Дело № 12-48/2017
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
26 сентября 2017 г. г. Почеп
Судья Почепского районного суда Брянской области Дудкина О. В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум» на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Брянской области ФИО2 № 6-1036-17-ИЗ/505/2/НС/6 от 28.07.2017 г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1. КоАП РФ, в отношении ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Брянской области ФИО2 № 6-1036-17-ИЗ/505/2/НС/6 от 28.07.2017 года ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.37.1 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах: в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Почепский механико-аграрный техникум», проведенной в связи с происшедшим несчастным случаем со смертельным исходом, проведенной в период с 21.07.2017 г. по 25.07.2017 г., установлено, что в нарушение требований абз. 7, абз. 8 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ; ст. 212 п.п. 2.2.1.2.2.2.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным Постановлением Минтруда и соцразвития и Минобразования РФ № 1-29 от 13.01.2003 года по охране труда, к выполнению работ был допущен слесарь-сантехник Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Почепский механико-аграрный техникум», ФИО1 без проведения ему обучения и проверки знаний по охране труда. За что ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум» привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 111000 рублей.
Не согласившись с постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Брянской области ФИО2 № 6-1036-17-ИЗ/505/2/НС/6 от 28.07.2017 г. о назначении административного наказания ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум» в лице директора ФИО3 обратилось в суд с жалобой на данное постановление, указав, что с выявленными нарушениями согласен и обязуется их устранить, однако, сумма административного штрафа является для бюджета ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум» непомерно большой, в годовой бюджетный лимит сумма взыскиваемого штрафа заложена не была, просит снизить сумму административного штрафа до минимального значения.
В судебное заседание, назначенное на 26 сентября 2017 г., ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум» в лице директора ФИО3 не явилось, представив заявление об отложении рассмотрения жалобы в связи с необходимостью в данную дату присутствовать в <данные изъяты> с докладом.
В порядке ст.25.1 жалоба законного представителя ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум» в лице директора ФИО3 на постановление должностного лица рассмотрена в отсутствие законного представителя юридического лица, в связи с непризнанием неявки в судебное заседание законного представителя юридического лица по указанным отснованиям.
Лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении – главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Брянской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, направив в адрес суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум» и ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Государственной инспекции труда в Брянской области.
Проверив доводы жалобы, исследовав дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум», представленные материалы дела, прихожу к следующему.
С учетом ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связано доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Исходя из толкования ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствие ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в которых установлена его вина.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда.
Согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствие ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Статья 225 ТК РФ предусматривает, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В силу п. 2.2.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации и Минобразования Российской Федерации от 13 января 2003 года N 1/29 (далее по тексту - Порядок обучения), работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.
Исходя из толкования пункта 2.2.2 Порядка обучения работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.
Как видно из материалов дела, в ходе проведенной в период с 21.07.2017 г. по 25.07.2017 г. проверки Государственной инспекции труда в Брянской области в отношении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Почепский механико-аграрный техникум» в связи с происшедшим несчастным случаем со смертельным исходом на предмет соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, установлено, что в нарушение требований абз. 7, абз. 8 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации; ст. 212 п.п. 2.2.1., 2.2.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденных постановлением Минтруда и соцразвития и Минобразования РФ №; 1/29 от 13.01.2003 года по охране труда, к выполнению работ был допущен слесарь-сантехник Государственного бюджетного образовательного учреждения «Почепский механико-аграрный техникум» ФИО1 без проведения ему обучения и проверки знаний по охране труда, что в свою очередь образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В соответствие со ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Постановлением № 6-1036-17-ИЗ/505/2/НС/6 о назначении административного наказания по делу от 28.07.2017 года ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.37.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 111000 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого постановления явился протокол об административном правонарушении № 6-1036-17-ИЗ/505/2/НС/5 от 25.07.2017 г., которым установлены надлежащим должностным лицом нарушения, допущенные ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум» в области трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за которые предусмотрена ответственность по ч. 3 ст. 5.37.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении содержит требования, предъявляемые к его составлению (ст. 28.2 КоАП РФ), как то: разъяснение прав законному представителю юридического лица - ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум» директору ФИО3 лицом, составившим протокол об административном правонарушении, вручение копии протокола законному представителю юридического лица, что подтверждено подписью директора ФИО3, давшего объяснения по делу об административном правонарушении.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьи 26.1 данного Кодекса, в том числе, лицо, совершившее противоправные действия, и его виновность.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и виновность ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум» признается законным представителем юридического лица - ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум» директору ФИО3 в полном объеме, а также протоколом об административном праонарушении, Актом проверки органом государственного надзора юридического лица, выданными по этому факту предписаниями.
При таких обстоятельствах законно и обоснованно действия юридического лица - ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум» в лице директора ФИО3 квалифицированы по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, как допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, выявлено смягчающее обстоятельство установленное пунктом 1 части 1 статьи 4.2 КоАП, а именно раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность совершенного ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум» административного правонарушения, в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении не выявлено.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Исходя из толкования ч. 3.3. ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Исходя из положения ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом обстоятельств дела, характера совершенного впервые административного правонарушения, тяжелого финансового положения юридического лица, суд полагает возможным Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Брянской области ФИО2 № 6-1036-17-ИЗ/505/2/НС/6 от 28.07.2017 года о назначении административного наказания ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.37.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 111000 рублей, изменить в части назначенного административного наказания, назначить ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум» административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.37.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 55500 рублей.
Руководствуясь ст. ст.30.6 -30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Брянской области ФИО2 № 6-1036-17-ИЗ/505/2/НС/6 от 28.07.2017 года о назначении административного наказания ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.37.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 111000 рублей изменить в части назначенного административного наказания.
Назначить ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум» административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.37.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 55500 рублей.
Решение судьи по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Брянский областной суд через Почепский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Почепского районного суда О. В. Дудкина