12-487/2020
РЕШЕНИЕ
18 августа 2020 года <...>, каб. 306
Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Шуминова Н.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу должностного лица – председателя Комитета по тарифному регулированию Мурманской области ФИО1 на постановление Управления Федерального казначейства по Мурманской области № 15-10/5-2020 от 03.07.2020 года, о привлечении к административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Управления Федерального казначейства по Мурманской области № 15-10/5-2020 от 03.07.2020 председатель Комитета по тарифному регулированию Мурманской области ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КРФоАП, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20.000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ФИО1 подала жалобу, в обоснование которой указала, что 25.02.2020 УФК по Новосибирской области проводило выездную проверку Комитета. По результатам проверки были выявлены нарушения, в связи с чем в адрес Комитета выдано представление от 25.02.2020, срок исполнения которого составлял 30 календарных дней с даты получения. Не согласившись с данным представлением, Комитет обратился с жалобой в Федеральное казначейство, одновременно обратившись с ходатайством о продлении срока исполнения. Также был подано исковое заявление и ходатайство о приостановлении исполнения представления в Арбитражный суд Новосибирской области. По результатам рассмотрения ходатайства Федеральное казначейство отказало в продлении срока исполнения, в приостановлении также было отказано Арбитражным судом. Представление подлежало исполнению в срок до 30.03.2020. В установленный срок представление не было исполнено, так как постановлением Губернатора Мурманской области от 16.03.2020 № 47-ПГ «О мерах по противодействию распространению на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции» был введен режим повышенной готовности, все силы и средства исполнительных органов были направлены на противодействие распространения инфекции, что затрудняло процесс разработки, а также согласования законопроекта. Комитет предпринял все зависящие от него меры по исполнению представления, однако следует учитывать, что установление тарифов на тепловую энергию для потребителей юридических лиц и выделение соответствующих субсидий теплоснабжающих организаций требует соответствующего закона Мурманской области. Комитет не обладает право законодательной инициативы, но в начале марта 2020 года им был разработан законопроект «О внесении изменений в ЗМО «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) теплоноситель в Мурманской области», направленный на решение вопроса о правовом обосновании субсидий теплоснабжающим организациям, поставляющим тепловую энергию потребителям, кроме населения. Затем законопроект был направлен на согласование, однако именно усилия по борьбе с COVID-19 воспрепятствовали быстрому согласованию, а заседания Мурманской областной Думы были отменены. Первое плановое заседание состоялось 23.04.2020 и законопроект прошел первое чтение, распространяясь на правоотношения, возникшие с 01.01.2020. Также Комитет откорректировал расчет размера субсидий на возмещение недополученных доходов, связанны с ростом цен на топливо теплоснабжающим организациям за период с 01.04. по 30.11.2018 года в части ООО «<данные изъяты>», расчет был направлен ы Минэнерго и в ЖКХ МО для перерасчета субсидий. То есть, Комитет предпринял все зависящие от него меры по исполнению представления, которое не было исполнено из-за обстоятельств непреодолимой силы и по независящим от Комитета причинам. Повлиять на исполнением представления не мог, так как не наделен правом законодательной инициативы и полномочиями по выделению субсидий теплоснабжающим организациям. Кроме того, ФАС провело проверку действий Комитета по установлению тарифов на тепловую энергию по обращению Федерального казначейства, и исходя из выданного предписания от 09.06.2020 № СП/48604/20 ФАС не сочло, что Комитет допустил нарушения при расчете субсидий. Считает, что правонарушение является малозначительным, что необоснованно указано на то, что дата совершения правонарушения 10.04.2020, правильно считать дату 31.03.2020. Постановление привлекает ее к ответственности отнюдь не за неисполнение представления, а за не уведомление УФК Новосибирской области о результатах исполнения. На основании изложенного просит отменить оспариваемое постановление, прекратив производство по делу или же заменить штраф на устное замечание.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще заблаговременно уведомлена о дате, времени и месте рассмотрения дела, представила ходатайство об отложении слушания в связи с отъездом в отпуск, которое рассмотрено и отклонено ввиду неуважительности причины неявки заявителя.
