Дело № 12-485/2021 г. Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
город Тверь 01 июля 2021 года
Судья Московского районного суда города Твери Бурше Р.С.,
с участием представителей ООО «ГОЛД-СК» Назарова Б.Г. и Деминой М.А.,
рассмотрев жалобы директора ООО «ГОЛД-СК» Назарова Б.Г. и заместителя руководителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай Мизоновой М.Л. на постановление мирового судьи судебного участка №71 Тверской области от 12.04.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «ГОЛД-СК»,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка №71 Тверской области от 12.04.2021 года ООО «ГОЛД-СК» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, директор ООО «ГОЛД-СК» ФИО2 и заместитель руководителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай ФИО3 обратились в суд с жалобами.
Директор ООО «ГОЛД-СК» ФИО2 в своей жалобе выражает несогласие с вынесенным постановлением, считает его незаконным и необоснованным, просит отменить. В обоснование доводов указывает, что незаконен сам факт проведения проверки, так как она осуществлялась в период действия Постановления Правительства РФ №438 от 03.04.2020 года «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля», которым предписано проведение только внеплановых проверок, основаниями для которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы чрезвычайных ситуаций и проведение которых согласовано органами прокуратуры. Проведение же документарных проверок, что и было осуществлено контролирующим органом, постановлением не предусматривается. Считает, что ООО «ГОЛД-СК» не было надлежащим образом ознакомлено с основаниями проведения проверки. Отмечает, что в представленных мировому судье документах отсутствует поручение Правительства РФ на проведение внеплановой проверки с указание конкретного юридического лица (ООО «ГОЛД СК»). Приложение в виде перечня обезличено, в нем нет никакой ссылки на принадлежность, к какому документу оно относится, в том числе нет ссылки на Поручение Заместителя Председателя Правительства РФ ФИО4 от 18.08.2020 № ВА-П11-9540, не утверждено Заместителем Председателя Правительства РФ ФИО5; изготовлено 20.08.2020, тогда как Поручение Заместителя Председателя Правительства РФ ФИО4 № ВА-П11-9540 издано 18.08.2020, то есть перечень создавался не одномоментно с Поручением Правительства РФ. Все перечисленное, по мнению автора жалобы, говорит о халатном отношении государственных органов к собственным решениям и дискредитирует эти решения. Ссылаясь на п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, полагает, что результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных данным Федеральным законом требований к ее организации и проведению, не могут являться доказательствами по делу. С учетом изложенного просит отменить постановление мирового судьи, производство по делу прекратить.
Заместитель руководителя Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 в своей жалобе отмечает, что в результате проведенной проверки установлено, что ООО «ГОЛД-СК» не выполнило в установленный срок обязательные к исполнению пункты предписания в количестве девяти штук от 13.10.2020, в результате чего Управлением было составлено девять протоколов по административному правонарушению, и они были направлены мировому судье. Однако определением от 17.03.2021 мировой судья судебного участка № 75 Тверской области, исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 71 Тверской области, объединил в одно производство дела об административных правонарушениях и вынес одно постановление в отношении ООО «ГОЛД-СК». Полагает, что вышеуказанное постановление об административном наказании является незаконным ввиду необоснованного объединения девяти различных дел об административном правонарушении в одно дело и считает, что каждое нарушение природоохранного законодательства ООО «ГОЛД-СК» совершено различными действиями (бездействиями), отраженными в акте внеплановой документарной проверки. Просит отменить постановление, направив дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании директор ООО «ГОЛД-СК» ФИО2 и представитель юридического лица ФИО6 доводы жалобы поддержали в полном объеме. Представитель ФИО6 пояснила, что ими подавалась жалоба в Генеральную прокуратуру РФ на незаконную проверку, проведенную Управлением Росприроднадзора. Данная жалоба органами прокуратуры была переадресована в Министерство природных ресурсов РФ, которые признали проверку законной. Однако они с таким ответом не согласны, по основаниям, указанным в жалобе.
