ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-48/20 от 05.10.2020 Пожарского районного суда (Приморский край)

Дело №12-48/2020

УИД 25RS0026-01-2020-000984-58

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

пгт Лучегорск 05 октября 2020 года

Судья Пожарского районного суда Приморского края Калашник Н.Н.,

с участием защитника ООО «Лермонтовский ГОК» Митяевой И.В.,

рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Лермонтовский горнообогатительный комбинат» ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю ФИО2 от 25.06.2020 г. № 10-151/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «Лермонтовский горнообогатительный комбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Лермонтовский ГОК» подал жалобу, в которой указал, что ООО «Лермонтовский ГОК» с 2013 года ведет работу по паспортизации отходов. Для определения классности отходов ДД.ММ.ГГГГ ООО «Лермонтовский ГОК» направил пакет документов на 17 видов производственных отходов в Управление Росприроднадзора по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ пришел ответ от Управления Росприроднадзора по <адрес> на принятие документов и отправление их в ФБУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия». В ФБУ «ФЦАО» были подтверждены классы опасности у 12 видов отходов. Не подтвержден класс опасности по 5 видам отходов, в том числе, по отходу "Отходы добычи и обогащения руд цветных металлов». В связи с чем, ООО «Лермонтовский ГОК» были даны рекомендации о необходимости приведения всех сведений в соответствие с нормативными документами. ДД.ММ.ГГГГ после устранения недостатков документы на присвоение класса опасности производственным отходам были представлены в Управление Росприроднадзора по <адрес> на 5 видов отходов. ДД.ММ.ГГГГ пришел ответ от Управления Росприроднадзора по <адрес> на принятие документов и направление документов в ФБУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия». Ответ пришел в Управление Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ В ФБУ «ФЦАО» были подтверждены классы опасности у 1 вида отходов, не подтвержден класс опасности 2 видов отходов, в том числе, по отходу «Отходы добычи и обогащения руд цветных металлов». В ФБУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» даны были рекомендации о необходимости предоставления более развернутой информации о технологическом процессе образования отходов. После устранения недостатков ДД.ММ.ГГГГ документы на присвоение класса опасности производственным отходам были представлены в Управление Росприроднадзора по <адрес> на 1 вид отходов – отходы добычи и обогащения руд цветных металлов. ДД.ММ.ГГГГ пришел ответ от Управления Росприроднадзора по <адрес> на принятие документов и отправление их в ФБУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия». ФБУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» не подтвердили класс опасности отходу «Отходы добычи и обогащения руд цветных металлов», в связи с некорректно указанным компонентным составом заявленного отхода, а также с не предоставлением копии акта отбора проб отхода, заверенной аккредитованной лабораторией и документами об аккредитации данной лаборатории. В августе 2017 года были сделаны исправления в документах и отданы на рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>. Ответ Управления Росприроднадзора по <адрес> в ООО «Лермонтовский ГОК» пришел ДД.ММ.ГГГГ В ФБУ «ФЦАО» не подтвержден класс опасности отходу «Отходы добычи и обогащения руд цветных металлов», по причине некорректного установления компонентного состава заявленного отхода. В 2018 году ООО «Лермонтовский ГОК» заключил договор на определение класса опасности отходов обогащения (хвосты) с ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» <адрес>, на определение класса опасности отходов обогащения (хвосты) и оформление материалов обоснования для включения в ФККО. ДД.ММ.ГГГГ документы на присвоение класса опасности производственным отходам были представлены в Управление Росприроднадзора по <адрес> на 1 вид отходов - отходы добычи и обогащения руд цветных металлов. Ответ из ФБУ «ФЦАО» от ДД.ММ.ГГГГ пришел ДД.ММ.ГГГГ, в котором не подтвержден класс опасности «Отходы добычи и обогащения руд цветных металлов», в связи с нарушением процедур проведения анализа и отбора проб. В 2018 и 2019 годах Управлением Росприроднадзора по <адрес> была проведена инвентаризация объектов размещения отходов «хвостохранилище», эксплуатируемого ООО «Лермонтовский ГОК», но по ряду причин, главная из которых не подтвержден класс опасности отхода, объекты размещения отходов в Государственный реестр объектов не включены. ООО «Лермонтовский ГОК» ДД.ММ.ГГГГ направил в Управление Росприроднадзора по <адрес> документы на присвоение класса опасности производственным отходам на 1 вид отходов - отходы добычи и обогащения руд цветных металлов. Ответ из ФБУ «ФЦАО» пришел ДД.ММ.ГГГГ, в котором не подтвержден класс опасности «Отходы добычи и обогащения руд цветных металлов», в связи с не предоставлением копии акта отбора проб отхода, заверенный аккредитованной лабораторией и копии документов об аккредитации данной лаборатории. ООО «Лермонтовский ГОК» исправил указанные недостатки и направил в адрес Управления Росприроднадзора по <адрес> в апреле 2020 года, ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ от Управления Росприроднадзора о паспортах опасных отходов с приложением письма ФБУ «ФЦАО», в котором было отказано в присвоении классности опасности отхода, в связи с отсутствием информации о химическом и (или) компонентном составе. С данным отказом ООО «Лермонтовский ГОК» не согласен, так как информация о химическом и (или) компонентном составе была направлена в адрес Управления Росприроднадзора по <адрес> в апреле 2020 года. В связи с чем, ООО «Лермонтовский ГОК» вынужден обратиться с жалобой в адрес Управления Росприроднадзора по <адрес> и в ФБУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия». Вследствие перечисленных оснований ООО «Лермонтовский ГОК» считает, что наложение штрафа в данном случае не является справедливой мерой административного воздействия. Просит постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия события и состава административного правонарушения.

