ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-48/20 от 23.11.2020 Нефтегорского районного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

« 23 » ноября 2020 года г.Нефтегорск.

Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу на постановление старшего государственного инспектора Самарского регионального отдела по газовому надзору, надзору за подъемными сооружениями и оборудованием, работающим под избыточным давлением, Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.09.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.1.1 ч.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ГБУЗ СО «Нефтегорская ЦРБ»,

У С Т А Н О В И Л:

ГБУЗ СО «Нефтегорская ЦРБ» обратилось с жалобой на указанное постановление, которым оно привлечено к административной ответственности за нарушение требований п.16 и п/п.«а» п.4 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 743 от 24.06.2017 года, с назначением наказания в виде штрафа 20000 рублей. В ее обоснование указало, что вина в совершении данного правонарушения отсутствует. Акт о расследовании причин аварии, произошедшей 26.02.2020 года на больничном лифте в ГБУЗ СО «Нефтегорская ЦРБ», в результате которой В. был причинен вред здоровью, не вступил в законную силу, в связи с чем не может быть учтен. Не подтверждено, что ГБУЗ СО «Нефтегорская ЦРБ» как владелец этого объекта не обеспечило безопасное осуществление работ по его эксплуатации, обслуживанию и ремонту. Имеется обслуживающая его на основании контракта от 30.11.2018 года организация ООО «СКМ», договорные отношения с которой не прекращены. Все мероприятия по устранению нарушений и неисправностей, выявленных при обследовании лифта 28.06.2019 года ООО «Испытательный центр Инжтехлифт», были выполнены в установленные сроки ООО «СКМ», куда передавались руководство по эксплуатации и паспорт лифта. Требования технических регламентов и правил организации безопасного использования лифтов соблюдались. Просит постановление отменить и производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель ГБУЗ СО «Нефтегорская ЦРБ» доводы жалобы поддержал.

Представители Ростехнадзора возражали против отмены обжалуемого постановления указав, что акт о расследовании самостоятельному обжалованию не подлежит. ООО «СКМ» не подтвердило наличие действующего договора. Копия паспорта на лифт и руководства по его эксплуатации появились на стадии дополнительного расследования обстоятельств аварии, произошедшей 26.02.2020 года.

Заслушав стороны, изучив жалобу и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела старшим государственным инспектором Самарского регионального отдела по газовому надзору, надзору за подъемными сооружениями и оборудованием, работающим под избыточным давлением, Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору было вынесено постановление от 23.09.2020 года о привлечении ГБУЗ СО «Нефтегорская ЦРБ» к административной ответственности по ст.9.1.1 ч.1 КоАП РФ в связи с нарушением требований п.16 и п/п.«а» п.4 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 743 от 24.06.2017 года, результатом чего явилась авария, произошедшая 26.02.2020 года на больничном лифте, повлекшая за собой несчастный случай со смертельным исходом с В., с назначением наказания в виде штрафа 20000 рублей.

Объективную сторону административного правонарушения по ст.9.1.1 КоАП РФ составляют действия, выражающиеся: а) в нарушении требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, кроме случаев, предусмотренных ч.2 ст.9.1.1 КоАП РФ (ч.1 ст.9.1.1 КоАП РФ); б) нарушении требований к обеспечению безопасности лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, создающее угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан либо возникновения аварии (ч.2 ст.9.1.1 КоАП РФ).

Постановлением Правительства РФ № 743 от 24.06.2017 года утверждены «Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», согласно которым:

п.4 – организация безопасного использования и содержания объекта обеспечивается владельцем объекта и включает в зависимости от вида объекта реализацию следующих мер: а) соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза "Безопасность лифтов" и "О безопасности машин и оборудования", настоящих Правил, руководства (инструкции) по эксплуатации объекта и руководства (инструкции) по эксплуатации системы диспетчерского (операторского) контроля (при наличии);

п.16 – владелец объекта обеспечивает осуществление одного или нескольких видов работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в т.ч. обслуживанию и ремонту, объекта самостоятельно либо на основании соответствующего договора со специализированной организацией. В случае заключения указанного договора владелец объекта передает в специализированную организацию копию руководства (инструкции) по эксплуатации объекта.

Владельцем объекта признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом на праве собственности либо ином законном основании и осуществляющие использование и содержание объекта (п.3 п/п.«а» Правил).

