ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-488/20 от 29.09.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 12-488/2020

Р Е Ш Е Н И Е

29 сентября 2020 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Аврора Голд» Хомякова В.В. на постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 августа 2020 года по делу № 5-1288/2020,

у с т а н о в и л :

постановлением Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 августа 2020 года по делу № 5-1288/2020 производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Аврора Голд» по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ прекращено на основании статьи 2.9 КоАП РФ, в виду малозначительности совершенного деяния. ООО «Аврора Голд» судом объявлено устное замечание.

Не согласившись с указанным постановлением суда, защитник ООО «Аврора Голд» Хомяков В.В. обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит постановление суда отменить, как незаконное и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях общества.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ, неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Объектом правонарушения в рассматриваемом случае являются общественные отношения, возникающие в связи с привлечением иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации.

Федеральный законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №115-ФЗ) определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

В силу пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Приказом МВД России от 4 июня 2019 г. № 363 утверждена форма уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (приложение №14), а также Порядок представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства) (приложение №15).

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 10 октября 2019 года в помещении Отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Ялте, ООО «Аврора Голд» в нарушение установленного порядка и формы предоставило в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль в сфере миграции (МВД по Республике Крым) уведомление о прекращении (расторжении) трудового договора от 07.10.2019 года с гражданкой <данные изъяты> ФИО1, <данные изъяты> года рождения, по форме утратившей силу в соответствии с Приказом МВД России от 04.06.2019 года № 363 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел РФ и его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации». По мнению должностного лица отдела по вопросам миграции, ООО «Аврора Голд» нарушило требования п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления 06 июля 2020 года инспектором ОИК УВМ МВД по Республике Крым ФИО2 в отношении ООО «Аврора Голд» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, судья городского суда пришел к выводу о наличии в действиях ООО «Аврора Голд» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, однако посчитал возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, квалифицировать допущенное обществом административное правонарушение как малозначительное, ограничившись устным замечанием, и прекратить производство по делу.

С данным выводом судьи согласиться нельзя исходя из следующего.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

На основании ст. 26.1 КоАП РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 115-ФЗ иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Как усматривается, материалы дела об административном правонарушении содержат в себе копию паспорта гражданина Российской Федерации на имя <данные изъяты>, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> Паспорт выдан МВД по Республике Крым - 02.10.2019 г.

Таким образом, поскольку на момент расторжения заключенного с ФИО1 трудового договора - 07.10.2019 года, последняя приобрела гражданство Российской Федерации, вследствие чего утратила статус иностранного гражданина, отпала необходимость осуществления миграционного контроля за ее трудовой деятельностью.

Следовательно, у ООО «Аврора Голд» отсутствовала обязанность уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль в сфере миграции, о расторжении заключенного с ФИО1 трудового договора.

При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о нарушении обществом установленного порядка уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о расторжении трудового договора с иностранным гражданином и наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является неправильным, сделанный без учета указанных выше положений Федерального закона № 115-ФЗ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выносит решение об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях общества.

На основании изложенного выше обжалуемое постановление судьи городского суда подлежит отмене в части признания совершенного ООО «Аврора Голд» административного правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности. Учитывая, что производство по делу прекращено, то постановление суда в данной части подлежит изменению с указанием на прекращение производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,

р е ш и л:

жалобу защитника ООО «Аврора Голд» Хомякова В.В. на постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 августа 2020 года по делу № 5-1288/2020 – удовлетворить частично.

Постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 августа 2020 года № 5-1288/2020 в части прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Аврора Голд» изменить, указав на прекращение производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях общества.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья <данные изъяты> Е.Г.Тимошенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>