Дело № 12-48/14
Р Е Ш Е Н И Е
21 января 2014 года г. Уфа
Судья Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Булатова Р.А.,
с участием представителя ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость) ФИО1, действующей на основании доверенности № от 12.09.2013г., выданной сроком до 12.09.2014г., представителя Управления государственного автодорожного надзора по РБ ФИО2, действующего на основании доверенности № от 06.05.2013г., выданной сроком на 1 год,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» на постановление мирового судьи судебного участка № по Кировскому району г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ г.,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ, за то, что не выполнило в установленный законом срок законного предписания № от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Управление государственного автодорожного надзора по РБ. Информацию об исполнении предписания следовало предоставить в УГАДН по РБ в срок до ДД.ММ.ГГГГ г., однако в установленный срок предписание должностного лица ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» не исполнено, документы, подтверждающие исполнение данного предписания в УГАДН по РБ не поступили, об этом свидетельствует Акт проверки № от 13.09.13. За совершенное правонарушение ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Не согласившись с постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ г., представитель ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» подала апелляционную жалобу, в обосновании которой указала, что Предписание № от ДД.ММ.ГГГГ исполнено частично, в частности, заявителем исполнен п.1 Предписания – осуществлена сверка сведений о дорожно-транспортных происшествиях с участием транспортных средств, принадлежащих ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» и зарегистрированных на территории РБ.
Что касается, пунктов 2-7 Предписания, то они не применимы в отношении ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)», по следующим основаниям:
П.2
Предписания
Организовать проведение аттестации ответственного лица за обеспечением безопасности дорожного движения в соответствии с положением о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденного Приказом Министерства транспорта и Министерства труда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1
3/11
Данный пункт предписания не применим в отношении ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» на основании того, что:
Согласно п. 2 Приказа Минтранспорта РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994г.№13/11
«Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта» установлено, что в организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, исполнительные руководители и специалисты, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, должны иметь кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации Компания 000 «ИКЕА мое (Торговля и Недвижимость)», не является предприятием транспорта и не, осуществляет
перевозку пассажиров и грузов, следовательно данный нормативно-правой акт не подлежит применению в отношении 000 «ИКЕА мое (Торговля и Недвижимость)»,
Таким образом, законодательством не предусмотрена обязанность юридического лица не являющегося предприятием транспорта и не осуществляющего перевозки пассажиров и грузов по проведению аттестации лиц,
ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения.
п.3
Предписания
Провести медицинское
переосвидетельствование
водителей в установленном
порядке, с целью
определения у водителей
транспортного средства
медицинских
противопоказаний или
ограничений к
водительской деятельности
в соответствии со СТ.23
Федерального закона от
10.12.1995г. N2196-ФЗ «О
безопасности дорожного
движения»
Данный пункт Предписания не подлежит выполнению 000 «ИКЕА мое (Торговля и Недвижимость)» на основании
того, что:
Освидетельствование про водится в случаях,
предусмотренных пп. 10, 16, 38, 42 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1396.
По результатам освидетельствования гражданину выдается медицинская справка о допуске к управлению транспортными средствами. Форма справки установлена
приложением N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ О N 831 н "Об утверждении единого образца
Медицинской справки о допуске к управлению
транспортными средствами". В настоящее время указанная справка выдается без указания срока ее действия.
Таким образом, обязательное медицинское
освидетельствование и переосвидетельствование
кандидатов в водители и водителей транспортных средств являются самостоятельной правовой процедурой,
необходимой для получения допуска к управлению транспортными средствами всеми заинтересованными лицами независимо от того, работают ли они водителями
или нет. Трудовое законодательство не содержит требований о периодическом подтверждении водителями
права на управление транспортными средствами, поскольку данную функцию выполняет водительское удостоверение
соответствующей категории с указанным сроком действия.
Пункт 4 ст.23 Федерального закона от 10.12.1995г№ ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусматривает, что периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их про ведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых
гражданину РФ запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных
происшествиях должны быть установлены федеральным законом.
Однако, такой акт до настоящего времени не принят.
Таким образом, лица, осуществляющие по доверенности эксплуатацию транспортных средств, при надлежащих 000
«ИКЕА мое (Торговля и Недвижимость)», проходят медицинское освидетельствование и переосвидетельствование в общем порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
п.4
Предписания
Создать условия для
повышения квалификации
водителей и других
работников автомобильного
и наземного городского
электрического транспорта,
обеспечивающих
безопасность дорожного
движения, в соответствии
со ст.20 Федерального
закона от 10.12.1995г.
