ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-48/20 от 04.03.2020 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 12-48/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Елизово, Камчатский край 04 марта 2020 года

Судья Елизовского районного суда Камчатского края Соловьёв Андрей Николаевич, при секретаре Чаяло А.А., рассмотрев жалобу защитника ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка Елизовского судебного района Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, исполнявшей обязанности мирового судьи судебного участка Елизовского судебного района Камчатского края, вынесенное в отношении юридического лица – администрации Новолесновского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка Елизовского судебного района Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, исполнявшей обязанности мирового судьи судебного участка Елизовского судебного района Камчатского края, юридическое лицо – администрация Новолесновского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, защитник юридического лица ФИО2 в своей жалобе, ссылаясь на Федеральный закон от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.11.2015 №357-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закон Камчатского края от 27.04.2016 №780 «О внесении изменений в статью 3 Закона Камчатского края «О закреплении отдельных вопросов местного значения городских поселений за сельскими поселениями в Камчатском крае», Устав Новолесновского сельского поселения, Федеральный закон от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», Гражданский кодекс Российской Федерации, ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, просила его отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием по делу доказательств подтверждающих вину администрации.

Защитник ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.

Выслушав защитника ФИО2, проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, а также возражения на жалобу, полагаю постановление мирового судьи подлежащим отмене в связи со следующим.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Согласно пункту 1 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 305, государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.

Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы.

Согласно пунктам 1, 2 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Приказом МЧС России от 14.06.2016 №323 (далее – Административный регламент), осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера исполняют в порядке подчиненности нижестоящих вышестоящим структурные подразделения главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственной функции, а также территориальные отделы (отделения, инспекции) этих структурных подразделений.

В силу пункта 4 Административного регламента, предметом федерального государственного надзора является проверка выполнения, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также должностными лицами требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Результатом исполнения государственной функции является, в том числе вынесение предписания об устранении объектом надзора нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 10 Административного регламента).

В соответствии с ч. 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, является административным правонарушением, за которое установлена административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, любое лицо может быть привлечено к административной ответственности только за те административные правонарушения, в совершении которых имеется (и доказана) его вина. Объективное вменение, без установления вины лица, недопустимо.

Судом установлено, что Новолесновское сельское поселение Елизовского муниципального района является муниципальным образованием, наделенным статусом сельского поселения Законом Камчатской области «Об установлении границ муниципальных образований, расположенных на территории Елизовского района Камчатской области, и о наделении их статусом муниципального района, городского, сельского поселения».

В силу статей 8, 8.1, 8.2 Устава, к числу вопросов местного значения относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 ст. 8.1 Устава, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона ФЗ-131), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Камчатского края, за счёт доходов местного бюджета, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В соответствии со ст. 38 Устава, администрация Новолесновского сельского поселения - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Новолесновского сельского поселения, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Новолесновского сельского поселения федеральными законами и законами Камчатского края. Администрация Новолесновского сельского поселения является юридическим лицом, имеет собственные средства, предусмотренные бюджетом сельского поселения для содержания и организации работы администрации сельского поселения. Распорядителем данных средств является глава Новолесновского сельского поселения.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом экспертом группы государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Камчатскому краю ФИО3 в отношении Администрации Новолесновского сельского поселения Елизовского муниципального района в Камчатском крае (сокращённое наименование - Администрация Новолесновского сельского поселения) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В протоколе указано, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки соблюдения требований в области гражданской обороны были выявлены факты невыполнения предусмотренных законодательством требований в области гражданской обороны по эксплуатации и содержанию защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО), расположенного по адресу: <адрес>: - не разработана документация на ЗС ГО, что нарушает требования п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России № 583 от 15 декабря 2002 года, (далее - Правила); - нарушена герметичность ЗС ГО, что не соответствует требованиям п. 3.2.1 Правил; - отсутствуют унитазы, раковина и душевая кабина, что нарушает требования п. 3.2.2 Правил; - отсутствует система связи и оповещения, что нарушает требования п. 5.3.1 Правил; - имеются следы затопления помещений убежища поверхностными водами, что противоречит требованиям п.3.2.7 Правил; - неисправна электропроводка и электроосветительные приборы, что противоречит требованиям п. 3.4.4 Правил; - фильтры-поглотители демонтированы, что противоречит требованиям п. 3.2.13 Правил; - неисправна фильтровентиляционная система, электромоторы демонтированы, что противоречит требованиям п. 3.2.13, п. 3.3.2, п.4.1.2 Правил.

