997н столяру В. не выданы сапоги резиновые с защитным подноском.
5. В соответствии с требованиями п. 3.12 Правил по охране труда, при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.07.2013 №328н двери помещений электроустановок, камер, щитов и сборок, кроме тех, в которых проводятся работы, должны быть закрыты на замок.
В нарушение указанных требований щитовые в столярном помещении и гараже Лагеря не закрыты на замок.
6. Выявлены нарушения требований постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.05.2003 №28 «Обутверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте» (далее – Правила):
6.1. В соответствии с требованиями п. 3.4.3 Правил вдоль стен, у которых устанавливаются АТС, должны предусматриваться колесоотбойные устройства, выполненные в соответствии с требованиями действующих нормативных актов, обеспечивающих зазор от крайней точки АТС до стены не менее 0,3 м. Внарушение указанных нормативных требований в гараже Лагеря колесоотбойные устройства не установлены.
6.2. В соответствии с требованиями п. 3.4.4, полы в помещении для хранения АТС должны иметь разметку, определяющую места установки АТС, и проезды. При разметке следует учитывать, что расстояние между двумя параллельно стоящими АТС должно быть достаточным для свободного открывания дверей кабины. В нарушение указанных нормативных требований в гараже Лагеря разметка, определяющая места установки АТС, отсутствует.
6.3. В соответствии с требованиями п. 3.4.5 Правил, в помещениях для хранения АТС на видном месте должен быть вывешен план расстановки АТС с описанием очередности и порядка их эвакуации в случае пожара, освещаемый в ночное время. В нарушение указанных требований план расстановки АТС отсутствует.
6.4. В соответствии с требованиями п. 5.1.8 Правил, отдельные помещения должны предусматриваться для хранения шин и резинотехнических изделий. В нарушение указанных нормативных требований в гараже лагеря не предусмотрено отдельное помещение для хранения шин и резинотехнических изделий.
6.5. В соответствии с требованиями п. 2.5.13 Правил, в помещениях, предназначенных для стоянки АТС, а также на стоянках под навесом или на площадках не допускается хранить какие-либо материалы и предметы. Внарушение указанных нормативных требований в помещениях гаража, предназначенных для стоянки АТС, хранятся различные материалы, предметы и запасные части.
6.6. В соответствии с требованиями п. 2.1.1.26 Правил, в зоне технического обслуживания и ремонта АТС не допускается хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов. В нарушение указанных нормативных требований в помещениях гаража Лагеря допущено хранение отработанного масла и тары.
Вина КОГАОУ ДО «Центр дополнительного образования одаренных школьников» в совершении административного правонарушения подтверждена следующими документами: протоколом об административном правонарушении №43/12-1980-18-И от 28.08.2018, уведомлением о проведении внеплановой выездной проверки, распоряжением ГИТ в Кировской области о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица от 23.07.2018, актом проверки № 43/12-1976-18-И от 28.08.2018, предписанием № 43/12-1977-18-И и иными материалами дела, а также не оспаривалась законным представителем КОГАОУ ДО «Центр дополнительного образования одаренных школьников».
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства дела, установленные в оспариваемом постановлении, подтверждаются совокупностью добытых в ходе производства по делу об административном правонарушении доказательств, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Деяние КОГАОУ ДО «Центр дополнительного образования одаренных школьников» правильно квалифицировано по ч. 1 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области № 1864 от 28.08.2018 отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Таким образом, вывод главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области о виновности КОГАОУ ДО «Центр дополнительного образования одаренных школьников» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.5.27.1 КоАП РФ, является верным, основанным на имеющихся доказательствах, должный анализ и правильная оценка которым дана в обжалуемом постановлении. Каких-либо нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
При этом, суд не находит оснований для признания совершенного КОГАОУ ДО «Центр дополнительного образования одаренных школьников» административного правонарушения малозначительным ввиду следующего.
Как указано в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «Онекоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, объекта посягательства, а также сроков, установленных для привлечения к административной ответственности по указанной статье, суд не находит оснований для признания, совершенного КОГАОУ ДО «Центр дополнительного образования одаренных школьников» правонарушения малозначительным, поскольку в результате совершения данного правонарушения поставлены под угрозу общественные отношения в сфере охраны труда. Таким образом, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении и признания правонарушения малозначительным суд не усматривает.
Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера выявленных нарушений, допущенных КОГАОУ ДО «ЦДООШ», наличия обстоятельств, смягчающих ответственность юридического лица по делу, к которым суд относит совершение правонарушения впервые (доказательств обратного материалы дела не содержат), признание юридическим лицом своей вины в совершении правонарушения, а также с учетом отсутствия обстоятельств, отягчающих ответственность, суд приходит к выводу о том, что имеются предусмотренные законом основания для замены назначенного КОГАОУ ДО «ЦДООШ» наказания в виде административного штрафа на предупреждение. При этом, суд полагает, что наказание в виде предупреждения является соразмерным содеянному, таким видом наказания, назначенного юридическому лицу, будут достигнуты цели административного наказания, предусмотренные ст. 3.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление № 1864, вынесенное 28.08.2018 главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вотношении КОГАОУ ДО «Центр дополнительного образования одаренных школьников» изменить в части назначения наказания, назначить КОГАОУ ДО «Центр дополнительного образования одаренных школьников» наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд города Кирова в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Н.С. Николина