ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-487/19 от 21.11.2019 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

Мировой судья Чайников Ю.В.

УИД:

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Судья Ленинского районного суда <адрес> Грицык А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.33 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главного редактора СМИ «Информационное агентство «Засекин» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – главный редактор СМИ «Информационное агентство «Засекин» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.33 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, ФИО1 обратился с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что со стороны ФИО1 участие в деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации не осуществлялось, запреты, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» не нарушались. самая поздняя ссылка на интернет - ресурс «Открытой России», деятельность которого прекращена путем блокировки по решению Генеральной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, была размещена на площадке интернет - СМИ «Засекин» ДД.ММ.ГГГГ, т.е. во время существования ресурса «Открытой России» в качестве доступного. Ссылка на материалы была сделана согласно правилам журналистской этики, которые устанавливают, что при цитировании материалов необходимо указать источник цитирования и выполнить ссылку в случае, если источник цитирования - интернет-ресурс. В период размещения материалов «Открытой России» главным редактором СМИ «Засекин» было другое лицо, ФИО1 в то время не выполнял функции главного редактора и не отвечал за содержание материалов и редакционную политику, соответственно, на ДД.ММ.ГГГГ (дату внесения «Открытой России» в перечень «нежелательных» организаций) не мог провести мониторинг контента новостной ленты. Размещение ссылки на интернет-ресурс «Засекин» и ее последующая активность никак не подразумевает умысел ФИО1 на совершение действий, предусмотренных ст. 20.33 КоАП РФ, равно как и умысел иных лиц на совершение подобных действий в силу размещения ссылки на ресурс «Открытой России» до даты ее внесения в перечень «нежелательных» организаций. В материалы прокурорской проверки была предоставлена копия приказа о назначении ФИО1 главным редактором СМИ «Засекин» от ДД.ММ.ГГГГ. После получения результатов мониторинга ЦПЭ ГУ МВД России по <адрес>, ссылки на ресурс «Открытой России» были немедленно удалены ФИО1, что подтверждает его намерение вести редакционную политику в рамках действующего законодательства. Главный редактор СМИ «Информационное агентство «Засекин» ФИО1 осуществляет свою деятельность, руководствуясь ч. 4 ст. 19 Закона «О средствах массовой информации». В соответствии с данной нормой, главный редактор осуществляет свои полномочия на основе закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации законодательными актами Российской Федерации. В связи с данной нормой можно говорить об административной ответственности главного редактора при обнаружении ссылок на интернет- материалы «нежелательной» организации, но лишь в случае активного действия конкретного лица, умышленного и очевидно нарушившего закон. В данном случае, состав правонарушения мог возникнуть не в силу размещение ссылок на ресурс «Открытой России» (как указано выше, она была размещена раньше, чем организация попала в перечень «нежелательных»), а в связи с доступностью этих ссылок на момент проведения мониторинга ЦПЭ ГУ МВД России по <адрес>, их «рабочим состоянием» на ДД.ММ.ГГГГ, обеспечившим возможность перехода на сайт «Открытой России», заблокированного по распоряжению Роскомнадзора ДД.ММ.ГГГГ (номер требования в реестре Роскомнадзора адрес ссылки на требование: http<адрес> Блокировка ресурса должна была проходить на основании процедуры, предусмотренной ст. 15.3. Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Роскомнадзор при блокировке нежелательных интернет-ресурсов действует по представлению Генеральной прокуратуры. Представление относительно ресурса «Открытая Россия» было направлено в Роскомнадзор, по данным сайта Минюста России, ДД.ММ.ГГГГ. С этого момента органы государственной власти должны были совершить действия по блокировке нежелательного контента в порядке, предусмотренном ст. 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Данная статья устанавливает порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». СМИ «Информационное агентство «Засекин» в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательными на территории Российской Федерации, не входит. В рамках Федеральных законов «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на СМИ «Информационное агентство «Засекин» обязанность удаления информации не распространялась в силу неполучения уведомления об этом от Роскомнадзора. Обязанность удалить информацию и заблокировать интернет-ресурс «Открытой России» (по сути, сделать ссылку невозможной для просмотра) лежит на операторе связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч. 3 ст. 15.3 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). При блокировке ресурса, согласно ст. 15.3. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ссылка просто перестает быть активной, информация не распространяется. СМИ «Информационное агентство «Засекин» и главный редактор ФИО1 не входили в состав субъектов, в чьи обязанности входила блокировка и удаление информации. При оповещении главного редактора СМИ «Информационное агентство «Засекин» ФИО1 об активных ссылках на «нежелательный» ресурс, они были им немедленно удалены. Таким образом, учитывая состав ст. 20.33 КоАП РФ, можно утверждать, что действий со стороны ФИО1 по осуществлению деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации не осуществлялась. ФИО1 не участвовал в подобной деятельности и не нарушал запретов, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». Считают, что в суде вина ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 20.33 КоАП РФ, не была доказана. Суду, органам прокуратуры и ФИО1 неизвестны причины доступности ссылки на сайте «нежелательной» организации «Открытая Россия» на ДД.ММ.ГГГГ, но известна процедура блокировки «нежелательных» ресурсов по ст. 15.3. Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Данная процедура должна была обеспечить блокировку сайта. Обязанности ФИО1, как главного редактора СМИ, не являющегося создателем и владельцем нежелательного контента, по удалению данных ссылок Федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», не предусматривают. Самая поздняя ссылка на ресурс «Открытой России» была размещена на ресурсе «Засекин» ДД.ММ.ГГГГ, за пять дней до включения «Открытой России» в перечень «нежелательных» организаций. Данные факты и обстоятельства создает неустранимые сомнения по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны толковаться в пользу ФИО1