Директор ООО «ГОЛД-СК» ФИО2 обратил внимание на то, что оснований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 Постановления Правительства РФ № 438 от 03.04.2020 в данном случае не имелось, в то время как была проведена документарная проверка в отношении предприятия, отнесенного к категории малых.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав мнение участников процесса, нахожу постановление мирового судьи законным, обоснованным, а жалобы директора ООО «ГОЛД-СК» и ФИО1 руководителя начальника отдела государственного экологического надзора по <адрес> – не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного указанной нормой, является неисполнение в установленный срок законного предписания, принятого уполномоченным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор.
Правонарушение считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием.
Как усматривается из материалов дела, по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 16.09.2020 по 13.10.2020 года в отношении ООО «ГОЛД-СК» было выдано предписание № НЗВАТ-1102-кн-в от 13.10.2020 года об устранении нарушений обязательных требований в срок до 15.01.2021.
Из акта проверки № ЗВТ-67-кв-н от 11.02.2021, установлено невыполнение ООО «ГОЛД-СК» пунктов 1, 4, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, а именно:
- непредоставление отчета по форме № 2-ТП (рекультивация) Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» за 2019 год (пункт 1 Предписания от 13.10.2020);
- не устранено нарушение требований пп. «и» п. 19 договора водопользования от 29.01.2018 б/н, выраженное в невнесении платы за пользование водным объектом за 2 кв. 2020 года в размере 19 139 руб. 80 коп., на условиях и в сроки, установленные данным договором (пункт 4 Предписания от 13.10.2020);
- не устранено нарушение требований п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», выраженное в отсутствии учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, в соответствии с порядком, утвержденных приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 № 721 (пункт 7 Предписания от 13.10.2020);
- не устранено нарушение требований ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», выраженное в отсутствии разработанных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункт 8 Предписания от 13.10.2020);
- не устранено нарушение требований ч.ч. 1, 3 ст14 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», выраженное в отсутствии разработанных паспортов на отходы I - IV класса опасности и их непредоставлении в Управление (пункт 10 Предписания от 13.10.2020);
- не устранено нарушение требований ч.ч. 1, 2 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выраженное в непредоставлении в Управление декларации о воздействии на окружающую среду (пункт 11 Предписания от 13.10.2020);
- не устранено нарушение требований ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выраженное в отсутствии подготовки в области охраны окружающей среды у директора ООО «ГОЛД-СК» и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 12 Предписания от 13.10.2020);
- не устранено нарушение требований ч.ч. 1, 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», выраженное в отсутствии программы производственного экологического контроля (пункт 13 Предписания от 13.10.2020);
- не устранено нарушение требований ст.ст. 16, 16.1, п.п. 8, 9 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 Порядка предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 № 3, выраженное в непредставлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год (пункт 14 Предписания от 13.10.2020).
18 февраля 2021 года по факту невыполнения предписания № НЗВАТ-1102-кн-в от 13.10.2020 года в отношении ООО «ГОЛД-СК» составлено 9 протоколов об административном правонарушении, каждый по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Определением мирового судьи судебного участка № 75 Тверской области от 17.03.2021, и.о. мирового судьи судебного участка № 71 Тверской области, дела об административных правонарушениях в отношении ООО «ГОЛД-СК» (вышеуказанные 9 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) объединены в одно производство для совместного рассмотрения в одном судебном заседании, объединенному производству присвоен номер дела 5-171-75/2021.Доводы жалобы должностного лица Управления Росприроднадзора о незаконности такого объединения нахожу необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Поскольку все инкриминируемые ООО «ГОЛД-СК» правонарушения были выявлены в ходе одной проверки, юридическому лицу вменялось неисполнение различных пунктов одного предписания № НЗВАТ-1102-кн-в от 13.10.2020 года, и рассмотрение всех составленных протоколов об административных правонарушениях было подведомственно одному мировому судье, девять дел об административных правонарушениях были правомерно объединены в одно дело с вынесением итогового постановления с применением части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Такие процессуальные действия мирового судьи не противоречат разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
При этом нахожу обоснованным исключением мировым судьей из числа невыполненных пунктов предписания № НЗВАТ-1102-кн-в от 13.10.2020 года пункта 4 предписания, выразившегося в нарушении требований пп. «и» п. 19 договора водопользования от 29.01.2018 б/н, выраженное в невнесении платы за пользование водным объектом за 2 кв. 2020 года в размере 19 139 руб. 80 коп., на условиях и в сроки, установленные данным договором, поскольку данное нарушение относится к категории гражданско-правовых отношений, не подлежал включению в предписание.
