Судья: Ретина М.Н. № 12-485/2020 РЕШЕНИЕ г. Самара 17 сентября 2020 года Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., протокол судебного заседания велся помощником судьи Чуд\айкиной рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО3 на постановление Ленинского районного суда г.Самары от 08.07.2020 г. и ходатайство адвоката Селезнева С.А., действующего в интересах ФИО3, о восстановлении срока обжалования постановления Ленинского районного суда г.Самары от 08.07.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, установил постановлением Ленинского районного суда г.Самары от 08.07.2020 г. ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения митинга, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи В жалобе, поданной в Самарский областной суд, ФИО3 указывает, что как участник митинга выполнила все требования и указания сотрудников полиции; требований о прекращении митинга полиция не предъявляла; просит постановление районного суда отменить с прекращением производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. В жалобе, поданной в Самарский областной суд, адвокат Селезнев С.А., действующий в интересах ФИО3, просит восстановить срок подачи жалобы на постановление районного суда, поскольку срок пропущен по причине получения тяжелой травмы с 14.07.2020 г.; указывает на отсутствие в материалах дела сведений о времени предъявления ФИО3 законных требований, а также времени, которое предоставлено для исполнения требований; постановление не содержит указания на конкретного сотрудника полиции, которым предъявлено требование; ссылается на то, что участники публичного мероприятия не могут прекращать его проведение, поскольку данная обязанность возложена на организатора; при рассмотрении настоящего дела отсутствовал прокурор; привлечение ФИО3 к административной ответственности представляет собой необоснованное вмешательство в реализации прав, гарантированных ст.11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Изучив представленные материалы дела, проверив доводы жалоб и ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления суда, выслушав в судебном заседании ФИО3 и ее защитника Круглова А.Г. (по устному ходатайству) в поддержание данных доводов, прихожу к следующему выводу. В части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В соответствии с ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ, в случае пропуска по уважительной причине срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Как разъяснено в п. 29.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно положениям статей 30.3 и 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано. При этом копия постановления по делу об административном правонарушении должна быть вручена под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо выслана указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (часть 2 статьи 29.11 КоАП РФ). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 17 июля 2012 N 1339-О, если пропуск срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом; заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. По смыслу приведенных положений, для восстановления срока обжалования постановления суда являются уважительные причины его пропуска и таковыми могут признаваться любые причины, которые объективно препятствовали своевременному совершению соответствующего процессуального действия, и не могли быть преодолены по независящим от заинтересованного лица обстоятельствам. Согласно ст. 30.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо: выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу; разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы; направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица. Учитывая наличие приложенных адвокатом Селезневым С.А. к настоящей жалобе копий листков нетрудоспособности, подтверждающих нахождение адвоката Селезнева С.А. на листе нетрудоспособности с 14.07.2020 г., полагаю, что пропуск срока на обжалование решения районного суда по делу об административном правонарушении обусловлен уважительной причиной, и в соответствии с ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ подлежит восстановлению. Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ). В ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ публичное мероприятие -открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Согласно ч.3 ст.2 Федерального закона митингом является массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка сообщается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия. Статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в случаях и в сроки, установленные указанной статьей. Таким образом, данный Закон не допускает проведение публичного мероприятия без соответствующего уведомления органов исполнительной власти (за исключением одиночного пикета). В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии. Частью 2 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлено, что участники публичного мероприятия имеют право: 1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия; 2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации; 3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации. В соответствии с ч.3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: 1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; 3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств. Положениями статей 2, 12 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ "О полиции" установлено, что на полицию возлагаются, в том числе, обязанности по обеспечению совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасности граждан и общественного порядка; пресечение административных правонарушений и осуществление производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством к подведомственности полиции. Положениями п.п. 1, 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) установлено, что требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений; требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов. Частью 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Из материалов дела следует, что 21.06.2020 г. в 12.00 часов ФИО3 на пл. Куйбышева г.Самары участвовала в публичном мероприятии в форме митинга с целью выражения мнения граждан РФ о работе органов и должностных лиц государственной и муниципальной публичной власти РФ, о законности режима «повышенной» готовности и «самоизоляции» и его последствиях, о ранее принятых и уже вступивших в силу поправках в Конституцию РФ, о легальности, легитимности и целесообразности всероссийского голосования без подачи в установленном порядке в органы местного самоуправления уведомления о проведении данного публичного мероприятия, при этом в период проведения публичного мероприятия не выполнила требования сотрудника полиции о прекращении противоправных действий, предусмотренных п. 1,7 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 г., чем нарушила порядок организации и проведения публичного мероприятия, установленный п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.5 ст.20.2 КоАП РФ. Факт совершения ФИО3 правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении 20 № 3512140 от 26.06.2020 г. (л.д.4); актом исследования видеозаписи «Митинг Самара, пл.Куйбышева» от 25.06.2020 г., составленном оперуполномоченным ЦПЭ ГУ МВД России по Самарской области (л.д.8); фотоматериалами (л.д.9-10); ответом заместителя главы городского округа – руководителя Аппарата Администрации г.