Дело № 12-48/2018
РЕШЕНИЕ
04 мая 2018 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Шустовой И.Н.,
при секретаре Мажидовой Д.С.,
с участием представителя ФКУ «Военного комиссариата Саратовской области» – ФИО2, действующего на основании доверенности № 33 от 13.03.2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Военного комиссариата Саратовской области – ФИО2 на постановление и.о. начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Саратовской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 от 21.02.2018 года № 17/4-2018 о привлечении Федерального Казенного учреждения «Военный комиссариат Саратовской области» к административной ответственности по ст.9.11 КоАП РФ,
установил:
постановлением и.о. начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Саратовской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 от 21.02.2018 года № 17/4-2018, Федеральное Казенное учреждение «Военный комиссариат Саратовской области» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представитель Федерального Казенного учреждения «Военный комиссариат Саратовской области» по доверенности ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит суд об отмене постановления № 17/4-2018 от 21.02.2018 года, указав, что Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 января 2014г. № 13 определено, что Положение о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. № 1609 является учредительным документом юридического лица - военного комиссариата субъекта РФ (далее - Положение). Пунктом 21 Положения определены основные обязанности и полномочия военного комиссара области, которые направлены на выполнение стоящих перед военным комиссариатом задач.
Пунктом 23 Положения установлено, что финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации.
В штате военного комиссариата Саратовской области не предусмотрены должности работников, в обязанности которых входит выполнение требований Правил технической эксплуатации электроустановок.
Финансирование Министерством обороны России расходов военного комиссариата Саратовской области из федерального бюджета осуществляется только для выполнения служебной деятельности.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 г. №155 для выполнения работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в т.ч. оказания услуг электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в интересах воинских частей, учреждений и организаций Минобороны России (в том числе военных комиссариатов) создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации с 13 филиалами (далее - Учреждение).
Основной целью деятельности данного учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
В целях реализации задач по содержанию и эксплуатации зданий Минобороны России расположенных в Саратовской области создан жилищно - эксплуатационный отдел № 9 ((далее - ЖЭ(К)О № 9)) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ЦВО МО РФ, расположенный в г. Энгельс-1 (здание КЭЧ).
Непосредственно обслуживание и содержание зданий в г. Саратове возложено на жилищно-коммунальное отделение № 9/2 (далее - ЖКО № 9/2), расположенное по адресу: <адрес> (здание КЭЧ), руководитель ФИО1.
Согласно п. 13 Устава ЦЖКХ основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для достижения указанных целей, Учреждение, согласно п. 14 Устава, в соответствии с действующим законодательством РФ и в порядке, установленным Министерства обороны Российской Федерации, осуществляет следующие виды деятельности:
производство и распределение электроэнергии;
передача электроэнергии и технологическое присоединение по распределительным электросетям;
деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей; ремонт электрического оборудования.
Согласно п. 25 Устава Учреждение осуществляет материально - техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закрепленных на праве оперативного управления (предоставленных в безвозмездное пользование) объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивает их функционирование.
Приказом начальника ЖЭ(К)0 № 9 от 8.06.2017г. № 82 (в редакции приказа от 01.03.2018г. № 32) ответственным за электрохозяйство в военном комиссариате Саратовской области (по г. Саратов) назначен ведущий инженер отделения ФИО6
В связи с изложенным считает, что у ФКУ ВКСО при вышеуказанных обстоятельствах невиновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, не совершало деяний являющимися противоправными, в связи с чем, в действиях юридического лица отсутствует состав вмененного правонарушения.
В судебном заседании представитель Федерального Казенного учреждения «Военный комиссариат Саратовской области» по доверенности ФИО2, доводы жалобы поддержал в полном объеме, указал на обстоятельства, аналогичные выше изложенным.
Представитель государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Саратовской области Нижнее-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
По делу установлено, что 20.02.2018 года федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Нижнее-Волжского управления Ростехнадзора проведена проверка ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области»", по юридическому адресу: <...>; по фактическим адресам осуществления деятельности: <...>; <...>; <...>; <...>; г. Саратов, пр-т. Энтузиастов, д. 64.
В ходе проведения проверки был произведен осмотр электроустановок ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» и имеющейся технической документации, при этом выявлены нарушения обязательных требований Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ N 6 от 13.01.2003 года (далее "ПТЭЭП"), а именно:
1. Не назначен ответственный за электрохозяйство в ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» - нарушен пункт 1.2.3 ПТЭЭП.
2. Не представлены протоколы профилактических испытаний электроустановок ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» расположенных по адресу <...>; <...> - нарушен пункт 2.12.17 ПТЭЭП.
3. Не представлены протоколы профилактических испытаний электроустановок ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» расположенных по адресу: г, Саратов, проспект Энтузиастов, 64; <...> - нарушен пункт 2.12.17 ПТЭЭП.
4. Не представлены протоколы профилактических испытаний электроустановок ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» расположенных по адресу: <...>; <...> - нарушен пункт 2.12.17 ПТЭЭП.