Вина ООО «ГОЛД-СК» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, подтверждается исследованными мировым судьей доказательствами: протоколами об административных правонарушениях в отношении ООО «ГОЛД-СК», предписанием № НЗВАТ-1102-кн-в от 13.10.2020 года, актом проверки № ЗВТ-67-кв-н от 11.02.2021, другими материалами дела, оценка которым дана судом первой инстанции в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы представителя ООО «ГОЛД-СК» о нарушениях, допущенных в ходе проведения проверки, удовлетворению также не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ч. 1.1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (часть 1.1 введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», установлено, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента РФ, поручения Правительства РФ с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (часть 1).
Заместителем Председателя Правительства РФ ФИО4 от 18.08.2020 № ВА-П11-9540, поручено Росприроднадзору провести внеплановые выездные проверки, проведение которых необходимо в 2020 году, в отношении недропользователей согласно прилагаемому перечню.
Проверка проведена на основании приказа Южно-Сибирского межрегионального Управления Росприроднадзора № 1102-кн от 10.09.2020 «О проведении внеплановой документарной проверки юридического лица – ООО «ГОЛД-СК».
Проверка ООО «ГОЛД-СК» значится в перечне к вышеуказанному поручению Заместителя Председателя Правительства РФ от 18.08.2020 № ВА-П11-9540.
Обращает внимание тот факт, что указанное поручение и перечень конкретных юридических лиц, в число которых входит ООО «ГОЛД-СК» представлен в материалы дела в электронной форме, что само по себе не может свидетельствовать о его недопустимости в связи с существующим порядком электронного документооборота. Тот факт, что поручение Заместителя Председателя Правительства РФ № ВА-П11-9540 датировано 18.08.2020, а перечень сформирован 20.08.2020 не ставит под сомнение законность проведенной проверки.
Поскольку проведение проверки в отношении ООО «ГОЛД-СК», утверждено Приказом руководителя Южно-Сибирского межрегионального Управления Росприроднадзора, изданным во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства РФ ФИО4 от 18.08.2020 оснований для признание результатов такой проверки недопустимым доказательством не имеется.
Таким образом, прихожу к выводу, что имеющие значение обстоятельства установлены правильно, содержащийся в обжалуемом судебном решении вывод о совершении ООО «ГОЛД-СК» административного правонарушения, основан на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, предусмотренных ст. 26.2 КоАП РФ, анализ которых приведен в постановлении мирового судьи.
При рассмотрении настоящего дела мировой судья правильно установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимые для рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «ГОЛД-СК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения ООО «ГОЛД-СК» к административной ответственности судом не установлено, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности для привлечения к административной ответственности соблюден.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы мирового судьи о виновности ООО «ГОЛД-СК» в инкриминируемом правонарушении, в жалобах не приведено.
