ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-48/2018 от 26.06.2018 Инзенского районного суда (Ульяновская область)

Дело №12-48/2018

РЕШЕНИЕ

26 июня 2018 года г.Инза, районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Ахтямова А.М.,

при секретаре Пузановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Шашкина А.А. на постановление директора Государственного казенного учреждения Ульяновской области «Инзенское лесничество» Камаева Б.К. от 30.05.2018, которым юридическое лицо Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») ОГРН ,,,, ИНН ,,,, юридический адрес: г.Москва, ул.Новая Басманная, д.2, дата постановки на учет 23.09.2003 г.,

привлечено к административной ответственности по ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей,

у с т а н о в и л а:

Постановлением директора Государственного казенного учреждения Ульяновской области «Инзенское лесничество» Камаева Б.К. от 30.05.2018 года юридическое лицо ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Согласно постановлению 11.05.2018 года при патрулировании лесных участков Инзенского лесничества Труслейского участкового лесничества в полосе отвода железной дороги КБШ ОАО «РЖД» было выявлено нарушение лесного законодательства, а именно в полосе отвода железной дороги КБШ ОАО «РЖД» в направлении ... 729-748 км. проходящая через лесные массивы Инзенского лесничества Труслейского участкового лесничества квартал ,,, выдел: 30,28,26,25,21,11,12,8; квартал ,,, выдела: 17: квартал ,,, выдела: 18,20,21; квартал ,,, выдела: 33,35: квартал ,,, выдел:10,18,11,12,7,2,4,3; квартал ,,, выдел:17,18,15,12,13,11,5,7,9,8; квартал ,,, выдел 20; квартал ,,, выдел:11,14,12,15,13,16; квартал ,,, выдел 10,13,11,14,12,15; квартал ,,, выдел: 6,8,9,7,10,11,12; квартал ,,, выдел: 5,18,7,19,29,17,30; квартал ,,, выдел: 14,15,19,16,17,20; квартал ,,, выдел: 5,9,7,8,10,11,12; квартал ,,, выдел: 13,16,14,17,15; квартал ,,, выдел: 21,14,20; квартал ,,, выдела: 1,2,3,4,5 установлено:

В местах прилегания к лесным массивам 729-748 км квартал ,,, выдел:
30,28,26,25,21,11,12,8; квартал ,,, выдела: 17; квартал ,,, выдела: 18,20,21; квартал ,,,выдела: 33,35; квартал ,,, выдел:10,18,11,12,7,2,4,3; квартал ,,, выдел:
17,18,15,12,13,11,5,7,9,8; квартал ,,, выдел 20; квартал ,,, выдел: 11,14,12,15,13,16; квартал ,,, выдел 10,13,11,14,12,15; квартал ,,, выдел: 6,8,9,7,10,11,12; квартал ,,, выдел: 5,18,7,19,29,17,30; квартал ,,, выдел: 14,15,19,16,17,20; квартал ,,, выдел: 5,9,7,8,10,11,12; квартал ,,, выдел: 13,16,14,17,15: квартал ,,, выдел: 21,14,20; квартал ,,, выдела: 1,2,3,4,5 Труслейского участкового лесничества не проложена противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 3 м.

В местах прилегания к лесным массивам полоса отвода железной дороги 739-741 км и 747-748 км квартал ,,, выдел: 14,17,18; квартал ,,, выдел: 11,14,12,15,13,16; квартал ,,, выдел 10,11,14,12,15; квартал ,,, выдел: 6,8,9,7,10,11,12; квартал ,,, выдел: 21,14,20; квартал ,,, выдела: 1,2,3,4,5 не очищены от древесных отходов, заготовленная древесина не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м. порубочные остатки уложены на расстояние менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений (порубочные остатки сдвинуты к стене леса). Складирование заготовленной древесины производилось на расстоянии менее 20 метров от прилегающего лиственного леса.

Нарушены пункты 9.1,16,17,19,21,27 Правил пожарной безопасности в лесах,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. № 417. Данное
нарушение произошло в период особого противопожарного режима, согласно
Постановления Правительства Ульяновской области от 09.04.2018г. № 162-П «О введении на территории Ульяновской области особого противопожарного режима».

Не соглашаясь с постановлением, представитель ОАО «РЖД» Шашкин А.А. в установленный законом срок, обратился в суд с жалобой на указанное постановление. В жалобе указал, что считает постановление необоснованным и подлежащим отмене в связи с тем, что административным органом допущены процессуальные нарушения при возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении, а именно. Не установлен и не доказан состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.