По итогам рассмотрения дела, установив вышеуказанные обстоятельства на основании представленных в материалах дела доказательств, мировой судья пришел к выводу о виновности администрации Новолесновского сельского поселения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вместе с тем, с постановлением мирового судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

По данному делу об административном правонарушении доказательства, подтверждающие вину Администрации Новолесновского сельского поселения, отсутствуют.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

В силу пункта 9 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Вместе с тем, конкретные полномочия органов местного самоуправления определены ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ, вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Этой же статьей установлено, что муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений, за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

По смыслу положений данного Федерального закона, за каждым муниципальным образованием закреплен собственный перечень вопросов местного значения, в рамках которых конкретное муниципальное образование осуществляет свою деятельность.

Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» часть 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена пунктом 23, согласно которому к числу вопросов местного значения городских поселений включена организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Новолесновское поселение не является городским поселением, а является сельским поселением, что прямо закреплено в его Уставе (статья 3 Устава).

Вопросы местного значения сельского поселения указаны в ч. 3 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ. При этом в данной норме однозначно указано, что вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 23 части 1 статьи 14, не входит в число вопросов местного значения сельского поселения (указан как исключение).

Данная норма, закрепляющая исключение вопроса организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, из числа вопросов, относящихся к ведению сельских поселений, была введена Федеральным законом от 28.11.2015 №357-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Соответственно, с момента вступления в силу указанной нормы сельские поселения, и Администрация Новолесновского сельского поселения, в том числе, не вправе осуществлять полномочия по данному вопросу.

Законом Камчатского края от 01.07.2014 № 472 в редакции от 08.06.2015 «О закреплении отдельных вопросов местного значения городских поселений за сельскими поселениями в Камчатском крае» за сельскими поселениями в соответствии с настоящей статьей, уставом муниципального района и уставами сельских поселений была закреплена организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Данный пункт исключен из числа полномочий сельских поселений законом Камчатского края от 27.04.2016 № 780 "О внесении изменения в статью 3 Закона Камчатского края «О закреплении отдельных вопросов местного значения городских поселений за сельскими поселениями в Камчатском крае».

Таким образом, с 10 мая 2016 года организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера исключена из числа полномочий сельского поселения.

Организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с мая 2016 года не отнесена к полномочиям сельского поселения, то есть Новолесновское сельское поселение не уполномочено содержать защитные сооружения гражданской обороны, следить за их состоянием, разрабатывать в отношении них какую-либо документацию.

Напротив, в случае, если Администрация Новолесновского сельского поселения будет предпринимать усилия по содержанию ЗС ГО в надлежащем виде, расходовать на эти цели муниципальные денежные средства, может возникнуть вопрос о нецелевом расходовании бюджетных средств.

Предоставленные суду документы свидетельствуют о том, что ЗС ГО – убежище по состоянию на 15 марта 2010 года «не готово к приему укрываемых», что отражено в актах проверок состоянию защитного сооружения, требует капитального ремонта, восстановления систем жизнеобеспечения (л.д. 154).

При таких обстоятельствах, когда защитное сооружение гражданской обороны находилось в непригодном состоянии, а также когда у органа местного самоуправления - сельского поселения отсутствуют полномочия в области гражданской обороны, Администрации Новолесновского сельского поселения нельзя поставить в вину ненадлежащее содержание ЗС ГО и невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации объектов гражданской обороны. При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях Администрации Новолесновского сельского поселения состава административного правонарушения.

Однако указанные обстоятельства были оставлены мировым судьей без внимания и должной оценки.

С учётом изложенного, постановление мирового судьи судебного участка Елизовского судебного района Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным и подлежит отмене.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка Елизовского судебного района Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, исполнявшего обязанности мирового судьи судебного участка Елизовского судебного района Камчатского края, вынесенное в отношении администрации Новолесновского сельского поселения по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по данному делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка Елизовского судебного района Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, исполнявшей обязанности мирового судьи судебного участка Елизовского судебного района Камчатского края, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – администрации Новолесновского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края - отменить, а производство по делу – прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья А.Н. Соловьёв