Наказание Обществу назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, данных о юридическом лице, в минимальном размере, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшееся судебное постановление как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7-30.8 КоАП РФ,
р е ш и л:
постановление мирового судьи судебного участка №71 Тверской области от 12.04.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «ГОЛД-СК» оставить без изменения, жалобы директора ООО «ГОЛД-СК» ФИО2 и заместителя руководителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай ФИО3 - без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в порядке ст.30.12-30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья Р.С. Бурше
Дело № 12-485/2021 г. Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
город Тверь 01 июля 2021 года
Судья Московского районного суда города Твери Бурше Р.С.,
с участием представителей ООО «ГОЛД-СК» ФИО2 и ФИО6,
рассмотрев жалобы директора ООО «ГОЛД-СК» ФИО2 и заместителя руководителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай ФИО3 на постановление мирового судьи судебного участка №71 Тверской области от 12.04.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «ГОЛД-СК»,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка №71 Тверской области от 12.04.2021 года ООО «ГОЛД-СК» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, директор ООО «ГОЛД-СК» ФИО2 и заместитель руководителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай ФИО3 обратились в суд с жалобами.
Директор ООО «ГОЛД-СК» ФИО2 в своей жалобе выражает несогласие с вынесенным постановлением, считает его незаконным и необоснованным, просит отменить. В обоснование доводов указывает, что незаконен сам факт проведения проверки, так как она осуществлялась в период действия Постановления Правительства РФ №438 от 03.04.2020 года «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля», которым предписано проведение только внеплановых проверок, основаниями для которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы чрезвычайных ситуаций и проведение которых согласовано органами прокуратуры. Проведение же документарных проверок, что и было осуществлено контролирующим органом, постановлением не предусматривается. Считает, что ООО «ГОЛД-СК» не было надлежащим образом ознакомлено с основаниями проведения проверки. Отмечает, что в представленных мировому судье документах отсутствует поручение Правительства РФ на проведение внеплановой проверки с указание конкретного юридического лица (ООО «ГОЛД СК»). Приложение в виде перечня обезличено, в нем нет никакой ссылки на принадлежность, к какому документу оно относится, в том числе нет ссылки на Поручение Заместителя Председателя Правительства РФ ФИО4 от 18.08.2020 № ВА-П11-9540, не утверждено Заместителем Председателя Правительства РФ ФИО5; изготовлено 20.08.2020, тогда как Поручение Заместителя Председателя Правительства РФ ФИО4 № ВА-П11-9540 издано 18.08.2020, то есть перечень создавался не одномоментно с Поручением Правительства РФ. Все перечисленное, по мнению автора жалобы, говорит о халатном отношении государственных органов к собственным решениям и дискредитирует эти решения. Ссылаясь на п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, полагает, что результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных данным Федеральным законом требований к ее организации и проведению, не могут являться доказательствами по делу. С учетом изложенного просит отменить постановление мирового судьи, производство по делу прекратить.
Заместитель руководителя Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 в своей жалобе отмечает, что в результате проведенной проверки установлено, что ООО «ГОЛД-СК» не выполнило в установленный срок обязательные к исполнению пункты предписания в количестве девяти штук от 13.10.2020, в результате чего Управлением было составлено девять протоколов по административному правонарушению, и они были направлены мировому судье. Однако определением от 17.03.2021 мировой судья судебного участка № 75 Тверской области, исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 71 Тверской области, объединил в одно производство дела об административных правонарушениях и вынес одно постановление в отношении ООО «ГОЛД-СК». Полагает, что вышеуказанное постановление об административном наказании является незаконным ввиду необоснованного объединения девяти различных дел об административном правонарушении в одно дело и считает, что каждое нарушение природоохранного законодательства ООО «ГОЛД-СК» совершено различными действиями (бездействиями), отраженными в акте внеплановой документарной проверки. Просит отменить постановление, направив дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании директор ООО «ГОЛД-СК» ФИО2 и представитель юридического лица ФИО6 доводы жалобы поддержали в полном объеме. Представитель ФИО6 пояснила, что ими подавалась жалоба в Генеральную прокуратуру РФ на незаконную проверку, проведенную Управлением Росприроднадзора. Данная жалоба органами прокуратуры была переадресована в Министерство природных ресурсов РФ, которые признали проверку законной. Однако они с таким ответом не согласны, по основаниям, указанным в жалобе.