Представитель административного органа представила письменный отзыв на жалобу, доводы в нем изложенные, поддержала в полном объеме, пояснив, что в данном случае не было оснований ставить под сомнение обоснованность представления, поскольку это не в компетенции УФК по МО. Помимо того, что в нем указывалось на необходимость принятия Комитетом мер по устранению причин и условий бюджетных нарушений в срок 30 календарных дней с даты получения, также оговаривалась обязанность Комитета довести результаты исполнения до УФК по Новосибирской области в течение 10 дней с даты исполнения представления. Следовательно, ссылка заявителя на то, что дата правонарушения определена неверно, несостоятельна. Все действия по исполнению представления осуществлены уже по истечении 30 календарных дней с даты его получения, а информация о них до УФК по Новосибирской области не доводилась, поскольку Комитет счел, что обжалование представления снимает с него эту обязанность, исходя из ответа от 01.06.2020. Полагала, что в данном случае доводы жалобы о малозначительности и возможности применения устного замечания несостоятельны, поскольку речь идет как о финансовой дисциплине, так и о том, что состав правонарушения формален и не требует наступления вредных последствий.
Заслушав представителя административного органа, изучив представленный суду административный материал № 20-12/7-2020 в одном томе, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 20 ст. 19.5 КРФоАП, невыполнение в установленный срок законного представления органа государственного финансового контроля - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно материалам административного дела, 25.05.2020 УФК по Новосибирской области проведена внеплановая выездная проверка Комитета по тарифному регулированию Мурманской области. В результате проверки установлено, что: Комитетом утверждены тарифы на тепловую энергию для категории потребителей «прочие» (юридические лица) по стоимости, ниже тарифа по удельной стоимости тепловой энергии (экономически обоснованный тариф) для получателей субсидии (теплоснабжающих организаций), при отсутствии соответствующего закона Мурманской области; расчет размера субсидии по возмещению недополученных доходов, связанных с ростом цен на топливо, осуществлен по стоимости топлива без транспортных затрат, что не соответствуют экспертному заключению по экономической обоснованности необходимой валовой выручки от реализации тепловой энергии потребителям, в результате расчета размера субсидии по возмещению недополученных доходов, завышен. На основании установления данных фактов и выдано представление от 25.02.2020.
В рассматриваемом случае законность данного представления сомнения не вызывает, с учетом того, что проверка проведена на основании приказа Федерального казначейства, уполномочившего УФК по Новосибирской области на ее проведение приказом № 665п от 28.11.2019 года.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 14 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
На основании статьи 2 Закона № 1697-01-ЗМО «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) теплоноситель в Мурманской области» право на льготы имеет население и приравненные к нему категории потребителей, выделенные в постановлении в отдельную группу потребителей "население", для которой тарифы на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель установлены в меньшем размере по сравнению с другими потребителями. Помимо лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, право на льготы имеют потребители, для которых тарифы на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель установлены в меньшем размере по сравнению с удельной стоимостью тепловой энергии (экономически обоснованным тарифом), выделенные в постановлении в отдельную группу потребителей "потребители (кроме населения)". Для целей настоящего Закона под населением понимаются физические лица - собственники или наниматели жилых помещений, расположенных на территории Мурманской области, потребляющие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для получения коммунальных услуг. К категориям потребителей, приравненных к населению, реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя которым осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, относятся: 1) товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации, признаваемые таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель в части, необходимой для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению; 2) наймодатели (или уполномоченные ими лица), признаваемые таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, а также жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель в части, необходимой для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения; 3) наймодатель жилых помещений в наемном доме, управомоченный осуществлять функции наймодателя собственником помещений в наемном доме или являющегося наемным домом жилого дома и осуществляющий управление наемным домом, признаваемый таковым в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, приобретающий тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель в части, необходимой для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения. К группе "потребители (кроме населения)" относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и иные потребители, не относящиеся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) на территории Мурманской области.
Согласно пункту 6 подпункту 6.1 Раздела II Правил предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, связанных с ростом цен на топливо (мазут) и (или) уголь), теплоснабжающим организациям, предоставляющим услуги теплоснабжения по регулируемым тарифам, утвержденных Постановлением ПРавительва Мурманской области от 24 декабря 2018 г. № 615-ПП, размер субсидии для i-й теплоснабжающей организации определяется по следующей формуле: Si = (Сер ф i - Ст i) x mi, где: Si - субсидия по i-й теплоснабжающей организации; Сер ф i - средневзвешенная фактическая стоимость топлива без транспортных затрат по i-й теплоснабжающей организацией, определенная на основании данных в соответствии с пунктом 2 раздела II настоящего Правил, за период, установленный пунктом 6 раздела I настоящих Правил, без НДС (руб./т); Ст i - стоимость топлива без транспортных затрат, принятая Комитетом в тарифе на тепловую энергию для i-й теплоснабжающей организации на 2018 год, по данным Комитета, без НДС (руб./т); mi - количество натурального топлива, определенное на основании данных в соответствии с пунктом 2 раздела II настоящего Правил, за период, установленный пунктом 6 раздела I настоящих Правил (т). Sобщ. = S1 + S2 +.. . + Si, где: S общ. - размер субсидии Получателей субсидии, рассчитанный по заявлениям на получение субсидии.
