ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-486/18 от 09.10.2017 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 12-486/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 09 октября 2017 года

Судья Октябрьского районного суда города Кирова Кораблева Е.Б., при составлении протокола секретарем судебного заседания Марамзиной К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Кировского областного государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования одаренных школьников» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО2 № 1865 от 28.08.2018 в отношении директора КОГАОУ ДО «Центр дополнительного образования одаренных школьников» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № 1865 от 28.08.2018 главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО2 директор КОГАОУ ДО «Центр дополнительного образования одаренных школьников» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

На данное постановление директором КОГАОУ ДО «Центр дополнительного образования одаренных школьников» ФИО1 подана жалоба, в которой она просит постановление отменить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. Указывает, что не согласна с постановлением в силу следующего:

По п. 1 Постановления действительно, в нарушение нормативных требований в карточках бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих веществ у работников Н., В., С. не отмечена ежемесячная выдача указанных средств. Это объясняется тем, что смывающие вещества выдаются в дозирующих устройствах, а не лично работникам, в связи с чем выдачу средств забыли отметить в карточке. Ответственным за выдачу смывающих веществ сделано замечание, впредь ошибка повторяться не будет.

По п. 2. Постановления действительно, в нарушение нормативных требований в личных карточках ра­ботников Н., В., С. не указаны типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, а также отсутствует указание на пункт типовых норм. Указанное нарушение было исправлено сразу после проведения проверки, ответственному лицу сделано замечание.

По п. 3. Постановления действительно, в нарушение нормативных требований в личной карточке учета выдачи СИЗ В. не указаны типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также от­сутствует указание на пункт типовых норм. Указанное нарушение было исправлено сразу после проведения проверки, ответственному лицу сделано замечание.

По п. 4. Постановления действительно, в нарушение нормативных требований в карточке выдачи инди­видуальных средств защиты не указана выдача столяру В. сапог резиновых с защитным подноском. В действительности сапоги были выданы, но с момента их вы­дачи к моменту проверки прошло более года. Нарушение объясняется тем, что выданные В. сапоги через год после выдачи были в хорошем состоянии, вследствие чего было решено продлить срок их использования. Однако указанный факт не был отражен в карточке. В настоящее время нарушение устранено, В. вы­даны новые сапоги.

По п. 5 Постановления действительно, в нарушение требований правил по охране труда при эксплуата­ции электроустановок, дверцы электрощитов в столярном помещении и гараже не были. закрыты на замок. Указанное нарушение было исправлено сразу после проведения про­верки, ответственному лицу сделано замечание.

По п. 6.1 Постановления действительно, в нарушение нормативных требований в гараже лагеря не уста­новлены колесоотбойные устройства. Указанное нарушение планируется устранить к 28 сентября.

По п. 6.2. Постановления действительно, в нарушение нормативных требований в гараже лагеря разметка, определяющая места установки АТС, отсутствует. Указанное нарушение планируется устранить к 28 сентября.

По п. 6.3 Постановления действительно, в нарушение нормативных требований в гараже не вывешен план расстановки АТС с описанием очередности и порядка их эвакуации в случае пожара, освещаемый в ночное время. Указанное нарушение планируется устранить к 28 сентяб­ря.

По п. 6.4 Постановления действительно, в нарушение нормативных требований в гараже лагеря на момент проверки хранились 4 шины. Указанное нарушение устранено, шины убраны из гаража.

По п. 6.5 Постановления действительно, в нарушение нормативных требований в помещениях гаража, предназначенных для стоянки АТС в момент проверки присутствовали материалы и за­пасные части, используемые для ремонта. Указанное нарушение устранено, материалы и запчасти убраны из помещений гаража, предназначенных для стоянки АТС. Механи­ку сделано замечание.

По п. 6.6 Постановления действительно, в нарушение нормативных требований в зоне технического обслуживания и ремонта АТС в помещениях гаража лагеря допущено хранение отрабо­танного масла и тары. Указанное нарушение устранено, пустая тара и отработанное масло убраны из зоны технического обслуживания и ремонта АТС гаража, механику сделано замечание.