Директор ООО «ГОЛД-СК» ФИО2 обратил внимание на то, что оснований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 Постановления Правительства РФ № 438 от 03.04.2020 в данном случае не имелось, в то время как была проведена документарная проверка в отношении предприятия, отнесенного к категории малых.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав мнение участников процесса, нахожу постановление мирового судьи законным, обоснованным, а жалобы директора ООО «ГОЛД-СК» и ФИО1 руководителя начальника отдела государственного экологического надзора по <адрес> – не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного указанной нормой, является неисполнение в установленный срок законного предписания, принятого уполномоченным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор.
Правонарушение считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием.
Как усматривается из материалов дела, по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 16.09.2020 по 13.10.2020 года в отношении ООО «ГОЛД-СК» было выдано предписание № НЗВАТ-1102-кн-в от 13.10.2020 года об устранении нарушений обязательных требований в срок до 15.01.2021.
Из акта проверки № ЗВТ-67-кв-н от 11.02.2021, установлено невыполнение ООО «ГОЛД-СК» пунктов 1, 4, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, а именно:
- непредоставление отчета по форме № 2-ТП (рекультивация) Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» за 2019 год (пункт 1 Предписания от 13.10.2020);
- не устранено нарушение требований пп. «и» п. 19 договора водопользования от 29.01.2018 б/н, выраженное в невнесении платы за пользование водным объектом за 2 кв. 2020 года в размере 19 139 руб. 80 коп., на условиях и в сроки, установленные данным договором (пункт 4 Предписания от 13.10.2020);
- не устранено нарушение требований п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», выраженное в отсутствии учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, в соответствии с порядком, утвержденных приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 № 721 (пункт 7 Предписания от 13.10.2020);
- не устранено нарушение требований ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», выраженное в отсутствии разработанных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункт 8 Предписания от 13.10.2020);
- не устранено нарушение требований ч.ч. 1, 3 ст14 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», выраженное в отсутствии разработанных паспортов на отходы I - IV класса опасности и их непредоставлении в Управление (пункт 10 Предписания от 13.10.2020);
- не устранено нарушение требований ч.ч. 1, 2 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выраженное в непредоставлении в Управление декларации о воздействии на окружающую среду (пункт 11 Предписания от 13.10.2020);
- не устранено нарушение требований ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выраженное в отсутствии подготовки в области охраны окружающей среды у директора ООО «ГОЛД-СК» и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 12 Предписания от 13.10.2020);
- не устранено нарушение требований ч.ч. 1, 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», выраженное в отсутствии программы производственного экологического контроля (пункт 13 Предписания от 13.10.2020);
- не устранено нарушение требований ст.ст. 16, 16.1, п.п. 8, 9 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 Порядка предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 № 3, выраженное в непредставлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год (пункт 14 Предписания от 13.10.2020).
18 февраля 2021 года по факту невыполнения предписания № НЗВАТ-1102-кн-в от 13.10.2020 года в отношении ООО «ГОЛД-СК» составлено 9 протоколов об административном правонарушении, каждый по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Определением мирового судьи судебного участка № 75 Тверской области от 17.03.2021, и.о. мирового судьи судебного участка № 71 Тверской области, дела об административных правонарушениях в отношении ООО «ГОЛД-СК» (вышеуказанные 9 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) объединены в одно производство для совместного рассмотрения в одном судебном заседании, объединенному производству присвоен номер дела 5-171-75/2021.Доводы жалобы должностного лица Управления Росприроднадзора о незаконности такого объединения нахожу необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Поскольку все инкриминируемые ООО «ГОЛД-СК» правонарушения были выявлены в ходе одной проверки, юридическому лицу вменялось неисполнение различных пунктов одного предписания № НЗВАТ-1102-кн-в от 13.10.2020 года, и рассмотрение всех составленных протоколов об административных правонарушениях было подведомственно одному мировому судье, девять дел об административных правонарушениях были правомерно объединены в одно дело с вынесением итогового постановления с применением части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Такие процессуальные действия мирового судьи не противоречат разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
При этом нахожу обоснованным исключением мировым судьей из числа невыполненных пунктов предписания № НЗВАТ-1102-кн-в от 13.10.2020 года пункта 4 предписания, выразившегося в нарушении требований пп. «и» п. 19 договора водопользования от 29.01.2018 б/н, выраженное в невнесении платы за пользование водным объектом за 2 кв. 2020 года в размере 19 139 руб. 80 коп., на условиях и в сроки, установленные данным договором, поскольку данное нарушение относится к категории гражданско-правовых отношений, не подлежал включению в предписание.