В судебном заседании представитель ФИО1 – по доверенности ФИО2, жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Демкина Е.А. возражала против удовлетворения доводов жалобы, указав, что постановление мирового судьи является законным и обоснованным.

Выслушав мнение сторон, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ законность и обоснованность вынесенного постановления судьей проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.20.33 КоАП РФ осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности, участие в такой деятельности либо нарушение запретов, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно требованиям ч.ч. 1, 2 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации.

Деятельность иностранной или международной неправительственной организации признается нежелательной на территории Российской Федерации со дня обнародования информации об этом в порядке, установленном настоящей статьей.

Согласно ч.3 п.3 ст.3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» признание нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой запрет на распространение информационных материалов, издаваемых иностранной или международной неправительственной организацией и (или) распространяемых ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также производство или хранение таких материалов в целях распространения.

На официальном сайте Министерства юстиции РФ в сети «Интернет» <адрес> размещен перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ. В указанный перечень включены вышеназванная организация «OpenRussiaCivicMovement, OpenRussia (Общественное сетевое движение «Отрытая Россия») (Великобритания)» и организация «OR (OtkrytayaRossia) («Открытая Россия») (Великобритания)», признанная нежелательной на территории Российской Федерации решением Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ и включенная в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р.

Из материалов дела следует, что исполняющим обязанности прокурора <адрес> советник юстиции Маскайкиным Н.В., осуществляющим надзор за исполнением законодательства в сфере федеральной безопасности, противодействии экстремизму и терроризму, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - главного редактора СМИ «Информационное агентство «Засекин» ФИО1, согласно которому ФИО1 допустил нарушение порядка осуществления деятельности на территории Российской Федерации иностранной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности, совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.33 КоАП РФ.

Доводы ФИО1 об отсутствии доказательств его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.33 КоАП РФ, необоснованные по следующим основаниям.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес> была рассмотрена информация ЦПЭ ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГо нарушении законодательства в сфере федеральной безопасности и противодействия экстремизму, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе мониторинга Интернет сети ЦПЭ ГУ МВД России по <адрес> был выявлен и задокументирован Интернет ресурс - «Засекин» с электронным адресом: <данные изъяты>

Интернет ресурс - «Засекин» открыт для просмотра всем пользователям сети Интернет. Ознакомиться с размещенной на сайте информацией, а также скопировать их может любой зарегистрированный пользователь сети Интернет. Средство массовой информации информационное агентство «Засекин» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер ИА № от ДД.ММ.ГГГГ. Учредителем СМИ «Засекин» является ООО «Центр исследования культуры» (ОГРН <***>, ИНН <***>), адрес для корреспонденции: <адрес>.

В нарушение п. 3 ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» в новостной ленте указанного Интернет ресурса имеется ссылка на сайт: https://openrussia.org/post/view/1679/, при переходе по данной ссылке, открывается страница сайта организации «Открытая Россия». Деятельность организации «Открытая Россия» распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р включена в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.

Таким образом, действия должностного лица - главного редактора СМИ «Информационное агентство «Засекин» ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.20.33 КоАП РФ.

Названные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ, требованиями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом от ДД.ММ.ГГГГ, скриншотами, справкой об исследовании Интернет-ресурса, уставом редакции информационного агентства «Засекин» от ДД.ММ.ГГГГ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ, уставом ООО «ЦИК», утвержденным от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которые оценены мировым судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела мировой судья установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, дал надлежащую правовую оценку действиям главного редактора СМИ «Информационное агентство «Засекин» ФИО1 и пришел к обоснованному выводу о его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.33 КоАП РФ.

Постановление о привлечении должностного лица - главного редактора СМИ «Информационное агентство «Засекин» ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей соблюден.

Несогласие автора жалобы с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции ст. 20.33 КоАП РФ и соответствует требованиям ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.33 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главного редактора СМИ «Информационное агентство «Засекин» ФИО1 – оставить без изменений, жалобу ФИО1– без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке, предусмотренном ст. 30.12.-30.14 КоАП РФ.

Судья подпись Грицык А.А.

Копия верна.

Судья