В нарушение ст.ст.1.5, 2.1 КоАП РФ в материалах дела отсутствуют
доказательства, на которых должностное лицо основывает свой вывод о
виновности ОАО «РЖД» в совершении указанного правонарушения.
Фотографии, приложенные к делу, не содержат даты. В связи с этим невозможно
установить время, когда они сделаны. Неустранимые сомнения должны
толковаться в пользу ОАО «РЖД». На предложение представителя ОАО «РЖД»
совершить выезд на полосу отвода в день составления протокола, от участкового лесничего М.Ю.В., составившего протокол об административном правонарушении, получен отказ.

Нарушен порядок проведения осмотра территории, установленный
ст. 27.8 КоАП РФ.

Порядок проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу
территорий регламентирован ст.27.8 КоАП РФ, согласно которой, указанный
осмотр осуществляется в присутствии представителя юридического лица, а
также в присутствии двух понятых, либо с применением видеозаписи. Об
осмотре принадлежащих юридическому лицу территорий составляется протокол,
в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и
инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем
юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином
представителе, об осмотренных территориях и т.п. Протокол подписывается
должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического
лица, либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем
юридического лица, а также понятыми в случае их участия.

Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу
территорий, вручается законному представителю юридического лица или
иному его представителю.

Таким образом, задание на патрулирование и отчёт о выполнении
патрулирования может быть лишь поводом и основанием для возбуждения дела
об административном правонарушении, при производстве по которому
административному органу надлежит получать доказательства в соответствии с
требованиями КоАП РФ, с соблюдением прав лица, привлекаемого к
ответственности, в том числе и с применением мер обеспечения производства по
делу об административном правонарушении, предусмотренных главой 27 КоАП
РФ, что при производстве по делу об административном правонарушении
выполнено не было.

Протокол об административном правонарушении № ,,, от
24.05.2018г составлен неуполномоченным должностным лицом, полоса
отвода железной дороги не относится к землям лесного фонда и не
подведомственна административному органу.

Протокол об административном правонарушении № ,,, от 24.05.2018г.
составлен участковым лесничим Труслейского и Глотовского участкового
лесничества М.Ю.В. который не является уполномоченным
должностным лицом на составление протокола об административном
правонарушении по части 3 ст. 8.32 КоАП РФ.

Указанное должностное лицо по результатам выполнения задания на
патрулирование имело право составить отчёт и представить его должностному
лицу, которое в соответствии с п.п.9 п. 5 ст.28.3 КоАП РФ уполномочено
составлять протокол об административном правонарушении.

Полоса отвода железной дороги не относится к землям лесного фонда,
следовательно, лесничество не имеет право осуществлять государственный
пожарный надзор в полосе отвода железной дороги.

Учитывая презумпцию невиновности, установленной ст. 1.5 КоАП РФ, а
также вышеизложенное ОАО «РЖД» считает, что административным органом не доказан факт наличия у Общества обязанности по организации
противопожарной опашки или минерализованной полосы на территории, на которой было выявлено административное правонарушение.

Довод административного органа о том, что местом совершения
правонарушения является участок полосы отвода железной дороги, где выявлен
факт отсутствия противопожарной минерализованной полосы, а также
нарушения в складировании заготовленной древесины, несостоятелен.

Ссылка на нарушение ОАО «РЖД» пункта 27 Правил пожарной
безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30
июня 2007 г. № 417, является несостоятельной. В соответствии с указанным
пунктом нормативного правового акта границы полос отвода в местах
прилегания их к лесным массивам должны быть отделены от опушки леса
противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной
минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.

При этом данными Правилами конкретно не определено, на земельном
участке лесного фонда или на земельном участке полосы отвода должна быть
произведена противопожарная опашка, а также не определен субъект, в чьи
обязанности входит осуществление такой опашки.

Более того, пунктом 28 указанных Правил определен закрытый
перечень обязанностей владельца инфраструктуры железнодорожного
транспорта, в соответствии с которым в обязанности указанного субъекта
не входит опашка границы полосы отвода с опушкой леса.

Железнодорожный путь и полоса отвода, на которой он расположен,
представляет собой сложное инженерное сооружение, и проведение опашки в
непосредственной близости от железнодорожных путей может привести к
нарушению безопасности движения поездов.