Исходя из п.п.1 – 3 ст.4 Технического регламента "Безопасность лифтов" для обеспечения безопасности лифта при проектировании, изготовлении, монтаже и в течение назначенного срока службы предусматриваются средства и (или) меры для выполнения общих требований безопасности и с учетом назначения и условий эксплуатации лифта специальных требований безопасности, установленных приложением № 1. В частности для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта должны выполняться следующие требования: а) использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя; б) выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта квалифицированным персоналом; в) проведение оценки соответствия в форме технического освидетельствования лифта в порядке, установленном ст.6 Технического регламента "Безопасность лифтов"; г) по истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта по назначению без проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению, выполнения модернизации или замене с учетом оценки соответствия.

Соответствие лифтов и устройств безопасности лифтов данному Техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно либо выполнением требований взаимосвязанных с этим Техническим регламентом стандартов.

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные ст.9.1.1 КоАП РФ, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

В основу вывода о виновности ГБУЗ СО «Нефтегорская ЦРБ» в совершении рассматриваемого правонарушения положены протокол об административном правонарушении от 11.09.2020 года; акт технического расследования причин и обстоятельств аварии от 27.08.2020 года, которым установлено отсутствие паспорта и руководства по эксплуатации лифта (были представлены дополнительно в копиях (дубликате) без сведений о выдавших их организациях), а также договора со специализированной организацией по его обслуживанию и ремонту. В ходе расследования изучалась представленная документация, имеющая отношение к рассматриваемому событию, опрашивались работники Нефтегорской ЦРБ, ООО «СКМ».

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых возможно установление наличия или отсутствия события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Такие данные могут быть установлены протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, иными документами, показаниями технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Имеющиеся в деле документы отвечают требованиям ст.26.2 КоАП РФ о допустимости и относимости доказательств и позволяют с достоверностью установить зафиксированное в протоколе событие административного правонарушения, заключающееся в несоблюдении требований п.п.4 п/п.«а» и 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 743 от 24.06.2017 года, а также действующего Технического регламента. При этом доводы жалобы о недоказанности данных обстоятельств и отсутствии вины судом отклоняются, как опровергающиеся исследованными по делу доказательствами.

Так заключениями ООО ИЦ «Инжтехлифт» от 28.06.2019 года, ООО ИЦ «Экспертлифт» от 16.06.2020 года подтверждается несоответствие лифта пассажирского , владельцем которого является ГБУЗ СО «Нефтегорская ЦРБ», требованиям безопасности, установленным Приложением 1 к ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", в связи с чем указание на необоснованность и недостоверность акта расследования, равно как не вступление его в законную силу, не может быть принято во внимание.

Контракт от 30.11.2018 года на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию, текущему ремонту и испытанию лифтового оборудования, заключенный между ГБУЗ СО «Нефтегорская ЦРБ» и ООО «СКМ», имел срок действия до 31.12.2019 года, за исключением обязательств по оплате оказанных услуг, гарантийных обязательств. Достоверных доказательств того, что он был продлен либо заключен новый, не имеется. Представленные в дело письмо ГБУЗ СО «Нефтегорская ЦРБ» от 10.01.2020 года, адресованное ООО «СКМ» на предмет заключения такого договора на условиях указанного контракта, счет-фактура и акт приема выполненных работ от 31.01.2020 года ООО «СКМ» за январь 2020 года не подтверждают ни продление отношений в рамках этого контракта, ни заключение нового, поскольку данные документы не содержат сведений о том, какого лифтового оборудования они касаются. Кроме того в них имеется ссылка на договор , который в материалах дела отсутствует, в связи с чем не представляется возможным определить его предмет. ООО «СКМ» в категоричной форме отрицает наличие какого-либо подобного договора с Нефтегорской ЦРБ после 31.12.2019 года. Произведенная ГБУЗ СО «Нефтегорская ЦРБ» 28.02.2020 года оплата по нему была возвращена, о чем свидетельствует акт сверки расчетов ООО «СКМ» за период с 1.01.2019 года по 19.08.2020 года.

При указанных обстоятельствах вывод административного органа о виновности ГБУЗ СО «Нефтегорская ЦРБ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1.1 КоАП РФ, является обоснованным и оснований не согласиться с ним у суда не имеется.

Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к ответственности, наказание назначено минимальным в соответствии с санкцией статьи при отсутствии смягчающих и отягчающих обстоятельств, процессуальных нарушений, влекущих его отмену, не допущено.

Руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора Самарского регионального отдела по газовому надзору, надзору за подъемными сооружениями и оборудованием, работающим под избыточным давлением, Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.09.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.1.1 ч.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ГБУЗ СО «Нефтегорская ЦРБ» оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии лицом, в отношении которого оно вынесено, либо должностным лицом, вынесшим постановление.

Судья В.В.Лопутнев