о. Самара ФИО4 от 25.06.2020 г., адресованным начальнику Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Самарской области (л.д.12-13); рапортом оперуполномоченного ЦПЭ ГУ МВД России по Самарской области от 25.06.2020 г. (л.д.15); рапортом и.о. заместителя начальника (по охране общественного порядка) Управления МВД России по г.Самаре от 25.06.2020 г. (л.д.20-21); протоколами опроса свидетелей ФИО1 и ФИО2 от 25.06.2020 г. (л.22-23, 27-28); копией уведомления о проведении публичного мероприятия от 05.06.2020 г. (л.д.24-25); ответом и.о. руководителя Департамента общественных и внешних связей Аппарата Администрации городского округа – заместителя руководителя Аппарата Администрации городского округа от08.06.2020 г. об отсутствии возможности согласования публичного мероприятия (л.д.25-26); видеозаписью (л.д.36), а также другими материалами дела об административном правонарушении. Приведенные выше доказательства согласуются между собой и с фактическими данными, являются достаточными, достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, обоснованно приняты судьей районного суда и положены в основу обжалуемого постановления, которое мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ. Статьей 3 Закона N 54-ФЗ установлено, что проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, названного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации; а также добровольности участия в публичном мероприятии. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 г. N 1618-О, от 24 октября 2013 г. N 1619-О, Закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия. Права и обязанности участника публичного мероприятия установлены ст. 6 Федерального закона N 54-ФЗ, в частности, согласно п. 1 ч. 3 указанной статьи, во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел. Вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты. Обязанность выполнять все законные требования сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации) возложена на участника публичного мероприятия пунктом 1 части 3 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ. Несоблюдение (нарушение) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 указанной статьи, в том числе обязанности выполнять все законные требования сотрудников органов внутренних дел, свидетельствует о нарушении участником публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ. Соответствующая правовая позиция выражена в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях». Из установленных по делу обстоятельств следует, что ФИО3 приняла участие в публичном мероприятии в форме митинга, не согласованном с исполнительным органом государственной власти, о чем он была уведомлена сотрудниками полиции, что подтверждается имеющейся в материалах дела видеозаписью, при этом не прекратила свое участие в несогласованном публичном мероприятии, тем самым нарушила возложенные на нее Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" обязанности участника публичного мероприятия выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел. Дело об административном правонарушении в отношении ФИО3 рассмотрено с соблюдением гарантированных процессуальных прав, по установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях правилам, право ФИО3 на справедливое судебное разбирательство не нарушено. Обязательное участие прокурора по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положениями указанного Кодекса не предусмотрено. Вопреки доводам жалоб положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950 г.) при производстве по делу о привлечении ФИО3 к административной ответственности не нарушены. Частью 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что осуществление прав на свободу выражения мнения и свободу собраний не подлежат никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Право на свободу собраний включает право выбирать время, место и способ проведения собрания в пределах, предусмотренных в пункте 2 статьи 11 указанной Конвенции. Необходимость предварительного уведомления в порядке, установленном законом, о массовом мероприятии нельзя рассматривать как посягательство на суть права, предусмотренного статьей 11 Конвенции, поскольку цель такой процедуры направлена, прежде всего, на то, чтобы предоставить властям возможность принять разумные и надлежащие меры по обеспечению благополучного проведения публичного мероприятия, обеспечить соблюдение прав и законных интересов других лиц, предотвращение беспорядков и преступлений. Соответственно, поскольку государство вправе выдвигать требование о согласовании с властями проведение массового мероприятия, у него должна быть возможность налагать санкции на участников митингов, которые это требование не соблюдают. В данном случае вмешательство со стороны полиции в право заявителя на свободу мирного собрания не имело место. Проведенные 21.06.2020 г. массовые мероприятия, в которых участвовала ФИО3, сотрудниками полиции не были принудительно прекращены, вмешательство полиции в их проведение не имело место. Последующее привлечение ФИО3 к административной ответственности за участие в несогласованном публичном мероприятии и нарушение, как участником публичного мероприятия, установленного порядка его проведения, осуществлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и по основаниям, предусмотренным законом. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства. Таким образом, права участников публичных мероприятий не ограничены при соблюдении предусмотренных законом ограничений, которые не были соблюдены участниками несогласованного публичного мероприятия, проведенного 21.06.2020 г., поэтому права ФИО3 на свободу выражения мнения не нарушены. Принимая участие в несогласованном публичном мероприятии и не выполняя в ходе его проведения законные требования сотрудников полиции о прекращении участия в таком мероприятии, ФИО3 имела возможность предвидеть в степени, которая является разумной при таких обстоятельствах, последствия, которые может повлечь данное ее действие. Несогласие с правовой оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу постановления районного суда, поскольку новых доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемых постановления районного суда, настоящая жалоба не содержит. Порядок и срок давности привлечения ФИО3 к административной ответственности соблюден. Административное наказание назначено ФИО3 с учетом характера совершенного правонарушения, личности ФИО3, смягчающего административную ответственность обстоятельства, которым признан возраст ФИО3, в пределах санкции ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, согласуется с предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые могут быть истолкованы в пользу ФИО3, по делу не усматривается. Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание состоявшегося по делу постановления суда незаконным и необоснованным, не допущено, основания для его отмены или изменения отсутствуют. Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья решил постановление Ленинского районного суда г.Самары от 08.07.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО3 оставить без изменения, а жалобы ФИО3 и адвоката Селезнева С.А., действующего в интересах ФИО3, оставить без удовлетворения. В соответствии со ст. 30.13 КоАП РФ решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции. Судья Самарского областного суда А.А.Толмосова . |