При этом, ОАО «РЖД» также неправомочно осуществлять какие-либо
действия на прилегающих земельных участках, в том числе на земельных
участках лесного фонда, поскольку они не принадлежат юридическому лицу.

В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что
территория, на которой выявлено отсутствие противопожарной опашки или
минерализованной полосы, находится в собственности, владении или
пользовании ОАО «РЖД». Инзенским лесничеством не было принято мер для
выяснения принадлежности территории.

Согласно ст. 2 ФЗ РФ от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном
транспорте в Российской Федерации» полоса отвода железных дорог -
земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные
участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для
размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или
предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и
укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных
путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных
зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного
транспорта.

В соответствии со ст. 9 указанного Закона порядок установления и
использования полос отвода определяется Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и
охранных зон железных дорог», согласно которому границы полосы отвода
устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для
формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта
Российской Федерации.

Таким образом, полоса отвода железной дороги не является абстрактным
понятием, а имеет строго определенные границы, обозначенные на схеме
расположения земельных участков.

Учитывая изложенное, установить, имеется ли прилегание полосы отвода
железной дороги к территории лесного фонда, и находится ли место совершения
административного правонарушения в полосе отвода железной дороги, либо
прилегающей территории, можно только путем соотнесения места обнаружения
административного правонарушения с границами полосы отвода на схеме
расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой
карте соответствующей территории.

Однако административным органом указанные документы в
материалы представлены не были, так же, как и не были представлены
документы, подтверждающие принадлежность земельного участка ОАО
«РЖД», на котором отсутствовала противопожарная опашка или
минерализованная полоса.

Между тем, порядок и условия пользования полосой отвода
устанавливается Правительством РФ согласно ст.90 ЗК РФ, п.3 ст.4 ФЗ «Об
особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного
транспорта», ст.9 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ».

Во исполнение требований федерального законодательства Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 № 264 утверждены Правила
пользования земельными участками, являющимися федеральной
собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу
«Российские железные дороги».

Согласно указанным Правилам пользование земельными участками
полосы отвода железной дороги, являющимися федеральной собственностью и
предоставленными ОАО «РЖД», осуществляется на основании договора аренды
земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению
федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО «РЖД».

Указанный договор в материалах дела об административном
правонарушении также отсутствует.

Описание мест расположения отсутствия противопожарной опашки или
минерализованной полосы, содержащиеся в постановлении по делу об
административном правонарушении, не позволяет установить точное место
совершения административного правонарушения, а также установить, является
ли земельный участок, на котором обнаружены отсутствия противопожарной
опашки леса, полосой отвода железной дороги и находится ли он в
собственности, владении или пользовании ОАО «РЖД».

Учитывая изложенное, материалы административного дела не могут являться доказательством того, что местом совершения административного
правонарушения является территория железной дороги, находящаяся в пользовании ОАО «РЖД», т.е. в нарушение ст.26.2 КоАП РФ указанные
документы не позволяют сделать вывод о наличии состава административного
правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной
ответственности.

В протоколе об административном правонарушении защитником ОАО
«РЖД» в объяснении приведено содержание письма Главе администрации МО
«Инзенской район». Указанное объяснение не является признанием
правонарушения по конкретным кварталам, которые указаны в протоколе и
постановлении. О чём свидетельствуют и представленные защитником
письменные возражения на протокол в день рассмотрения административного
дела.

Поскольку не представлено достаточных и неоспоримых доказательств
виновности ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения,
отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности
по ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ, ввиду отсутствия в действиях состава
правонарушения.

При наложении штрафа административным органом не обеспечена
адекватность применённого наказания обстоятельствам дела.

ОАО «РЖД» согласно постановлению Правительства РФ от 18.09.2003г
№585 является обществом со 100% государственным участием и процесс
государственного регулирования деятельности ОАО «РЖД» осуществляет
Российская Федерация в лице Правительства РФ, которое как единственный
учредитель и акционер, определяет приоритетные направления развития и
деятельности ОАО «РЖД» как стратегически важной отрасли.

В связи с этим, привлечение ОАО «РЖД» к административной
ответственности в виде штрафа в размере 300 000 руб. является отвлечением
денежных средств от выполнения инвестиционных программ, утверждаемых
Правительством РФ, в том числе, по содержанию полосы отвода железной
дороги.

