ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-48/2015 от 13.07.2015 Аскизского районного суда (Республика Хакасия)

РЕШЕНИЕ

с. Аскиз 13 июля 2015 года

Судья Аскизского районного суда Республики Хакасия Кузнецова Н.Н.,

при секретаре Кичеевой Л.Д.,

с участием представителя Администрации Аскизского района Республики Хакасия ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе представителя Администрации Аскизского района Республики Хакасия по доверенности ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное начальником отдела - старшим судебным приставом Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по РХ ФИО2 12 февраля 2015 г., которым Администрация Аскизского района Республики Хакасия привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, за неисполнение требования судебного пристава-исполнителя от 02.10.2014 г. по исполнительному производству о предоставлении ФИО4 жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории <адрес> соответствующего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленной учетной нормы, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по РХ ФИО2 от 12 февраля 2015 г. Администрация Аскизского района Республики Хакасия привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, за неисполнение требования судебного пристава-исполнителя от 02.10.2014 г. по исполнительному производству о предоставлении ФИО4 жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории <адрес> соответствующего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленной учетной нормы, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с принятым решением, представитель Администрации Аскизского района Республики Хакасия ФИО1, будучи уполномоченным на то администрацией Аскизского района Республики Хакасия в лице главы администрации ФИО3, обратился с жалобой, в которой просит постановление от 12.02.2015 г. о назначении административного наказания отменить, а производство по делу прекратить, полагает, что оспариваемое постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Кроме того, в действиях Администрации Аскизского района Республики Хакасия отсутствовал состав административного правонарушения, поскольку она своевременно отправила ответ на требование пристава исполнителя, в котором изложила доводы об отсутствии возможности исполнить требование пристава-исполнителя предоставить ФИО4 жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории <адрес> соответствующее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленной учетной нормы.

В судебном заседании представитель Администрации Аскизского района Республики Хакасия ФИО1 жалобу поддержал, по доводам, изложенным в ней. Дополнительно пояснив, что на момент предъявления требования от 02.10.2014 г. о предоставлении ФИО4 жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории <адрес> соответствующего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленной учетной нормы, в собственности муниципального образования Аскизский район, отсутствовали свободные (не предоставленные по договорам социального найма либо по договору найма специализированного жилого помещения) жилые помещения, что подтверждается прилагаемой справкой МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Аскизского района» от 08.07.2015 г. № 477. Следовательно, исполнить требование путем предоставления имеющихся в собственности муниципального образования Аскизский район жилых помещений не представлялось возможным. В целях исполнения судебных решений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же с учетом объема субвенций на эти цели из бюджета Республики Хакасия Администрацией Аскизского района в адрес Министерства финансов и Министерства образования и науки Республики Хакасия неоднократно направлялись письма (прилагаются) с просьбой о выделении дополнительных денежных средств. В своем ответе Министерство образования и науки Республики Хакасия указывает, что размер субвенции муниципальным образованиям на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей зависит от объема средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете Республики Хакасия, информация о фактической потребности муниципальных образований в дополнительных средствах для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями ежеквартально направляется в Министерство финансов Республики Хакасия. Согласно справке Администрации Аскизского района от 30.06.2015 г. № 1022-ТЗ на указанные письма ответов из Министерства финансов Республики Хакасия не получено. На дату истечения требования по ФИО4 дополнительные средства для исполнения судебных решений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей Администрации Аскизского района не выделялись, что подтверждается справкой финансового управления Администрации Аскизского района от 08.07.2015 г. №162. На 2014 г. объем субвенций бюджету муниципального образования Аскизский район Республики Хакасия на осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, на обеспечение жилыми помещениями предусматривался в сумме 18 025 000 рублей, фактически поступило субвенции из республиканского бюджета 10 063 229 рублей, в том числе субвенция из лимитов 2014 г. в размере 8 172 359 рублей, субвенция из лимитов в 2013 г. в размере 1 890 870 рублей, что подтверждается справкой финансового управления Администрации Аскизского района от 29.06.2015 г. № 152, информацией МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Аскизского района» от 08.07.2015 г. № 476. Приказом Министерства экономики Республики Хакасия от 26 марта 2014 г. № 050-9-п «О нормативах стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальным образованиям Республики Хакасия на второй квартал 2014 года» утвержден на второй квартал 2014 года норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным образованиям Республики Хакасия, используемый для определения размера социальных выплат населению на строительство или приобретение жилья на первичном рынке жилья всеми категориями граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия в случаях, установленных законодательством Республики Хакасия, в размере 30370 рублей. Таким образом, объем выделенной субвенции в 2014 году был достаточен лишь для обеспечения жильем около 10 лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно информации МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Аскизского района» от 08.07.2015 г. № 476 в 2014 г. субвенция из республиканского бюджета в размере 10 063 229 рублей в полном объеме была направлена на приобретение жилых помещений детям-сиротам. Согласно справке администрации от 08.07.2015 г. № 1055-ГН на момент предъявления, вышеуказанного требования судебного пристава-исполнителя имелось 100 неисполненных судебных актов об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями, в числе которых состоит ФИО4, в связи с чем обеспечить жильем всех нуждающихся лиц не представлялось возможным. Таким образом, исполнить в установленный срок требование судебного пристава-исполнителя о предоставлении ФИО4 жилого помещения у Администрации Аскизского района не имелось возможности. Поскольку муниципальное образование Аскизский район при реализации переданных полномочий руководствуется принятыми правовыми актами Республики Хакасия, соответственно обеспечении жилым помещением лица из числа детей-сирот возможно только в том порядке, какой установлен этими правовыми актами, таким образом, вина Администрации Аскизского района Республики Хакасия в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ отсутствует, так как переданные государственные полномочия не были обеспечены достаточными финансовыми средствами.

