ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-485/2023 от 28.12.2023 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Васильева Г.М. Дело № 21-611/2023

УИД 22RS0068-01-2023-005410-03

№ 12-485/2023 (1 инстанция)

РЕШЕНИЕ

28 декабря 2023 года г.Барнаул

Судья Алтайского краевого суда Пасынкова О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Г на решение судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 11 октября 2023 года по делу по жалобе Г на постановление главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Республике Алтай и Кемеровской области - Кузбассу, заместителя руководителя Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора К*** от 3 июля 2023 года, которым

Г, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженец <адрес> АССР, зарегистрированный по адресу: <адрес>, директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Тигирекский» (далее - ФГБУ «Государственный природный заповедник «Тигирекский»)

признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении от 23 мая 2023 года ***, составленному государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Алтайскому краю Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Л, при проведении внеплановой выездной проверки на основании решения врио руководителя Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 5 мая 2023 года № 686-кн, приказа ио руководителя Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 мая 2023 года № 791-кн, распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 13 марта 2022 года № 12-р, пункта 3.5 протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 14 февраля 2023 года № ПР-267 23 мая 2023 года выявлено, что Г, являясь директором ФГБУ «Государственный природный заповедник «Тигирекский», допустил нарушения предприятием законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, выразившиеся в том, что:

- не обеспечено в объеме, предусмотренном нормативом, наличие противопожарного инвентаря, а также сил и средств тушения лесных пожаров: мобильных средств пожаротушения (в том числе малого лесопатрульного комплекса или легкового автомобиля повышенной проходимости с комплектом пожарно-технического вооружения (за исключением спасательного оборудования) - 13 шт., пожарной мотопомпы с подачей от 100 до 800 л/мин., укомплектованной пожарно-техническим вооружением (в соответствии с руководством по эксплуатации (паспортом) на пожарную мотопомпу) - 10 шт., воздухоловок - 11 шт., бензопил - 8 шт., ранцевых лесных опрыскивателей (ранцев противопожарных) - 44 шт., топоров - 25 шт., лопат - 121 шт., емкостей для доставки воды объемом 10-15 л. - 30 шт., бидонов или канистр для питьевой воды - 24 шт., электромегафонов - 12 шт., аптечек первой помощи - 1 шт., индивидуальных перевязочных пакетов - 6 шт., огнетушащих веществ (смачиватели, пенообразователи) - 13 шт., чем нарушил требования части 2 статьи 53, статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, приказа Минприроды России от 28 марта 2014 года № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов» (далее - Приказ Минприроды № 161), пункта 12 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 1614 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах);

- не обеспечено в объеме, предусмотренном проектом освоения лесов и лесохозяйственным регламентом, противопожарное обустройство лесов лесничества (не проложено 13 км минерализованных полос, предусмотренных лесохозяйственным регламентом лесничества), чем нарушены требования части 2 статьи 53, статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, приказа Федерального Агентства лесного хозяйства от 27 апреля 2012 года № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» (далее - Приказ Рослесхоза № 174), пункта 12 Правил пожарной безопасности в лесах.

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

В жалобе в районный суд, поданной 2 августа 2023 года (копия постановления получена 29 июля 2023 года), Г просил постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что часть 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации не нарушал, отсутствие у учреждения противопожарного оборудования в изложенном в протоколе об административном правонарушении количестве не образует объективной стороны вмененного административного правонарушения, поскольку соблюдены нормативы наличия противопожарных средств, установленные приказом Минприроды России от 29 декабря 2022 года № 934 «Об организации охраны лесов от пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, за исключением выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, входящих в состав Байкальской природной территории» (далее - Приказ Минприроды № 934), который не прошел регистрацию в Минюсте Российской Федерации, однако действует в пределах ведомства, тогда как Приказ Минприроды № 161 применению не подлежит, поскольку учреждение не является арендатором земельного участка; вины в совершении данного нарушения не имеется, поскольку исполнялось указание, изложенное в письме департамента государственной политики и регулирования в сфере особо охраняемых природных территорий Минприроды от 15 октября 2021 года; в законодательстве не содержится требований к периодичности проведения обработки минерализованных полос, на территории заповедника минерализованные полосы созданы в предшествующий период.