При вынесении постановления о назначении суммы
административного штрафа Инзенским лесничеством не учтена специфика
деятельности железнодорожного транспорта и не обеспечена адекватность
наложенного наказания.

Компанией ведется активная работа по соблюдению
правил противопожарной безопасности в местах прилегания полосы отвода к
территориям лесного фонда.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении
административного наказания юридическому лицу учитываются характер
совершенного им административного правонарушения, имущественное и
финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие
административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие
административную ответственность. При этом, Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях, исходя, в частности, из того, что
административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда
таловой репутации юридического лица (часть 2 статьи 3.1), предоставляет судье,
органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном
правонарушении правомочие признать смягчающими обстоятельства, не
не указанные в данном Кодексе или законах субъектов Российской Федерации об
административных правонарушениях (часть 2 статьи 4.2) и не допустить при
применении мер административной ответственности избыточного ограничения
их имущественных прав и интересов.

Кроме того, вариантом, позволяющим избежать чрезмерного
избыточного ограничения имущественных прав юридических лиц при
применении административных штрафов, является предусмотренная статьей 2.9
КоАП РФ возможность освобождения от административной
ответственности в связи с малозначительностью совершенного
административного правонарушения. Использование этой возможности не
зависит от вида (состава) совершенного административного правонарушения и
распространяется на случаи, когда действие или бездействие юридического
лица, формально содержащее все признаки состава административного
правонарушения, фактически - с учетом характера конкретного противоправного
деяния, степени вины нарушителя в его совершении, отсутствия вредных
последствий - не представляет существенной угрозы охраняемым
общественным отношениям, что позволяет компетентному субъекту
административной юрисдикции освободить юридическое лицо, совершившее
административное правонарушение, от административной ответственности,
ограничиться устным замечанием.

Таким образом, если отсутствие вредных последствий, может являться
основанием для освобождения от административной ответственности, то и может быть расценено, как обстоятельством смягчающим административную ответственность и как следствие обстоятельством для снижения административного штрафа.

Таким образом, полагает, что с учетом характера и степени
общественной опасности правонарушения, поскольку данное правонарушение
вредных последствий не повлекло, какой-либо опасной угрозы охраняемым
общественным отношениям не представляет, существенного вреда интересам
обществу и государству не причинило, считает возможным применить
ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

Представитель юридического лица, привлеченного к административной ответственности, ОАО «РЖД» Киреева Т.М., в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме, в целом дав аналогичные показания. Просила постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения. В случае признания вины, просила применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и снизить назначенное наказание в виде штрафа до 150 000 рублей.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, директор ГКУ Ульяновской области «Инзенское лесничество» Камаев Б.К. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ГКУ Ульяновской области «Инзенское лесничество» Потешкин Н.В., действующий на основании доверенности, с доводами жалобы не согласился и пояснил, что через территорию Труслейского лесничества проходит полоса отвода железной дороги ОАО «РЖД». 10.05.2018 года директором ГКУ Ульяновской области «Инзенское лесничество» Камаевым Б.К. было выдано задание на патрулирование лесных участков Инзенского лесничества Труслейского участкового лесничества в полосе отвода железной дороги КБШ ОАО «РЖД», на основании приказа Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области №8 от 28.01.2016 г. «Об утверждении порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах». Патрулирование производилось участковым лесничим Глотовского и Труслейского участковых лесничеств М.Ю.В. и им (Потешкиным). 11.05.2018 года при патрулировании лесных участков Инзенского лесничества Труслейского участкового лесничества в полосе отвода железной дороги КБШ ОАО «РЖД» в направлении ... 729-748 км. были выявлены нарушения п.9.1,16,17,19,21,27 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 №417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах», а именно отдельные квартала не были очищены от древесных отходов, заготовленная древесина не отделена противопожарной минерализованной полосой, порубочные остатки уложены на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Согласно п.27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ №417 от 30.06.2007 г., полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров. Таким образом, ответственность за несоблюдение правил противопожарной безопасности в границах полосы отвода, лежит на ОАО «РЖД».

