материал № 12-48/2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
11 апреля 2017 года г. Ростов Ярославской области
Судья Ростовского районного суда Ярославской области Яковлева Л.В,
при секретаре ФИО1,
с участием законного представителя юридического лица ЗАО «<данные изъяты>» директора ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> жалобу Закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по <адрес> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ЗАО « <данные изъяты>»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по <адрес>, Закрытое акционерное общество «<данные изъяты>» привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, за то, что общество осуществляло деятельность в отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а так же не представило статистическую отчетность по форме № (отходы) за ДД.ММ.ГГГГ год в Управление Росприроднадзора по <адрес> в установленные сроки.
В установленный законом срок законный представитель закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» директор ФИО2 обратился в <адрес> районный суд с жалобой на указанное постановление по делу об административном правонарушении, в жалобе выражает несогласие с указанным постановлением, считает его незаконным, необоснованным, просит постановление отменить и производство по делу прекратить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что в качестве нарушения ЗАО «<данные изъяты>» вменяется осуществление деятельности в отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (п. 4 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№).
Между тем, данная статья содержит исключение для лиц, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, а ЗАО «<данные изъяты>» в соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» является субъектом среднего предпринимательства, поскольку удовлетворяет условиям, указанным в п.п. а) п. 1, п.п. а).ч.2, п. 3 ч. 1.1 ст. 4 ФЗ №, что было установлено, в том числе, Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой (ответ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Также указывает, что ЗАО «<данные изъяты>» вменяется непредставление статистической отчетности по форме №-ТП (отходы) за ДД.ММ.ГГГГ год в Управление Росприроднадзора по <адрес> в установленные сроки.
Не оспаривая факт не представления вышеуказанной отчетности, обращает внмиание, что общество, будучи субъектом среднего предпринимательства, было освобождено от данной обязанности. Общество узнало о своей обязанности по предоставлению отчета только в момент проведения проверки Управления Росприроднадзора по <адрес>, в связи с чем не имело возможности представить отчетность по истечении срока, поскольку инспекторы Управления Росприроднадзора по <адрес> отказали в его принятии. На момент рассмотрения дела данная отчетность была представлена, что не было принято во внимание при вынесении постановления.
Кроме того, Обществосчитает, что надлежащим образом исполняет иные свои обязанности в сфере охраны окружающей среды, в частности, своевременно и в полном объеме вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду, а в ДД.ММ.ГГГГ г. оплата была произведена авансом за весь год. Поскольку нарушение по непредставлению отчетности носит формальный характер, отсутствуют негативные последствия совершенного правонарушения, просит применить в данном случае правило ст. 2.9 КоАП РФ и признать нарушение малозначительным, освободить ЗАО «<данные изъяты>» от административной ответственности за совершение данного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
В судебном заседании законный представитель ЗАО «<данные изъяты>» ФИО2 доводы жалобы поддержал в полном объеме, дополнительно указав, что отсутствие ЗАО «<данные изъяты>» в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства объясняется тем, что согласно ч.2 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» иотдельные законодательные акты Российской Федерации» требования о размещении информации о принадлежности акционерных обществ к субъектам малого предпринимательства в Едином реестре субъектов малогои среднего предпринимательства вступают в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Сведений о ЗАО «<данные изъяты>», которое является акционерным обществом, в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства появятся не ранее ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на основании тех данных, которые будут представлены реестродержателем общества.
В судебное заседание представитель Управления Росприроднадзора по <адрес> не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представил письменный отзыв на доводы жалобы, просит жалобу рассматривать без его участия.
Заслушав объяснения законного представителя юридическоголица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – директора ФИО2, принимая во внимание доводы, изложенные в письменном отзыве Управления Росприроднадзора по <адрес>, проверив материалы дела по жалобе на постановление от ДД.ММ.ГГГГ в полном объёме, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с п.4) ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Статья 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО « <данные изъяты>» вменяется осуществление деятельности в отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не предоставление статистической отчетности по форме № ( отходы) за ДД.ММ.ГГГГ год.