Решением судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 11 октября 2023 года постановление должностного лица изменено, снижен размер административного штрафа до 30000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд 7 ноября 2023 года (копия решения получена 31 октября 2023 года), Г просит постановление должностного лица, решение судьи отменить, производство по делу прекратить, приводя прежние доводы, дополнительно указывая, что на дату рассмотрения жалобы минерализованные полосы были частично обновлены, частично распаханы новые, стандарта их ширины не существует, а потому данное нарушение следует признать малозначительным, оснований к проведению проверки не имелось, поскольку решение Совета Безопасности без оформления поручения Президента Российской Федерации к таковым не отнесено, а потому акт проверки и протокол об административном правонарушении недопустимы как доказательства.

В судебном заседании Г доводы жалобы поддержал.

Проверив материалы настоящего дела, дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав Г, прихожу к следующему.

Согласно части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, действовавшей в момент совершения вмененного административного правонарушения, нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.

Как предусмотрено положениями статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (часть 1). Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос, иные определенные Правительством Российской Федерации меры (пункты 2, 9 части 2). Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду либо используемых на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка или землепользователями, а в границах сервитута, публичного сервитута - обладателями сервитута, публичного сервитута (часть 3). Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов (пункты 1-3 части 5). Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6). Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7).

Согласно пункту 12 Правил пожарной безопасности в лесах юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра (подпункт а); соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования (подпункт в).

В соответствии с пунктом 17 Правил пожарной безопасности в лесах меры предупреждения лесных пожаров, связанные со сплошными рубками, запрещаются в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников. В таких лесах в целях обеспечения пожарной безопасности максимально используются имеющиеся дороги и просеки, а также осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, не связанные со сплошными рубками лесных насаждений (снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, устройство противопожарных минерализованных полос).

В части 4 приложения № 2 «Нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, лиц, использующих леса» Приказа Минприроды № 161 установлены, в том числе нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующие леса, при осуществлении научно-исследовательской и образовательной деятельности от 500 до 3500 га, а свыше - на каждые последующие 3000 га арендованной площади: мобильные средства пожаротушения: (в том числе малый лесопатрульный комплекс или легковой автомобиль повышенной проходимости с комплектом пожарно-технического вооружения (за исключением спасательного оборудования)) - 1 шт., пожарная мотопомпа с подачей от 100 до 800 л/мин., укомплектованная пожарно-техническим вооружением (в соответствии с руководством по эксплуатации (паспортом) на пожарную мотопомпу) - 1 шт., воздуходувки- 1 шт., бензопилы- 1 шт., ранцевые лесные опрыскиватели (ранцы противопожарные) - 5 шт., топоры - 3 шт., лопаты - 10 шт., емкость для доставки воды объемом 10 - 15 л - 3 шт., бидоны или канистры для питьевой воды - 2 шт., электромегафоны - 1 шт., аптечки первой помощи по 1 на каждые 5 человек, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров, индивидуальные перевязочные пакеты по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров, смачиватели, пенообразователи - 1 шт.

Постановлением правительства Алтайского края от 6 апреля 2023 года № 109 на территории Алтайского края установлен пожароопасный сезон с 12 апреля 2023 года. Постановлением правительства Алтайского края от 27 апреля 2023 года № 138 с 27 апреля 2023 года на всей территории Алтайского края установлен особый пожароопасный режим.

Согласно уставу ФГБУ «Государственный природный заповедник «Тигирекский», утвержденному приказом Минприроды России от 7 октября 2020 года № 780, указанное учреждение осуществляет управление государственным природным заповедником «Тигирекский», является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющим целью осуществления охраны природных территорий в целях сохранения охраняемых природных комплексов и объектов, организация и проведение научных исследований, осуществление государственного экологического мониторинга, экологическое просвещение и развитие познавательного туризма, а также содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.

Как следует из таблицы № 2 проекта освоения лесов лесничества «Государственный природный заповедник «Тигирекский», разработанного в 2022 году, получившего положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное Минприродой России 25 марта 2022 года (далее - Проект освоения лесов), таблице № 1 лесохозяйственного регламента лесничества, утвержденного Минприродой России 25 декабря 2020 года (далее - Лесохозяйственный регламент), вид использования лесов на всей территории заповедника: «Осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов», общая площадь участка лесного фонда - 41505 га.

Из материалов дела следует, что 23 мая 2023 года при проведении внеплановой выездной проверки на основании решения врио руководителя Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 5 мая 2023 года № 686-кн, приказа ио руководителя Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 мая 2023 года № 791-кн, распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 13 марта 2022 года № 12-р, пункта 3.5 протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 14 февраля 2023 года № ПР-267 23 мая 2023 года выявлены нарушения в деятельности ФГБУ «Государственный природный заповедник «Тигирекский» законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, выразившиеся в то, что: 1) не обеспечено в объеме, предусмотренном нормативом, наличие противопожарного инвентаря, а также сил и средств тушения лесных пожаров: мобильных средств пожаротушения (в том числе малого лесопатрульного комплекса или легкового автомобиля повышенной проходимости с комплектом пожарно-технического вооружения (за исключением спасательного оборудования) - 13 шт., пожарной мотопомпы с подачей от 100 до 800 л/мин., укомплектованной пожарно-техническим вооружением (в соответствии с руководством по эксплуатации (паспортом) на пожарную мотопомпу) - 10 шт., воздухоловок - 11 шт., бензопил - 8 шт., ранцевых лесных опрыскивателей (ранцев противопожарных) - 44 шт., топоров - 25 шт., лопат - 121 шт., емкостей для доставки воды объемом 10-15 л. - 30 шт., бидонов или канистр для питьевой воды - 24 шт., электромегафонов - 12 шт., аптечек первой помощи - 1 шт., индивидуальных перевязочных пакетов - 6 шт., огнетушащих веществ (смачиватели, пенообразователи) - 13 шт., чем нарушил требования части 2 статьи 53, статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, приказа Минприроды России № 161), пункта 12 Правил пожарной безопасности в лесах; 2) не обеспечено в объеме, предусмотренном проектом освоения лесов и лесохозяйственным регламентом, противопожарное обустройство лесов лесничества (не проложено 13 км минерализованных полос, предусмотренных лесохозяйственным регламентом лесничества), чем нарушены требования части 2 статьи 53, статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, приказа Федерального Агентства лесного хозяйства от 27 апреля 2012 года № 174 Приказа Рослесхоза № 174, пункта 12 Правил пожарной безопасности в лесах.

Факт совершения вмененного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, копиями приказа № 105-к от 14 февраля 2000 года о назначении Г на должность, свидетельств о государственной регистрации права от 9 марта 2016 года, решения врио руководителя Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 5 мая 2023 года № 686-кн, приказа врио руководителя Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 18 мая 2023 года № 791-кн, распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 13 марта 2022 года № 12-р, протоколов осмотра от 22 мая 2023 года № Л-686-кн/1, № Л-686-кн/3, от 23 мая 2023 года № Л-686-кн, согласно которому обнаружены следы ранее проложенной минерализованной полосы, которая не обновлена, ее прочистка не осуществлена, фототаблиц к ним, акта выездной внеплановой проверки от 23 мая 2023 года, ответом ФГБУ «Государственный природный заповедник «Тигирекский» от 1 сентября 2023 гола на предписание, акта выполненных работ от 23 июня 2023 года, объяснениями Г в судебном заседании.

Как следует из материалов дела, включая письмо ФГБУ «Государственный природный заповедник «Тигирекский» от 1 сентября 2021 года, объяснения Г при рассмотрении жалобы на решение, денежные средства для приобретения предусмотренных Приказом Минприроды № 161 средств и оборудования были запрошены в Минприроде России лишь после получения предписания об устранении выявленных нарушений и привлечения к административной ответственности.

Всем доказательства судьей районного суда дана надлежащая оценка по правилам статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований к их иной оценке не имеется.

Деяние верно квалифицировано по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что отсутствие у учреждения противопожарного инвентаря, а также сил и средств тушения лесных пожаров в изложенном в протоколе об административном правонарушении составе и количестве не образует объективной стороны вмененного административного правонарушения, Приказом Минприроды № 161 установлены нормы и нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лишь для лиц, арендующих участки лесного фонда, к кругу которых особо охраняемые природные территории не относятся, а нормативы наличия противопожарных средств, установленные приказом Минприроды России № 934 соблюдены, ошибочны.

Согласно преамбуле Приказа Минприроды № 161 нормативы обеспеченности средств предупреждения и тушения лесных пожаров разработаны в соответствии со статьей 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

В силу частей 1 и 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации противопожарное обустройство лесов является частью предупреждения лесных пожаров, включает в себя меры противопожарного обустройства лесов, которые на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

К таким лицам относится ФГБУ «Государственный природный заповедник «Тигирекский», использующее леса, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование на основании свидетельств о государственной регистрации права от 9 марта 2016 года (кадастровые номера 22:50:000000:37, 22:21:000000:7, 22:14:090201:5).

Каких-либо изъятий по кругу лиц, использующих леса, Приказ Минприроды № 161 не содержит.

Более того, приложением № 2 «Нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, лиц, использующих леса» приказа Минприроды № 161 установлены, в том числе нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующие леса, при осуществлении научно-исследовательской и образовательной деятельности.

Следует отметить, что в соответствии с разделом 2.2.1.1 «Нормативы мероприятий по пожарному устройству лесов» Лесохозяйственного регламента нормы обеспеченности противопожарным оборудованием и техникой, средствами тушения лесных пожаров регламентируются Приказом Минприроды № 161.

Указание на то, вследствие издания Приказа Минприроды № 934 положения Приказа Минприроды № 161 в отношении особо охраняемых природных территорий, несостоятельно.

Приказом Минприроды № 934 утверждены таблица № 2 «Рекомендации по оснащенности групп (команд) пожаротушения и ЛПС основными и вспомогательными средствами и средствами усиления групп (команд) пожаротушения и ЛПС», таблица № 3 «Рекомендации по оснащенности групп (команд) пожаротушения и ЛПС пожарным оборудованием, противопожарным снаряжением, инвентарем и иными средствами предупреждения и тушения лесных и других природных пожаров» Приложения, которые носят рекомендательный характер.

Ссылка на письма директора департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий Минприроды от 15 октября 2021 года ***, адресованное Федеральной службе в сфере природопользования, об исключении при проведении проверок Приказа № 161 ввиду завышенных требований в особо охраняемым природным территориям, от 9 октября 2023 года № 15-46/38300, адресованное директорам федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, о направлении для сведения и использования в работе Приказа Минприроды № 934, не опровергает выводов суда о наличии вины Г в совершении вмененного правонарушения.

Из данных писем не следует указание лицам, использующим леса, не исполнять нормативные требования Приказа Минприроды ***.

При этом в письмах Росприроднадзора от 2 марта 2023 года, Минприроды России от 16 февраля 2023 года обращено внимание на обязательность применения федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями, приказа Минприроды № 161 как нормативного правового акта, распространяющегося на всех лиц, использующих леса.

Как пояснил Г при рассмотрении жалобы, с момента издания Приказа Минприроды № 161 в 2014 году предусмотренные им нормативы не соблюдались ввиду необходимости значительным финансовых средств.

Доводы заявителя о том, что в законодательстве не содержится требований к периодичности проведения обработки минерализованных полос, на территории заповедника минерализованные полосы созданы в предшествующий период, безосновательны.

В соответствии с таблицей 18 Лесохозяйственного регламента в числе мероприятий по ограничению распространения пожаров предусмотрено устройство противопожарных барьеров (минерализованных полос) протяженностью 13 км ежегодно.

Из вышеприведенного акта осмотра усматривается, что обнаружены лишь следы минерализованных полос.

При этом, как следует из объяснений Г, последний раз до проверки минерализованные полосы обновлялись примерно в 2020 - 2021 годах, а обновлять их ежегодно не требуется.

Доводы жалобы о том, что оснований к проведению проверки не имелось, поскольку решение Совета безопасности без оформления поручения Президента Российской Федерации к таковым не отнесено, а потому акт проверки и протокол об административном правонарушении недопустимы как доказательства, подлежат отклонению.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» внеплановые проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры, в том числе по поручению Президента Российской Федерации.

В силу пункта 1 Положения о Совете Безопасности, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 2020 года № 175 (далее - Положение о Совете Безопасности), Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным совещательным органом, осуществляющим содействие главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз.

В силу пункта 6 указанного Положения Совет Безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации формирует и возглавляет Президент Российской Федерации.

Задачами Совета Безопасности являются в том числе подготовка Президенту Российской Федерации предложений о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий (пункт 3). Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний (пункт 10). Решения Совета Безопасности оформляются протоколами заседаний Совета Безопасности или протоколами оперативных совещаний Совета Безопасности и вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации (пункт 15).

Таким образом, поручение Президента Российской Федерации, данное в ходе заседания Совета Безопасности и изложенное в оформленном в установленном порядке протоколе заседания Совета безопасности, является основанием к проведению внеплановой проверки без согласования с органами прокуратуры.

Согласно ответам Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 25 сентября 2023 года, Росприроднадзора от 19 декабря 2023 года проверка готовности к пожароопасному периоду ФГБУ «Государственный природный заповедник «Тигирекский» проведена на основании поручения Президента Российской Федерации, зафиксированного в пункте 3.5 протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 14 февраля 2023 года № ПР-267, Минприроде России совместно с Росприроднадзором в течение пожароопасного сезона 2023 года организовать проведение проверок готовности дирекций государственных природных заповедников и национальных парков к пожароопасному сезону, обратив особое внимание на противопожарное обустройство их территорий, а также на готовность к применению пожарной техники.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, внеплановая выездная проверка в отношении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Тигирекский» рассматриваемом случае проведена на основании поручения Президента Российской Федерации, зафиксированного в протоколе оперативного совещания Совета безопасности Российской Федерации от 14 февраля 2023 года № ПР-267, что действующему законодательству не противоречит.

Изложенное согласуется с кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2022 года № 88а-22753/2022, кассационным определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 июля 2022 года № 88а-6975/2022, кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20 марта 2023 года № 88а-9188/2023.

Доводы заявителя о том, что на дату рассмотрения жалобы минерализованные полосы были частично обновлены, частично распаханы новые, стандарта их ширины не существует, а потому данное нарушение следует признать малозначительным, не принимаются во внимание.

Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

С учетом характера рассматриваемого административного правонарушения, посягающего на общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования в условиях особого противопожарного режима, представляющего существенную угрозу данным отношениям, оснований для признания деяния малозначительным не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

О времени и месте рассмотрения дела в 14 часов 30 минут 3 июля 2023 года по адресу Отдела государственного экологического надзора по Алтайскому краю Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора (г.Барнаул, ул.Пролетарская, 61, каб.400) Г был уведомлен под роспись 6 июня 2023 года.

Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, с применением части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере менее минимального предусмотренного санкцией статьи административного штрафа.

При рассмотрении дела об административном правонарушении нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих за собой отмену либо изменение постановления, не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 11 октября 2023 года, постановление главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Республике Алтай и Кемеровской области - Кузбассу, заместителя руководителя Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора К от 3 июля 2023 года, оставить без изменения, жалобу Г - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Судья Алтайского краевого суда О.М.Пасынкова