На основании данных нарушений в адрес Комитета вынесено представление. Нарушения подлежали устранению в течение 30 дней с момента получения предписания, то есть до 28.03.2020. Информация об исполнении представления должна быть направлена в адрес УФК по Новосибирской области не позднее 09.04.2020. В установленный срок представление не исполнено.
Заявитель ссылается на то, что представление является необоснованным, но при этом фактически все доводы жалобы сводятся к тому, что работа по исполнению представления велась, однако ей помешала эпидемия новой коронавирусной инфекции и введение режима повышенной готовности на территории Мурманской области. Однако суд не может с этим согласиться, поскольку даже с учетом того, что период с 30.03.2020 года по 03.04.2020 года Указом Президента РФ № 206 от 25.03.2020 года был объявлен нерабочими днями, принятие мер по исполнению представления должно было состояться до 30.03.2020, а уведомление о них – до 09.04.2020 включительно, не взирая на то, что период нерабочих дней был продлен до 30.04.2020 года в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в Российской Федерации. Введение режима повышенной готовности на территории Мурманской области не приостанавливало деятельность органов власти.
Из материалов дела следует, что действия Комитета, направленные на исполнение представления были фактически совершены после истечения срока, установленного представлением для принятия мер по устранению причин и условий бюджетных нарушений. Лист согласования к проекту закона Мурманской области подписан 31.03.2020, а расчет субсидии для перерасчета в адрес Минэнерго и ЖКХ МО направлен сопроводительным письмом от 23.04.2020. При этом никаких действий по продлению срока исполнения представления путем направления соответствующего ходатайства в адрес УФК по Новосибирской области Комитетом не предпринималось.
Довод о том, что 10 дней, отведенные на направление информации о принятых мерах, не следует учитывать как срок для исполнения представления, основан на ошибочном толковании заявителем как самого представления, так и норм КРФоАП, учитывая, что направление информации входило в состав обязательных к исполнению действий, доказательства, свидетельствующие о направлении информации в адрес УФК по Новосибирской области, в материалах административного дела отсутствуют, не представлены они и суду.
Оспаривание представления в данном случае не освобождало Комитет от информирования о ходе его исполнения.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечению к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом согласно примечанию к указанной статье, лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Административным органом обоснованно составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КРФоАП в отношении должностного лица – председателя Комитета по тарифному регулированию Мурманской области ФИО1, учитывая, что именно она, как врио председателя Комитета на момент вынесения представления и вплоть до 26.05.2020 – даты назначения на должность председателя, является лицом, несущим персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций с учетом Положения о Комитете по тарифному регулированию Мурманской области.
Выводы о виновности ФИО1 были сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств, которые были оценены должностным лицом в совокупности на предмет достоверности, достаточности и допустимости в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы не следует, что при рассмотрении дела об административном правонарушении допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Назначенное ФИО1 административное наказание согласуется с санкцией ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, размер штрафа соответствует минимуму, установленному санкцией статьи. При таких обстоятельствах оспариваемое постановление сомнений в своей законности не вызывает, оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 КРФоАП, учитываются при назначении административного наказания, что и было осуществлено административным органом, обоснованно не усмотревшего малозначительности и возможности ограничения устным замечанием.
Применение в данном случае положений чч. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ФИО1, невозможно, поскольку минимальный размер штрафа для должностного лица составляет менее 50.000 рублей – 20.000 рублей.
Также нет оснований для замены штрафа предупреждением, поскольку статья 19.5 КРФоАП в силу ч. 2 ст. 4.1.1 КРФоАП не подпадает под действие ч. 1 ст. 4.1.1 КРФоАП.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление Управления Федерального казначейства по Мурманской области № 15-10/5-2020 от 03.07.2020 года о привлечении должностного лица – – председателя Комитета по тарифному регулированию Мурманской области ФИО1 к административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу должностного лица – председателя Комитета по тарифному регулированию Мурманской области ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней с момента вручения (получения) копии решения.
Судья: Н.В. Шуминова