Данные нарушения выявлены в период действия на территории Ульяновской области особого противопожарного режима. По выявленным нарушениям участковым лесничим М.Ю.В. был составлен протокол об административном правонарушении, который уполномочен в соответствии со ст.96 Лесного кодекса РФ и приказом № 8 Минприроды на право составления протокола об административном правонарушении по ст.8.32 КоАП РФ. Материал проверки был передан на рассмотрение директору ГКУ Ульяновской области «Инзенское лесничество» Камаеву Б.К., которым впоследствии было вынесено постановление о привлечении юридического лица ОАО «РЖД» к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 300000 рублей.

Просил постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, а жалобу представителя ОАО «РЖД» - без удовлетворения.

Свидетель М.Ю.В. в судебном заседании пояснил, что 24.05.2018 года им, как должностным лицом государственного учреждения, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор, был составлен протокол по делу об административном правонарушении по ч.3 ст.8.32 КоАП РФ в отношении юридического лица ОАО «РЖД», за нарушение п.9.1,16,17,19,21,27 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 №417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах» в период особого противопожарного режима, согласно Постановления Правительства Ульяновской области от 09.04.2018 г. №162-П «О введении на территории Ульяновкой области особого противопожарного режима». Данные нарушения были выявлены по результатам патрулирования, проведенного на основании задания на патрулирование, выданного директором ГКУ Ульяновской области «Инзенское лесничество» Камаевым Б.К. от 10.05.2018 года, являющимся мероприятием при осуществлении лесного надзора, произведенного 11.05.2018 года. Патрулирование производилось совместно с заместителем директора ГКУ Ульяновской области «Инзенское лесничество» Потешкиным Н.В. В ходе патрулирования лесных участков Инзенского лесничества Труслейского участкового лесничества в полосе отвода железной дороги КБШ ОАО «РЖД» в направлении ... 729-748 км. было установлено, что отдельные квартала не были очищены от древесных отходов, заготовленная древесина не отделена противопожарной минерализованной полосой, порубочные остатки уложены на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. По выявленным нарушениям им был составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.8.32 КоАП РФ в отношении ОАО «РЖД» и материал был передан на рассмотрение директору ГКУ Ульяновской области «Инзенское лесничество» Камаеву Б.К. В соответствии с КоАП РФ он является уполномоченным должностным лицом на составление протокола об административном правонарушении по ст.8.32 КоАП РФ.

Изучив доводы жалобы, заслушав представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности, ОАО «РЖД» Кирееву Т.М., представителя ГКУ Ульяновской области «Инзенское лесничество» Потешкина Н.В., свидетеля М.Ю.В., проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, судья приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» полоса отвода железных дорог - это земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

В соответствии с п. 7 Приказа МПС РФ от 15.05.1999 N 26Ц «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог»,
железные дороги обязаны:

соблюдать установленный порядок использования полосы отвода;

содержать земельные участки в пределах полосы отвода способами, которые не должны наносить ущерб земле как природному объекту;

не допускать загрязнения окружающей природной среды производственными стоками и другими отходами производственной деятельности железных дорог, захламления и заболачивания земель;

принимать меры по защите земли от эрозии и дефляции, осуществлять агролесомелиоративные, противопожарные и иные необходимые мероприятия по охране земель от неблагоприятных природных явлений;

не допускать в местах расположения водопроводных и канализационных сетей, водозаборных сооружений и других инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, проведение сельскохозяйственных работ;

не нарушать установленный порядок земле-, недро- и водопользования.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, административным органом правильно определен субъект административного правонарушения - ОАО "РЖД", который обязан осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства при эксплуатации железных дорог, в том числе, в сфере пожарной безопасности, в местах примыкания земельного участка к лесным массивам.

Пункт 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.

В силу статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На основании данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее также - Правила пожарной безопасности в лесах).

Пунктом 1 названных Правил предусмотрено, что данные Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с п.9.1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением правительства РФ №417 от 30.06.2007 г., в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Согласно пп.16,17 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

В соответствии с п.19 Правил срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Согласно п.21 Правил складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.

Согласно п.27 Правил, полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.

Таким образом, ответственность за несоблюдение правил противопожарной безопасности в границах полосы отвода железных дорог, вопреки доводам жалобы и представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности, лежит на ОАО «РЖД».