В судебном заседании защитник ООО «Лермонтовский ГОК» по доверенности ФИО4 доводы жалобы поддержала по изложенным в жалобе основаниям. Дополнительно пояснила, что должностным лицом нарушен порядок привлечения юридического лица к административной ответственности, поскольку в отношении общества проверка не проводилась, по итогам проверки не составлялся акт, что является нарушением Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению Федерального государственного экологического надзора, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а также ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что в соответствии со ст. 20 указанного Федерального закона №294-ФЗ является основанием для отмены оспариваемого постановления. Также пояснила, что действиями Общества никакой вред не причинен, просила учесть тяжелое финансовое положение Общества.

В судебное заседание должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, не явилось, в адрес суда направлен отзыв на жалобу, в котором ФИО3 просит в удовлетворении жалобы отказать, постановление о назначении административного наказания оставить без удовлетворения, указав, что эксплуатацию объектов размещения отходов (ОРО) необходимо осуществлять в соответствии с проектной документацией, прошедшей соответствующие экспертизы, определенные законодательством Российской Федерации. У юридического лица имелась возможность по внесению ОРО, на котором размещаются отходы V класса опасности «скальные вскрышные породы кремнистые практически неопасные» (код отхода по ФККО 20011003205) в ГРОРО. Обществом не были приняты меры по недопущению данного нарушения. Согласно сведений, указанных в характеристиках, вышеперечисленные ОРО введены в эксплуатацию в период с 1980 по 1986 года. У юридического лица отсутствует проектная документация на объекты размещения отходов - отвалы. Юридическое лицо на хвостохранилище размещает отходы неустановленного класса опасности.

Изучив доводы жалобы, выслушав защитника юридического лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность при размещении отходов производства и потребления, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Частью 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).

В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона об отходах производства и потребления юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, среди прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Частью 7 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления предусмотрен запрет размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Из материалов дела следует, что служебной запиской в адрес отдела государственного экологического надзора по <адрес> поступила информация о предоставлении в адрес Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора статистической отчетности по форме -ТП (отходы) за 2019 г. юридическим лицом – ООО «Лермонтовский ГОК» с нарушением требований, установленных экологическим законодательством Российской Федерации. Юридическим лицом сдана отчетность по форма 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» за 2019 г., согласно которой ООО «Лермонтовский ГОК» осуществляет деятельность по хранению следующих отходов: «отходы добычи и обогащения вольфраммолибденовых руд» (класс опасности не установлен) – 2434662,0 тонн; «скальные вскрышные породы кремнистые практически неопасные» (V класс опасности) – 29972120,0 тонн более 11 месяцев, следовательно, осуществляет деятельность по размещению отходов на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, что является нарушением ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 39, ст. 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, ст. 13, ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации, п. 7 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом - государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> в отношении ООО «Лермонтовский ГОК» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ.

Факт несоблюдения Обществом экологических требований в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности по обращению с отходами подтвержден собранными по делу доказательствами, в частности: отчетом по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства потребления за 2019 г.»; служебной запиской начальника отдела разрешительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ

Собранные по делу доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, они получили надлежащую правовую оценку должностного лица в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ и свидетельствуют о наличии в действиях ООО «Лермонтовский ГОК» вмененного состава административного правонарушения.

Из материалов дела следует и судом установлено, что в нарушение требований пункта 7 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления ООО «Лермонтовский ГОК» допустило размещение отходов на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.

Вопреки доводам жалобы совокупность достоверных и допустимых доказательств является достаточной для вывода о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

Довод защитника о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности отклоняется судом в связи со следующим.

Понятие административного правонарушения приведено в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которой административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ следует, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Как усматривается из пп.4 п.9 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению Федерального государственного экологического надзора должностные лица Росприроднадзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

Таким образом, в данном случае получение государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО3 материалов, содержащих данные, указывающих на наличие события административного правонарушения, содержащиеся в служебной записке и отчете по форме 2-ТП (отходы), являлось основанием для составления протокола об административном правонарушении.

Совершенное обществом деяние квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области обращения с отходами.

Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, ООО «Лермонтовский ГОК» не представлено.

Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное ООО «Лермонтовский ГОК», как малозначительное, в материалы дела не представлено. Отсутствие негативных последствий не является основанием для признания правонарушения малозначительным.

Срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.

Процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа не допущено.

При назначении административного наказания должностное лицо учло в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, привлечение юридического лица к административной ответственности по данной статье впервые в течение года; обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено, в связи с чем пришло к выводу о назначении административного штрафа в минимальном размере.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Частью 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Между тем, оценив имущественное положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, полагаю возможным назначить ООО «Лермонтовский ГОК» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, административное наказание в виде штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, в размере 150 000 рублей.

Таким образом, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО3 по делу от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению, на основании п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО3 по делу от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Лермонтовский Горнообогатительный комбинат» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Лермонтовский Горнообогатительный комбинат» (ИНН <***>, КПП 252601001, ОГРН <***>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение десяти дней со дня получения его копии. Жалоба подается через Пожарский районный суд.

Судья Н.Н. Калашник