5. Отсутствует однолинейная схема ВРУ ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» расположенных по адресу: <...>; <...> - нарушены пункты 1.8.5 и 1.8.9. ПТЭЭП.
6. Отсутствует однолинейная схема ВРУ ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» расположенных по адресу: <...>; <...> - нарушены пункты 1.8.5 и 1.8.9 ПТЭЭП.
7. Отсутствует однолинейная схема ВРУ ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» расположенная по адресу: <...>; <...> - нарушены пункты 1.8.5 и 1.8.9 ПТЭЭП.
8. Не исправно освещение ВРУ ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» расположенное по адресу: <...> - нарушен пункт 2.2.40 ПТЭЭП.
9. Отсутствуют ВРУ противопожарные средства ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» расположенных по адресу: <...> - нарушен пункт 2.2.21 ПТЭЭП.
10. Не соответствует требованиям правил покрытие полов, так как образовывается цементная пыль, мусор ВРУ ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» расположенных по адресу: <...>; <...>; г, Саратов, ул. Буровая, д. 36 - нарушен пункт 2.2.10 ПТЭЭП.
В судебном заседании установлено, что Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 января 2014г. № 13 определено, что Положение о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. № 1609 является учредительным документом юридического лица - военного комиссариата субъекта РФ (далее - Положение).
Пунктом 17 Положения определены основные задачи военных комиссариатов.
Пунктом 21 Положения определены основные обязанности и полномочия военного комиссара области, которые направлены на выполнение стоящих перед военным комиссариатом задач.
Пунктом 23 Положения установлено, что финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации. На основании ст. 6, 158 Бюджетного Кодекса России, подпункта 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года № 1082) Минобороны России, как федеральный орган исполнительной власти, является главным распорядителем бюджетных средств, имеющим право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий, между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, а также обеспечивать результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года №155 для выполнения работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в т.ч. оказания услуг электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в интересах воинских частей, учреждений и организаций Минобороны России (в том числе военных комиссариатов) создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации с 13 филиалами (далее - Учреждение). Согласно п. 8 приказа № 155 созданное Учреждение внесено в Перечень органов военного управления, ответственных за формирование и утверждение государственных заданий федеральным бюджетным учреждениям. Приказом Директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 3 марта 2017 года № 607 утвержден Устав Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Устав ЦЖКХ). Основной целью деятельности данного учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации. Для решения вышеназванных вопросов на территории Центрального военного округа создан филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» по Центральному военному округу (г. Екатеринбург). В целях реализации задач по содержанию и эксплуатации зданий Минобороны России расположенных в Саратовской области создан жилищно - эксплуатационный отдел № 9 ((далее - ЖЭ(К)О № 9)) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ЦВО МО РФ, расположенный в г. Энгельс-1 (здание КЭЧ). В соответствии с п. 3 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации и подчиняется руководителю Департамента эксплуатационного содержания и коммунального обеспечения воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации. Согласно пунктам 4, 5 ФГБУ «ЦЖКУ» является юридическим лицом и от своего имени приобретает и осуществляет гражданские права, несет гражданскую ответственность, выступает истцом и ответчиком. Согласно п. 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно п. 14 Устава, ФГБУ «ЦЖКУ» осуществляет следующие виды деятельности:- производство и распределение электроэнергии; - передача электроэнергии и технологическое присоединение по распределительным электросетям;
- деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей; ремонт электрического оборудования.
Согласно п. 25 Устава Учреждение осуществляет материально - техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закрепленных на праве оперативного управления (предоставленных в безвозмездное пользование) объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивает их функционирование.
20.12.2017 года между ПАО «Саратовэнерго» и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России заключен договор энергоснабжения, согласно которого ФГБУ «ЦЖКУ» оплачивает приобретенную электрическую энергию и оказанные услуги, в соответствии с условиями настоящего договора.
На основании ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
В соответствии с абзацем 4 пункта 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по соблюдению правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, была возложена на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, что подтверждается Приказом Министа Обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года №155, Уставом обороны ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, должностными инструкциями: начальника электрохозяйства жилищно-коммунальной службы ЖЭ(К)О № 9 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО; мастера электрохозяйства; электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования электрохозяйства.
В силу п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии в том числе: отсутствие состава административного правонарушения.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание, что на ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» не возложена обязанность по соблюдению правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, суд не находит в бездействиях ФКУ ««Военный комиссариат Саратовской области» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ.
С учетом изложенного, постановление и.о. начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Саратовской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 от 21.02.2018 года № 17/4-2018 подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 9.11, ст. 29.9, п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
постановление и.о. начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Саратовской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 от 21 февраля 2018 года № 17/4-2018 о привлечении Федерального Казенного учреждения «Военный комиссариат Саратовской области» к административной ответственности по ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через суд Фрунзенского района г. Саратова в течение 10 суток с момента вручения или получения его копии.
Судья И.Н. Шустова