Дело № ж12-48/2016
Р Е Ш Е Н И Е
31 августа 2016 г. г. Сатка
Судья Саткинского городского суда Челябинской области Барчукова Ю.В., при секретаре Макшанцевой А.И., рассмотрев апелляционную жалобу председателя правления СНТ «Горняк-1» на постановление мирового судьи судебного участка № 3 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от 14 сентября 2015 года,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от 14 сентября 2015 года СНТ «Горняк-1» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 00 рублей.
В жалобе, поданной на данное постановление, председатель правления СНТ «Горняк-1» просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Саткинского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
Постановлением заместителя председателя Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение судьи Саткинского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено в тот же суд на новой рассмотрение жалобы председателя правления СНТ «Горняк-1».
В судебном заседании председатель правления СНТ «Горняк-1» ФИО1 на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель ОНД № УНДиПР не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Исследовав все материалы дела, доводы жалобы, допросив свидетеля, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Административным правонарушением в соответствии с ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ признается невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ СНТ «Горняк-1» привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за то, что не выполнило п.п. 1,3,4 обязательного для исполнения предписания государственного пожарного надзора № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, срок исполнения которого истец ДД.ММ.ГГГГ. Из предписания следует, что должностное лицо органа пожарного надзора, руководствуясь ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», вынесло в адрес юридического лица предписание, в котором установлены требования об устранении нарушений, неисполнение которых СНТ «Горняк-1» вменено, а именно:
- нарушение ч. 4 ст.6, ст. 63, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 5, 17 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390, выразившееся в том, что на период ветреной погоды (устойчивой сухой, жаркой) на территории садоводческого некоммерческого товарищества не осуществляются следующие мероприятия:
а) введение запрета на разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, на топку печей, кухонных очагов (не предоставлены соответствующие акты по пожарной безопасности);
б) организация патрулирования добровольными пожарными и (или) гражданами Российской Федерации (не предоставлены соответствующие акты по пожарной безопасности);
в) подготовка для возможного использования в тушении пожаров имеющейся водовозной и землеройной техники (не предоставлены соответствующие акты по пожарной безопасности);
г) проведение соответствующей разъяснительной работы с гражданами о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре (не предоставлены соответствующие акты по пожарной безопасности) (п.1 предписания);
- нарушение ч. 4 ст. 6, ст. 63, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 78 Правил противопожарного режима РФ - для СНТ, граничащем с лесничеством, не созданы по периметру СНТ защитные противопожарные минерализованные полосы (п. 3 предписания);
- нарушение ч. 4 ст. 6, ст. 63, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Постановления Правительства Челябинской области от 17.12.2009 года № 268-П «О порядке организации обучения населения мерам пожарной безопасности и информирования населения о мерах пожарной безопасности» (вместе с «Порядком организации обучения населения мерам пожарной безопасности и информирования населения о мерах пожарной безопасности») – в СНТ к началу пожароопасного периода ДД.ММ.ГГГГ, не обеспечена организация обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических зданий (не предоставлены соответствующие документы по обучению садоводов мерам пожарной безопасности) (п. 4 предписания).
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствии ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Согласно ч.1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
П. 5 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390, определено, что в целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на производственных и складских объектах, а также на объектах, кроме жилых домов, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей, руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию.
На территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации).
На период устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды, а также при введении особого противопожарного режима на территориях поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, на предприятиях осуществляются следующие мероприятия:
а) введение запрета на разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, на топку печей, кухонных очагов и котельных установок;
б) организация патрулирования добровольными пожарными и (или) гражданами Российской Федерации;
в) подготовка для возможного использования в тушении пожаров имеющейся водовозной и землеройной техники;
г) проведение соответствующей разъяснительной работы с гражданами о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре (п. 17 Правил противопожарного режима в Российской Федерации).
На объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах (п. 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации).
Представитель СНТ «Горняк-1» - председатель правления ФИО1 в жалобе оспаривает законность предписания № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции он пояснил, что по пп. «в» п. 1, п. 3 предписания Саткинский городской прокурор обращался в суд с исковым заявлением, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено, прокурор отказался от исковых требований в связи с предъявлением их к ненадлежащим ответчикам. По п. 4 предписания - он и еще три представителя правления прошли пожарный минимум, была обеспечена организация обучения населения мерам пожарной безопасности, на каждом собрании проводятся работы по информированию населения по пожарной безопасности, раздаются памятки, брошюрки, при въезде в СНТ имеется стенд, на котором вывешиваются объявления, что введен пожарный режим по Челябинской области, правила внутреннего распорядка, имеется рында для оповещения о пожаре. По пп. «а,б,г» п. 1 предписания - данный пункт предусмотрен только на период ветреной погоды (устойчивой сухой, жаркой), такой погоды в 2015 году не было. Организация патрулирования в СНТ невозможна, поскольку в нем нет постоянно проживающего населения, в правлении СНТ постоянно вывешиваются объявления о введении пожарного режима по Челябинской области, раздаются в начале дачного сезона памятки, брошюрки, в которых указаны советы по пожарной безопасности при разведении костров, топки печей, на собрании проводится разъяснительная работа о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре.
В подтверждение своих доводов председатель правления СНТ «Горняк-1» представил: правила внутреннего распорядка СНТ «Горняк-1» <адрес>, удостоверение № на имя ФИО1 о проведении проверки знаний пожарно-технического минимума, протокол ПТМ № заседания квалификационной комиссии по пожарно-техническому минимуму, сход в СНТ «Горняк-1», протокол № общего собрания садоводов СНТ «Горняк-1» от ДД.ММ.ГГГГ, советы ОГУ «Противопожарная служба Челябинской области», памятки населению, советы по пожарной безопасности для жителей сельских поселений, фотографии стендов, пожарные требования к СНТ.
Кроме того, по ходатайству представителя заявителя в судебном заседании был допрошен в качестве свидетеля ФИО, который показал, что у него есть сад в СНТ «Горняк-1», участок по <адрес>. Участком он владеет примерно 10 лет. ФИО1 является председателем СНТ «Горняк-1». В СНТ каждый год проводятся общие собрания перед началом дачного сезона, в этом году на собрании присутствовал представитель пожарной службы. На собрании проводится инструктаж по мерам пожарной безопасности. На въезде в СНТ есть специальный стенд, он висит уже лет 5-6, в прошлом году повесили на нем новую наглядную агитацию, на стенде есть все выписки из Устава, сведения по пожарной безопасности. В здании правления СНТ, где проводятся собрания, в коридоре есть наглядная агитация по пожарной безопасности. Сторож регулярно делает обходы. У здания правления висит рында, также есть три емкости с водой для заправки машины по 12,3 кубометров, на каждом садовом участке есть емкости с водой по два кубометра, лопаты, ведра.
Как следует из определения Саткинского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу по иску Саткинского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к СНТ «Горняк-1», Администрации Межевого городского поселения о понуждении к исполнению закона, прекращено в связи с заявлением требований к ненадлежащим ответчикам. Из определения также следует, что Саткинский городской прокурор обращался в суд к СНТ «Горняк-1», просил устранить в деятельности СНТ «Горняк-1» нарушения противопожарных норм и правил: подготовить для возможного использования в тушении пожаров на территории СНТ водовозную и землеройную технику, выполнить по периметру СНТ защитные противопожарные минерализованные полосы.
Указанное определение не обжаловалось, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что в действиях СНТ «Горняк-1» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ судья
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка № 3 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от 14 сентября 2015 года о привлечении СНТ «Горняк-1» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ отменить, производство по административному делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу со дня вынесения.
Судья: Ю.В. Барчукова