Вина ООО «ГОЛД-СК» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, подтверждается исследованными мировым судьей доказательствами: протоколами об административных правонарушениях в отношении ООО «ГОЛД-СК», предписанием № НЗВАТ-1102-кн-в от 13.10.2020 года, актом проверки № ЗВТ-67-кв-н от 11.02.2021, другими материалами дела, оценка которым дана судом первой инстанции в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы представителя ООО «ГОЛД-СК» о нарушениях, допущенных в ходе проведения проверки, удовлетворению также не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ч. 1.1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (часть 1.1 введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», установлено, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента РФ, поручения Правительства РФ с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (часть 1).
Заместителем Председателя Правительства РФ ФИО4 от 18.08.2020 № ВА-П11-9540, поручено Росприроднадзору провести внеплановые выездные проверки, проведение которых необходимо в 2020 году, в отношении недропользователей согласно прилагаемому перечню.
Проверка проведена на основании приказа Южно-Сибирского межрегионального Управления Росприроднадзора № 1102-кн от 10.09.2020 «О проведении внеплановой документарной проверки юридического лица – ООО «ГОЛД-СК».
Проверка ООО «ГОЛД-СК» значится в перечне к вышеуказанному поручению Заместителя Председателя Правительства РФ от 18.08.2020 № ВА-П11-9540.
Обращает внимание тот факт, что указанное поручение и перечень конкретных юридических лиц, в число которых входит ООО «ГОЛД-СК» представлен в материалы дела в электронной форме, что само по себе не может свидетельствовать о его недопустимости в связи с существующим порядком электронного документооборота. Тот факт, что поручение Заместителя Председателя Правительства РФ № ВА-П11-9540 датировано 18.08.2020, а перечень сформирован 20.08.2020 не ставит под сомнение законность проведенной проверки.
Поскольку проведение проверки в отношении ООО «ГОЛД-СК», утверждено Приказом руководителя Южно-Сибирского межрегионального Управления Росприроднадзора, изданным во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства РФ ФИО4 от 18.08.2020 оснований для признание результатов такой проверки недопустимым доказательством не имеется.
Таким образом, прихожу к выводу, что имеющие значение обстоятельства установлены правильно, содержащийся в обжалуемом судебном решении вывод о совершении ООО «ГОЛД-СК» административного правонарушения, основан на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, предусмотренных ст. 26.2 КоАП РФ, анализ которых приведен в постановлении мирового судьи.
При рассмотрении настоящего дела мировой судья правильно установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимые для рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «ГОЛД-СК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения ООО «ГОЛД-СК» к административной ответственности судом не установлено, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности для привлечения к административной ответственности соблюден.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы мирового судьи о виновности ООО «ГОЛД-СК» в инкриминируемом правонарушении, в жалобах не приведено.
Наказание Обществу назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, данных о юридическом лице, в минимальном размере, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшееся судебное постановление как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7-30.8 КоАП РФ,
р е ш и л:
постановление мирового судьи судебного участка №71 Тверской области от 12.04.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «ГОЛД-СК» оставить без изменения, жалобы директора ООО «ГОЛД-СК» ФИО2 и заместителя руководителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай ФИО3 - без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в порядке ст.30.12-30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья Р.С. Бурше
1версия для печатиДело № 12-485/2021 (Решение)