Кроме того, податель жалобы пояснил, что Администрация Аскизского района Республики Хакасия не была уведомлена о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Протокол был составлен в его присутствии, поскольку он в тот момент находился в Межрайонном отделе по особо важным исполнительным производствам в связи с другими делами, при этом он имел общую доверенность на представление интересов Администрации Аскизского района Республики Хакасия без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

Довод представителя Администрации Аскизского района Республики Хакасия ФИО1 о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ составляет два месяца со дня совершения правонарушения, суд не состоятелен, поскольку ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве составляет один год.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями ст. 24.1, 29.10 КоАП РФ, принятое по результатам рассмотрения дела постановление по делу об административном правонарушении должно быть законным, обоснованным и мотивированным, в нем должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Как усматривается из оспариваемого постановления, должностное лицо не приводит в нем установленные им обстоятельства совершенного правонарушения, излагает лишь содержание протокола об административном правонарушении от 20.01.2015 г., дополняя при этом, что правонарушение совершено Администрацией Аскизского района в лице главы администрации Аскизского района ФИО3

При этом, суд отмечает, что ФИО3, как законный представитель юридического лица не извещался о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства направления законному представителю Администрации Аскизского района Республики Хакасия соответствующего извещения. Протокол был составлен в присутствии представителя, действовавшего на основании общей доверенности без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле. Копия протокола была вручена данному лицу. Копия протокола, уведомление о месте, времени, дате рассмотрения административного дела по существу законному представителю Администрации Аскизского района Республики Хакасия не направлялись.

В протоколе об административном правонарушении, кроме того, отсутствуют сведения о том, что требование судебного пристава исполнителя от 02.10.2014 г. по исполнительному производству не исполнено в установленный срок, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, несмотря на то, что это является обязательным признаком состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Частями 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающее дело должно дать оценку доказательствам в их совокупности.

Из смысла вышеприведенных норм следует, что отраженные в протоколе об административном правонарушении сведения должен быть оценены в совокупности с другими доказательствами по делу.

Из протокола об административном правонарушении, содержание которого приведено должностным лицом в постановлении, следует, что правонарушение совершено Администрацией Аскизского района Республики Хакасия 25 октября 2014 г. в 10 часов, вместе с тем каких-либо объективных данных, подтверждающих указанный факт, материалы административного дела, а также материалы исполнительного производства не содержат, в них отсутствуют сведения о направлении требования судебного пристава-исполнителя от 02.10.2014 г. должнику, а также сведения о получении указанного требования должником.

Из приложенных к жалобе представителем Администрации Аскизского района Республики Хакасия копий документов усматривается, что требование судебного пристава-исполнителя от 02.10.2014 г. по исполнительному производству о предоставлении в течение пяти дней ФИО4 жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории <адрес> соответствующего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленной учетной нормы, получено Администрацией Аскизского района Республики Хакасия 13.10.2014 г., следовательно, событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с учетом выходных дней, наступало 21.10.2014 г., а не 25.10.2014 г. в 10 часов, как указано в протоколе об административном правонарушении и акте об обнаружении правонарушения.

16.10.2014 г. Межрайонным отделом по особо важным исполнительным производствам УФССП России по РХ получен ответ Администрации Аскизского района Республики Хакасия о невозможности исполнения требования от 02.10.2014 г., о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции.

Однако, представленным документам и доводам Администрации Аскизского района Республики Хакасия о невозможности исполнения требований судебного пристава- исполнителя в установленные сроки, должностное лицо оценки в обжалуемом постановлении не дало.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела должностным лицом допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Между тем, как установлено в судебном заседании, на момент предъявления требования от 02.10.2014 г. Администрация Аскизского района Республики Хакасия не имела возможности добровольно исполнить требование судебного пристава-исполнителя в указанные им сроки.

Как следует из справки МКУ «КУМИ администрации Аскизского района» № 477 от 08.07.2015 г. в период с 02.10.2014 г. по 09.12.2014 г. свободных жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования Аскизский район, не имелось.

Из справки Администрации Аскизского района Республики Хакасия № 1055-ГН от 08.07.2015 г. следует, что в 4-ом квартале 2014 г. имелось 100 неисполненных судебных решений об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями, по причине отсутствия денежных средств.

Из справки № 152 от 29.06.2015 г. МКУ «Финансовое управление администрации Аскизского района» следует, что в бюджете муниципального образования Аскизский район на 2013 год были предусмотрены субвенции из республиканского бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее субвенции) было предусмотрено 14375,0 тыс. рублей, а фактически поступило 14375,0 тыс. рублей, на 2014 го субвенцией было предусмотрено 18025,0 тыс. рублей, фактически поступило 8172,3 тыс. рублей.

Согласно информации МКУ «КУМИ администрации Аскизского района» № 476 от 08.07.2015 г. в бюджете муниципального образования Аскизский район на 2014 г. была предусмотрена субвенция из республиканского бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в сумме 18025,0 тыс. руб., фактически поступило субвенции из республиканского бюджета 10063, 229 тыс. руб., в т. ч. субвенция из лимитов 2014 г. в размере 8172,359 тыс. руб., субвенция из лимитов 2013 г. в размере 1890,87 тыс. руб. в 2014 г. в пределах выделенных лимитов было осуществлено приобретение в муниципальную собственность жилых помещений на сумму 17741146,66 руб. и после государственной регистрации права собственности они были предоставлены гражданам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет, также был произведен расчет по муниципальному контракту на приобретение жилого помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет по адресу: <адрес>, заключенному за счет лимитов 2013 г., на сумму 1890,87 тыс. руб.

Из справки № 1022-Т3 от 30.06.2015 г. следует, что Администрацией Аскизского района Республики Хакасия в адрес министерства финансов Республики Хакасия в 2014 г. было направлено два письма от 16.05.2014 г. № 676-МП, от 18.09.2014 г. № 1253-ГН с просьбой о выделении дополнительных денежных средств для исполнения судебных решений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но ответов на вышеуказанные письма не поступало.

Согласно справке МКУ «Финансовое управление администрации Аскизского района» № 162 от 08.07.2015 г. в 4-ом квартале 2014 года дополнительные средства для исполнения судебных решений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей бюджету муниципального образования Аскизский район не выделялись.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица по настоящему делу подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.

На основании изложенного, и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», суд

РЕШИЛ:

Жалобу представителя Администрации Аскизского района Республики Хакасия ФИО1 удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении от 12 февраля 2015 г. начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республики Хакасия ФИО2 о привлечении Администрации Аскизского района Республики Хакасия к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ (за неисполнение требования судебного пристава-исполнителя от 02.10.2014 г. по исполнительному производству о предоставлении ФИО4 жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории <адрес>, соответствующего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленной учетной нормы) - отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 30.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня получения копии данного решения.

Судья Н.Н. Кузнецова