В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными коАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в нарушение вышеприведенных норм ОАО «РЖД» в полосе отвода железной дороги в направлении ... 729-748 км. проходящей через лесные массивы Инзенского лесничества Труслейского участкового лесничества квартал ,,, выдел: 30,28,26,25,21,11,12,8; квартал ,,, выдела: 17: квартал ,,, выдела: 18,20,21; квартал ,,, выдела: 33,35: квартал ,,, выдел:10,18,11,12,7,2,4,3; квартал ,,, выдел:17,18,15,12,13,11,5,7,9,8; квартал ,,, выдел 20; квартал ,,,:11,14,12,15,13,16; квартал ,,, выдел 10,13,11,14,12,15; квартал ,,, выдел: 6,8,9,7,10,11,12; квартал ,,, выдел: 5,18,7,19,29,17,30; квартал ,,, выдел: 14,15,19,16,17,20; квартал ,,, выдел: 5,9,7,8,10,11,12; квартал ,,, выдел: 13,16,14,17,15; квартал ,,, выдел: 21,14,20; квартал ,,, выдела: 1,2,3,4,5, допустило указанные выше нарушения пунктов 9.1,16,17,19,21,27 Правил пожарной безопасности в лесах,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. № 417.

Данные нарушения выявлены в период действия на территории Ульяновской области особого противопожарного режима (согласно Постановления Правительства Ульяновской области от 09.04.2018г. № 162-П «О введении на территории Ульяновской области особого противопожарного режима»), подтверждаются представленными материалами, в том числе протоколом об административном правонарушении, составленным в соответствии с требованиями закона, отчетом о патрулировании, в котором установлены и зафиксированы нарушения требований Правил пожарной безопасности и указано место выявления данных нарушений, отчет о выполнении задания подписан участковым лесничим Глотовского и Труслейского участковых лесничеств М.Ю.В. и заместителем директора ГКУ Ульяновской области «Инзенское лесничество» Потешкиным Н.В.; фотоматериалами, иными доказательствами, оцененными административным органом в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом государственного учреждения, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) – участковым лесничим Труслейского и Глотовского участковых лесничеств ГКУ Ульяновской области «Инзенское лесничество» М.Ю.В., уполномоченным, в соответствие с п.8 ч.5 ст.28.3 КоАП РФ, ст.96 Лесного кодекса РФ составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.32 КоАП РФ (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством).

Имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности подтверждают факт совершения ОАО "РЖД" административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.

При рассмотрении данного дела не установлено объективных препятствий для соблюдения ОАО "РЖД" правил пожарной безопасности в лесах, а равно принятие указанным юридическим лицом исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о наличии вины ОАО "РЖД" в совершении правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Доказательств, подтверждающих принятие ОАО "РЖД" всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, не представлено.

Доводы представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности о том, что административным органом был нарушен порядок проведения осмотра территории, установленный ст.27.8 КоАП РФ, осмотр территории принадлежащей юридическому лицу, произведен без участия представителя юридического лица, без участия понятых, а при составлении протокола об административном правонарушении представителю ОАО «РЖД» было отказано в выезде на место правонарушения, суд находит несостоятельными.

Процедура патрулирования предусмотрена нормами Лесного Кодекса Российской Федерации, Порядком проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах при осуществлении федерального государственного лесного надзора на территории Ульяновской области, утвержденным приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

На основании раздела II-III Положения, патрулирование проводится на основании задания на патрулирование, по форме, утвержденной Приложением №1 к Порядку. Задание на патрулирование утверждается Министром, директором департамента лесного хозяйства Министерства, директором Лесничества. Маршрут патрулирования указывается в задании на патрулирование.

Патрулирование осуществляют лица, включенные в перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

Должностные лица лесничества осуществляют патрулирование не реже одного раза в неделю.

В соответствии с этим же разделом, должностные лица, которые участвуют в патрулировании, по фактам нарушений лесного законодательства, ответственность за которые предусмотрена административным законодательством, обязаны оформлять процессуальные документы в пределах своей компетенции, установленной КоАП РФ.

В разделе IV Порядка указано, что по результатам проведения патрулирования должностным лицом в задании на патрулирование заполняется графа «Отчет о патрулировании».

Как следует из материалов дела, патрулирование лесных участков - Инзенского лесничества Труслейского участкового лесничества в полосе отвода железной дороги КБШ ОАО «РЖД» в направлении ... 729-748 км., проходящая через лесные массивы Инзенского лесничеств Труслейского участкового лесничества, проводилось 11 мая 2018 года участковым лесничим Глотовского и Труслейского участковых лесничеств М.Ю.В. и заместителем директора ГКУ Ульяновской области «Инзенское лесничество» Потешкиным Н.В., на основании задания на патрулирование от 10.05.2018 года №,,,, утвержденного 10 мая 2018 года директором ГКУ Ульяновской области «Инзенское лесничество» Камаевым Б.К.