N 19б-ФЗ «О безопасности
дорожного движения»
Данный пункт Предписания не подлежит выполнению 000 «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» в связи с тем,
что:
Обособленное подразделенне 000 «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» в г.Уфа не имеет в своем штате водителей и других работников автомобильного и
наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения, следовательно данный пункт ст.20 Федерального закона от
10.12.1995г. N!!19б-ФЗ «О безопасности дорожного движения» не подлежит применению в отношении нашей
компании.
п.5
Предписания
Обеспечить про ведение
технического осмотра
транспортных средств
перед выпуском на линию
лицом, про шедшим в
установленном порядке
аттестацию на право
занятия должности в
соответствии со ст.20
Федерального закона от
10.l2.1995r. N!!19б-ФЗ «О
безопасности дорожного
движения» и Приказа МТ
РФ и Минтруда РФ от
11.03.1994г. № ( вред.
Приказа МТ РФ и
Минтруда РФ от
27.1 0.1995г. №89/50
Данный пункт Предписания не подлежит выполнению 000 «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» в связи с тем,
что:
Про ведение предрейсового контроля технического состояния транспортных средств предусмотрено только для юридических лиц осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным
электрическим транспортом (п.4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995г. N!!19б-ФЗ «О безопасности дорожного
движения»), Как уже было отмечено, 000 «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» к числу таких организаций не
относится.
Согласно п.l. ст. 20 Федерального закона от
10.l2.1995r. N!!19б-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории
Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения
Транспортные средства, принадлежащие 000 «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимостъ)» регулярно проходят техническое обслуживание и технический осмотр в
соответствии с требованиями действующего
законодательства, что подтверждается приложенными документами (Приложение №2, Приложение №3).
П.6 предписания
Организовать выдачу
путевой документации и
журнал учета путевой
документации в
соответствии со ст.б
Федерального закона
N!!259-ФЗ от 08.11.2007г.
«Устав автомобильного
транспорта и городского
наземного электрического
транспорта» и Приказа
Минтранса РФ N!!152 «Об
утверждении обязательных
реквизитов и порядка
Данный пункт Предписания не подлежит выполнению компанией 000 «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)»
в связи с тем, что:
- В соответствии с п. 2 ст. б Федерального закона от
ДД.ММ.ГГГГ N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" запрещается осуществление перевозок пассажиров и
багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без
оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Однако статьей 1 вышеуказанного закона установлено, что он регулирует отношения, возникающие при оказании услуг
автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно же статье 2 закона N2 259-ФЗ, перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору
перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а
также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт
назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их
получение лицу.
Таким образом, законодательством не предусмотрена обязанность компании, не являющейся перевозчиком, по
выдаче и учету путевых листов.
Обязанность по назначению лица, ответственного за безопасность дорожного движения, прошедшего аттестацию
в установленном законом порядке, установлена пунктом 4
статьи 20 Федерального закона от 1 О декабря 1995 г. N2 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» в отношении
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пере возки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим
транспортом. Как уже было сказано, согласно Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, перевозчик - это юридическое
лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также вверенный груз в
пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному лицу.
Кроме того, из анализа статьи 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что законодатель разграничивает правовой статус юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (пункт 1 статьи 20 закона), к числу которых относится компания 000 «ИКЕА МОС (Торговля и
Недвижимость)», от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным
электрическим транспортом (пункт 4 статьи 20 закона).
Из анализа перечня обязанностей, установленных в пунктах 1 и 4 статьи 20 закона о безопасности дорожного движения,
следует, что обязанность по обеспечению наличия в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право
занимать соответствующую должность содержится только в пункте 4 - для лиц, осуществляющих пере возки, а не для
лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.
Таким образом, законодательством не предусмотрено обязательное наличие лица, ответственного за обеспечение
безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию в компании, не
являющейся перевозчиком.
ООО «ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)» является собственником 4-х автомобилей марки: SKODA OCTAVIA и 1 автомобиля PEUGEOT PARTNER, которые предоставляются в управление частным лицам и сотрудникам компании на основании доверенности.
ООО «ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)» не осуществляет деятельность, связанной с транспортом, не осуществляет перевозку пассажиров и грузов, а также не имеет в своем штате водителей. Таким образом, по мнению заявителя, пункты 2-7 Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ являются не соответствующими закону и не подлежат исполнению ООО «ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)».
В связи с вышеизложенным представитель ООО «ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)» ФИО1 в своей жалобе просила отменить постановление мирового судьи судебного участка № по Кировскому району г. Уфы РБ от 21.10.2013г., производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель ФИО1 доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить в полном объеме, суду пояснила, что транспортные средства, указанные в предписании, переданы на основании доверенностей гражданам РФ. В своем штате ООО «ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)» водителей не имеет, по найму также не привлекает. Передача транспортных средств по доверенности не запрещена действующим законодательством. Водители сами проходят техосмотр. Также пояснила, что ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 являются сотрудниками ИКЕА. Они используют автомобили для своих нужд. Сверка сведений с ГИБДД была проведена. Предписание ООО «ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)» не обжаловалось.
Представитель Управления государственного автодорожного надзора по РБ ФИО2 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы и оставить постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ без изменения. Суду пояснил, что на балансе ООО «ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)» имеется транспорт, который используется для нужд организации. 4 автомобиля Шкода не могут использовать 14 человек. Кроме того, ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» не исполнено п.1 Предписания.
Суд, изучив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения от 17.06.2013г. АТВ № Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Управления государственного автодорожного надзора по РБ проведена плановая выездная проверка ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)». По результатам проверки 29.07.2013г. вынесено предписание №37/0797П, согласно которому ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» должно было устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ выявленные нарушения. ДД.ММ.ГГГГ Управлением государственного автодорожного надзора по РБ была проведена проверка исполнения Предписания № П от ДД.ММ.ГГГГ г., в ходе которой выявлено, что:
- Пункт 2 предписания от 29.07.2013г. №37/0797П не выполнен:
В нарушении требований совместного Приказа Минтранса РФ и Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №13/11, пункта 4 ст.20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ. Руководитель, заместитель руководителя, специалист, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения и обеспечению безопасности эксплуатации наземных транспортных средств не прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности;
- Пункт 3 предписания от ДД.ММ.ГГГГг. №37/0797П не выполнен:
В нарушение требований п.1 ст.23 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ г.№196-ФЗ не проведено медицинское переосвидетельствование водителей в установленном порядке, с целью определения у водителей транспортного средства медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности;
- пункт 4 предписания от ДД.ММ.ГГГГг. № П не выполнен:
В нарушение требований п.1 ст.20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. №196-ФЗ, не созданы условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
- пункт 5 предписания от ДД.ММ.ГГГГг. №37/0779П не выполнен:
В нарушение требований п.1 ст.20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. №196-ФЗ, совместного приказа Минтранса РФ и Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №13/11, необеспеченно проведение технического осмотра транспортных средств перед выпуском на линию лицом, прошедшим в установленном порядке аттестацию на право занятия должности;
- пункт 6 предписания от ДД.ММ.ГГГГг. №37/0779П не выполнен:
В нарушение требований ст.6 ФЗ № от 08.11.2007г. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Приказа Минтранса РФ № «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» не организована выдача путевой документации и журнал учета путевой документации;
- пункт 7 предписания от ДД.ММ.ГГГГг. № П не выполнен:
В нарушение требований п.4 ст.30 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ, совместного Приказа Минтранса РФ и Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №13/11, не обеспечено и не назначено в ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» обособленном подразделении ответственное лицо за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшее в установленном порядке аттестацию.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-6), копией распоряжения о проведении внеплановой, выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 7-8), копией акта проверки от 13.09.2013г. (л.д.7-8); копией предписания № 37/0797П от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-21), оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения в ходе ее рассмотрения, так как судом установлено, что предприятие ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» обособленное подразделение, на балансе имеет 4 единицы транспортного средства. Для достижения своих задач эксплуатирует следующие транспортные средства: ФИО10 с №; ФИО10 с №; ФИО10 с №, Пежо партнер (грузовой фургон) с №. Таким образом, ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» должно выполнять основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
Действия ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» правильно квалифицированы по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижиомть)» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание виновному назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № по Кировскому району г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)», - без удовлетворения.
Решение окончательное и обжалованию не подлежит.
Судья Р.А.Булатова