Соглашаясь с указанными в Постановлении нарушениями, считает, что они, с учетом их характера, размера вреда и тяжести наступивших последствий, являются малозначительными. Она, как должностное лицо, провела и в дальнейшем будет проводить работу по устранению указанных в постановлении нарушений. По результатам проверки было проведено совещание всех ответственных лиц, намечен план по совершенствованию работы по исполнению норм трудового законодательства и предупреждению новых правонарушений. Кроме того, ранее проверки Государственной инспекции труда в учреждении проходили без замечаний, к административной ответственности за нарушение трудового законодательства ни учреждение, ни она ранее не привлекались.

В судебном заседании директор КОГАОУ ДО «Центр дополнительного образования одаренных школьников» ФИО1 доводы жалобы поддержала, вину в совершенном правонарушении признала, просила постановление № 1865 от 28.08.2018 главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области отменить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Гострудинспекция в Кировской области представила отзыв на жалобу, в которой указала, что правонарушения, охватываемые составом административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.27.1 КоАП РФ посягают на права граждан, которые находится под приоритетной защитой государства, а именно право на безопасный труд, в связи с чем данные нарушения не могут быть признаны малозначительными. Назначенное должностному лицу наказание явилось той мерой государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения новых противоправных деяний. Просили постановление № 1865 от 28.08.2018 оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Заслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В силу ст. 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

На основании ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В соответствии с требованиями ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.

Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 данной статьи.

Из материалов дела следует, что в период с 06.08.2018 по 28.08.2018 проведена внеплановая выездная проверка КОГАОУ ДО «Центр дополнительного образования одаренных школьников» в части деятельности детского оздоровительного лагеря «Вишкиль», в ходе которой были выявлены следующие нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, допущенные должностным лицом - директором КОГ АОУ ДО ЦДООШ ФИО1:

1. Приказом КОГАОУ ДО ЦДООШ от 01.08.2017 N 042/3-x утверждены нормы бесплатной выдачи работникам Центра смывающих и (или) обезвреживающих средств. В нарушение требований приказа Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» и приказа КОГАОУ ДО ЦДООШ от 11.08.2017 N 042/3-x работникам Н., В., С. мыло или жидкие моющие средства выдаются не ежемесячно. Столяру В. мыло или жидкие моющие средства в количестве 500 мл выданы только 10.01.2018, 05.05.2018, 7.07.2018.

2. В личных карточках работников Н., В.С. не указаны типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, а также отсутствует указание на пункт типовых норм, чем нарушен п. 5 приложения N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», предусматривающий предоставление смывающих и (или) обезвреживающих средствах работникам в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно приложению N 1 к указанному приказу.

3. Приказом КОГАОУ ДО ЦДООШ от 26.07.2018 N 40/2-x утверждено Положение о порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.12.2014 № 997н.

В личной карточке учета выдачи СИЗ В. не указаны типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной зашиты, а также отсутствует указание на пункт типовых норм, что нарушает требования п. 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 N 290н, которыми предусмотрено, что выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.

4. В нарушение требований п. 162 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Министерства труда и социальной зашиты Российской Федерации от 09.12.2014 N 997н, столяру В. не выданы сапоги резиновые с защитным подноском.

5. В нарушение требований п. 3.12 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.07.2013 N 328н, щитовые в столярном помещении и гараже лагеря не закрыты на замок.

6. Выявлены нарушения требований постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.05.2003 N 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте» (далее Правила):

6.1. В соответствии с требованиями п. 3.4.3 Правил вдоль стен, у которых устанавливаются АТС, должны предусматриваться колесоотбойные устройства, выполненные в соответствии с требованиями действующих нормативных актов, обеспечивающих зазор от кpайней точки АТС до стены не менее 0,3 м. Вместе с тем, в гараже Лагеря колесоотбойные устройства не установлены.