Пункт 4 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»определяет, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии сметодическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
То есть, при установлении обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение имеется исключение для субъектов малого и среднего предпринимательства.
В обоснование доводов ЗАО «<данные изъяты>» ссылается на то, что общество относится к субъектам среднего предпринимательства, поскольку удовлетворяет условиям, указанным в пп.а) п.1, пп.а) ч.2, п 3 ч.1.1 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ.
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", согласно которому субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Согласно ст. 4 настоящего Федерального закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным часть 1.1 Par4 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
В ч.1.1 данной ст.4 в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:
1) для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
а) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов. Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в пп. «в»- «д» настоящего пункта;
б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";
д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:
юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий";
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий;
б) до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
С учетом вышеуказанного, довод ЗАО « <данные изъяты>» о том, что общество удовлетворяет условиям, указанным в пп. а)» п.1, пп.а) п. 2, п.3 ст. 1.1 ст.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№ необоснованы. ПП.а) п.1 ч.1.1 ст.4 вышеуказанного закона распространяется лишь на общества с ограниченной ответственностью, в том время как заявитель является закрытым акционерным обществом.
Ввиду несоответствия акционерного общества ни одному из условий, установленных подпунктами «б»- «д» пункта 1 части 1.1. ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ « О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» основания для внесения его в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствуют, в настоящий момент Реестр вносятся сведения об акционерных обществах, соответствующих условиям, установленным подпунктами «б» - «д» пункта1 части 1.1 стать 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ, перечни которых представляются в ФНС России ЗАО "ФБ ММВБ", Минобрнауки России, Фондом "Сколково" и Минэкономразвития России (далее - поставщики) во исполнениепуктов 1-4 части 6 статьи 4.1 указанного Федерального закона, что отражено также в письме Министерства Финансов РФ, Федеральная налоговая служба от ДД.ММ.ГГГГ N 14-2-04/0870@.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 265-ФЗ п.1 ч.1.1 ст. 4 дополнена подпунктом "е) акционеры - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а акционеры - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества." Вместе с тем, данное положение закона вступит в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письма Министерства Финансов РФ, Федеральной налоговой служба от ДД.ММ.ГГГГ N 14-2-04/0870@ начиная с ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при ежегодном формировании Реестра в соответствии с пунктом части 5 ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ в Реестр также будут внесены сведения об акционерных обществах, которые будут отвечать установленным законом условиям по доле участия в капитале( подпункт «а» пункта 2 статьи 1, пункт 2 статьи 12) (Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; пункт 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ).Перечни таких акционерных обществ будут представлять в ФНС России держатели реестров владельцев ценных бумаг во исполнение подпункта «б» пункта 3 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 265-ФЗ.
Таким образом, оснований для отнесения ЗАО « <данные изъяты>» к субъектам малого или среднего предпринимательства на момент совершения административного правонарушения не имеется, и выводы должностного лица о том, что данное общество является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ обоснованы и законны.
Доводов заявителя о том, что совершенное правонарушение носит формальный характер, отсутствуют негативные последствия совершенного правонарушения, в связи с чем правонарушение должно быть признано малозначительным, и ЗАО «<данные изъяты>» подлежит освобождению от административной, суд считает необоснованными.
Согласност.2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения
В данном случае, юридическим лицом совершено правонарушение с формальным составом, т.е. общество привлекается к ответственности за сам факт нарушения закона и не требуется наступление реального ущерба охраняемым общественным интересам.
Исходя из объекта посягательства( общественные отношения по охране окружающей среды и природопользования), степени интенсивности деяния (осуществление деятельности в отсутствие проекта нормативов образования отходов в 2015 году и в период по ноябрь 2016 года), а также не предоставление отчетности к установленному сроку, правонарушение, совершенное обществом не может быть признано малозначительным.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления№ от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по <адрес>, в отношении Закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» по статье 8.2 КоАП РФ не имеется.
Руководствуясь п. 1) ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу Закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» оставить без удовлетворения, а постановление № от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по <адрес>, которым Закрытого акционерного общества «<данные изъяты>»» привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей без изменения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня его получения.
Судья ФИО3