ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-488/19 от 26.07.2019 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

дело №12-488/2019

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

26 июля 2019 года гор. Краснодар

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Берулько Е.Г.,

при секретаре Алексеевой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Тандер» на постановление Государственной инспекции труда в Краснодарском крае по делу об административном правонарушении от 17.05.2019г., предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Государственной инспекции труда в Краснодарском крае от 17.05.2019г. АО «Тандер» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 79 000 руб.

В жалобе представитель АО «Тандер» Веселков К.В., действующий на основании доверенности, просит вышеназванное постановление отменить и производство по делу прекратить, так как во исполнение требований, закрепленных в ст. 229 ТК РФ, заявителем были направлены соответствующие запросы на включение лиц, уполномоченных участвовать в комиссии по расследованию несчастного случая, а именно: ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми, ФСС по г. Краснодар, Государственная инспекция труда в Республике Коми; Государственная инспекция труда в г. Краснодаре, Прокуратура г. Ухты Республики Коми; Администрацию МО ГО г. Сывтывкар, Администрация г. Краснодара; Федерация профсоюзов Республики Коми. В ответ на направленное извещение, Федерация профсоюзов Республики Коми прислала ответ о том, что не имеет возможности направить своего представителя для участия в расследовании. Ответные письма были получены так же и от остальных учреждений, в которые направлялись извещения. Письмом от 27.02.2019г. №01/1-28/18 Администрация МО ГО г. Сывтывкар, уведомила, о том, что для участия в расследовании специалист направляться не будет. На основании письма от 26.02.2019г. Государственная инспекция труда в Республике Коми включила для участия в расследовании ещё одного инспектора. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о направлении кандидата ГБУ РК «ЦСЗН г.Ухты» письмом от 27.02.2019г. ответил отказом, так как данный кандидат не является сотрудником органа исполнительной власти, следовательно не может принимать участие в расследовании.

Кроме того, АО «Тандер» ссылается на то, что подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены, то есть по адресу филиала согласно реестра: город Сыктывкар, Покровский Бульвар, д. 1/1. На момент заключения трудового договора трудового договора с работником и несчастного случая с ним в филиале был руководитель, осуществляющий свои полномочия на основании доверенности, выданной генеральным директором АО «Тандер».

Представитель Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Курасова Н.С. возражала относительно доводов жалобы, представила письменные возражения.

Суд, выслушав представителей, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Как следует из материалов дела, в адрес Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае из Государственная инспекция труда в Республике Коми поступили материалы расследования тяжелого несчастного случая, связанного с производством, произошедшего 06.01.2019г. с продавцом магазина «Магнит» Сыктывкарского филиала АО «Тандер» ФИО5 В соответствии со ст. 299 ТК РФ 04.03.2019г. приказом -од АО «Тандер» образована комиссия для расследования несчастного случая с указанием конкретных лиц и их должностей.

Согласно акту о расследовании тяжелого несчастного случая на производстве с ФИО5 от 06.01.2019г. основной причиной несчастного случая явилась получение пострадавшим телесных повреждений в результате противоправных действий других лиц.

Акт о несчастном случае на производстве с ФИО5 от 27.03.2019г. утвержден АО «Тандер» и подписан всеми членами комиссии (из 9 членов комиссии 5 членов комиссии - представители АО «Тандер»).

В соответствие со ст. 229 Трудового кодека РФ при расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, то состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.

Как следует из акта о расследовании несчастного случая и акта о несчастном случае на производстве, имеются подписи всех членов комиссии, указанных в приказе -од от 04.03.2019г., но в данный состав комиссии не был включен представитель территориального объединения организация профсоюзов, что нарушает ст. 229 Трудового кодека РФ.

При этом в соответствие со ст. 229.2 Трудового кодека РФ установлен порядок проведения расследования несчастных случаев, согласно которому при расследовании каждого несчастного случая комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности объяснения от пострадавшего.

Вопреки доводам жалобы, действующим трудовым законодательством для расследования несчастного случая обязанность по образованию комиссии возложена именно на работодателя (его представителя), при этом наличие волеизъявления административного органа либо иного учреждения на участие при проведении расследования не предусмотрено и не ставится в зависимость от включения представителей таких органов и учреждений в состав комиссии по расследованию несчастных случаев.

Работодателем АО «Тандер» была создана комиссия, имеющая ненадлежащий состав, что подтверждается приказом о создании комиссии -од от 04.03.2019г.

В соответствии с ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Частью 2 ст. 2.1. КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая указанные обстоятельства, Государственная инспекция труда в Краснодарском крае при вынесении постановления по делу об административном правонарушении от 17.05.2019г. обоснованно пришла к выводу о том, что в действиях АО «Тандер» усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Ссылки представителя АО «Тандер» на изменение территориальной подсудности административного дела не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при определении подсудности необходимо также

учитывать закрепленные в ст. 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.

В ч.1 этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения.

Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

В данном случае обязанность установлена ст. 22 Трудового кодекса РФ - работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; ст. 212 Трудового кодекса РФ - работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; п.1,2 Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.09.2014 г. № 642н, - устанавливает государственные нормативные требования охраны труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещении грузов, работодатель обеспечивает контроль за соблюдением Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов.

Согласно ст. 20 Трудового кодека РФ работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

Пунктом 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ установлено, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами.

В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса РФ - место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации.

Юридическим лицом в данном случае выступает АО «Тандер».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц место нахождения ОА «Тандер» - 350000, г. Краснодар, ул. Леваневского, д. 185.

Таким образом, на юридическое лицо АО «Тандер» как на работодателя возложена обязанность, установленная ст. 22, 212 Трудового кодекса РФ, п.1,2 Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.09.2014 г. № 642н.

Однако в связи с бездействием данная обязанность не исполнена.

Учитывая указанные обстоятельства, Государственной инспекции труда в Краснодарском крае при вынесении постановления по делу об административном правонарушении от 17.05.2019г. обоснованно пришло к выводу о привлечении юридического лица АО «Тандер» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления, поскольку оспариваемое постановление было принято в соответствии с законом в пределах полномочий Государственной инспекции труда в Краснодарском крае. Каких-либо нарушений при его вынесении судом не установлено.

При принятии решения законность и обоснованность оспариваемого постановления судом проверены в полном объеме.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение, в том числе и об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление Государственной инспекции труда в Краснодарском крае по делу об административном правонарушении от 17.05.2019г., предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ОА «Тандер» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Председательствующий судья