6.2. В соответствии с требованиями п. 3.4.4 полы в помещении для хранения АТС должны иметь разметку, определяющую места установки АТС, и проезды. При разметке следует учитывать, что расстояние между двумя параллельно стоящими АТС должно быть достаточным для свободного открывания дверей кабины. Вместе с тем, в гараже Лагеря разметка, определяющая места установки АТС, отсутствует.

6.3. В соответствии с требованиями п. 3.4.5 Правил в помещениях для хранения АТС на видном месте должен быть вывешен план расстановки АТС с описанием очередности и порядка их эвакуации в случае пожара, освещаемый в ночное время. Вместе с тем, план расстановки АТС отсутствует.

6.4. В соответствии с требованиями п. 5.1.8 Правил отдельные помещения должны предусматриваться для хранения шин и резинотехнических изделий. Вместе с тем, в гараже Лагеря не предусмотрено отдельное помещение для хранения шин и резинотехнических изделий.

6.5. В соответствии с требованиями п. 2.5.13 Правил в помещениях, предназначенных для стоянки АТС, а также на стоянках под навесом или на площадках не допускается хранить какие­-либо материалы и предметы. Вместе с тем, в помещениях гаража, предназначенных для стоянки АТС, хранятся различные материалы, предметы и запасные части.

6.6. В соответствии с требованиями п. 2.1.1.26 Правил в зоне технического обслуживания и ремонта АТС не допускается хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов. Вместе с тем, в помещениях гаража Лагеря допущено хранение отработанного масла и тары.

Факт допущенных нарушений подтверждается протоколом об административном правонарушении от 28.08.2018, актом проверки от 28.08.2018, личными карточками работников учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств; личными карточками учета выдачи СИЗ, иными материалами дела.

Как следует из приказа директором КОГАОУ ДО «Центр дополнительного образования одаренных школьников» 25.01.2018 назначена ФИО1

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ под должностными лицами понимаются лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции: руководители и другие работники. При этом административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Указанные выше обстоятельства, свидетельствуют о том, что должностным лицом, совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Вина должностного лица в совершении административного правонарушения подтверждается, имеющимися в деле доказательствами. Данные обстоятельства ФИО1 не оспариваются. Она признает свою вину, раскаивается в совершенном правонарушении.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении следует установить не только формальное сходство содеянного с признаками состава того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии угрозы для личности, общества или государства).

Имеющиеся в деле доказательства, подтверждаютя отсутствие каких-либо негативных последствий. Общественной опасности в данном случае нарушение не представляло, не причинило ущерба охраняемым общественным правоотношениям, отсутствовала существенная угроза данным отношениям.

Указанное позволяет сделать вывод о том, что допущенное нарушение, хотя и содержит признаки состава административного правонарушения, является малозначительным.

Приходя к выводу о необходимости прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, судья не ставит под сомнение виновность лица в совершении административного правонарушения. Указанное лицо освобождается лишь от административной ответственности, что согласуется с разъяснениями, данными в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с которыми при оценке формального состава правонарушения, последствия деяния не имеют квалифицирующего значения, но должны приниматься во внимание при выборе конкретной меры ответственности. Пренебрежительное отношение к формальным требованиям публичного порядка как субъективный признак содеянного присуще любому правонарушению, посягающему на общественные отношения. Однако сопутствующие такому пренебрежению условия и обстоятельства подлежат выяснению в каждом конкретном случае при решении вопроса о должной реализации принципов юридической ответственности и достижении ее целей (статья 3.1 КоАП). В связи с этим, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО2 от 28.08.2018, вынесенное в отношении директора Кировского областного государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования одаренных школьников» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить.

ФИО1 освободить от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ освободить ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии этого решения, с подачей жалобы через Октябрьский районный суд города Кирова.

Судья Е.Б. Кораблева