По результатам проведения патрулирования должностными лицами, проводившими патрулирование, был составлен отчет о патрулировании, в котором отражены указанные выше нарушения.

Таким образом, действующим законодательством, при проведении патрулирования, не предусмотрено участие лиц, не включенных в перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора. Отсутствие представителя юридического лица при проведении патрулирования лесных участков в полосе отвода железной дороги КБШ ОАО «РЖД» не свидетельствует о недопустимости доказательств, положенных в основу вывода о виновности привлекаемого лица.

Вопреки доводам жалобы, проведенное должностными лицами Лесничества патрулирование лесных участков Инзенского лесничества Труслейского участкового лесничества в полосе отвода железной дороги КБШ ОАО «РЖД» не является осмотром принадлежащих юридическому лицу территорий, установленных ст.27.8 КоАП РФ.

Факт совершения ОАО «РЖД» правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ и его виновность в совершении данного правонарушения подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.

Оценив совокупность представленных доказательств всесторонне, полно и объективно по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о доказанности вины ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ. Оснований не соглашаться с выводами должностного лица у судьи не имеется.

Оспариваемое постановление является законным, вынесенным полномочным должностным лицом, с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности, при наличии законных оснований и с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Отсутствие указания даты составления на имеющихся в деле фотоматериалах не может повлечь отмену постановления по делу об административном правонарушении, поскольку из просмотренных в судебном заседании фотоматериалов, представленных в судебное заседание на цифровом носителе (CD-диске), следует, что файлы созданы не позднее 14.05.2018 года. Имеющиеся в деле фотоматериалы свидетельствуют о наличии вмененных в вину юридическому лицу нарушений и образуют состав вмененного ему административного правонарушения.

Доводы жалобы том, что в обязанность ОАО «РЖД» не входит осуществление опашки границы полосы отвода с опушкой леса, являются несостоятельными, поскольку в соответствии с п. 7 Приказа МПС РФ от 15.05.1999 N 26Ц «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог»,
железные дороги, в том числе обязаны соблюдать установленный порядок использования полосы отвода; принимать меры по защите земли от эрозии и дефляции, осуществлять агролесомелиоративные, противопожарные и иные необходимые мероприятия по охране земель от неблагоприятных природных явлений.

Доводы жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что территория, на которой выявлено отсутствие противопожарной опашки или минерализованной полосы, находится в собственности, владении или пользовании ОАО «РЖД», суд находит несостоятельными, поскольку место правонарушения установлено при патрулировании лесных участков Инзенского лесничества Труслейского участкового лесничества в полосе отвода железной дороги КБШ ОАО «РЖД», согласно плана лесонасаждений Труслейского участкового лесничества Инзенского лесничества Ульяновской области. Лесоустройство – 2016 г. (данный план был представлен на обозрение в судебное заседание, а также на цифровом носителе –CD-диске). Оснований не доверять представленным доказательствам, у суда оснований не имеется.

Вместе с тем, с учетом установленных при настоящем рассмотрении жалобы обстоятельств, полагаю заслуживающим внимания доводы жалобы о наличии по делу оснований для снижения административного штрафа, поскольку по делу имеются исключительные обстоятельства, характеризующие последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства.

В соответствии с ч.ч.3.2,3.3 ст.4.1 КоАП РФ судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей санкцией, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, с учетом изложенного, а также характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, учитывая, что допущенное нарушение в данном конкретном случае не повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам, привлечение впервые к административной ответственности, прихожу к выводу о возможности применения по рассматриваемому делу положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, назначив юридическому лицу наказание в размере менее минимального размера, установленного санкцией ч.3 ст.8.32 КоАП РФ.

На основании изложенного полагаю возможным снизить размер ранее назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 150000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л а:

Постановление директора государственного казенного учреждения Ульяновской области «Инзенское лесничество» Камаева Б.К. от 30.05.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении юридического лица Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ОГРН ,,,, ИНН ,,, юридический адрес: г.Москва, ул.Новая Басманная, д.2, дата постановки на учет 23.09.2003 г., изменить, снизить Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 150 000 рублей.

В остальном решение оставить без изменения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья