ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-48/2018 от 29.03.2018 Омского районного суда (Омская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2018 года город Омск

Омский районный суд Омской области в составе председательствующего Степановой Е.В., при секретаре судебного заседания Чуевой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске (ул. Омская, 194 а, зал судебных заседаний № 21) дело по жалобе Тугачева С.П. на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в.и.о. заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по городу Омску майором полиции Бахарева В.В. о привлечении Тугачева С.П. к административной ответственности, предусмотренной по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Временно исполняющим обязанности заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по городу Омску майором полиции Бахарева В.В.ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым Тугачев С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ и назначено наказание виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Тугачев С.П. обратился в Омский районный суд Омской области с жалобой, указав, что считает постановление от ДД.ММ.ГГГГ незаконным по следующему основанию: ООО «Мелстон-Сервис», на который зарегистрирован автомобиль ЛАДА ЛАРГУС госномер , не занимается коммерческой деятельностью по перевозке пассажиров и грузов, служебные транспортные средства используются только для собственных нужд. В административного дела нет доказательств, подтверждающих осуществление Обществом перевозок пассажиров и грузов на коммерческой основе, а также отсутствует информация о грузе. В рапорте капитана полиции Киселёва Андрея Владимировича есть пояснение, в котором он говорит о наличии в автомобиле личных вещей. Согласно Федеральному закону №259 от 8 ноября 2007 года, коммерческими перевозками считаются услуги по перевозке грузов, багажа и пассажиров, также в законе разъяснены такие понятия как груз, багаж и пассажир: где груз это материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 г. Москва «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» указан установленный порядок, предъявляемый к перевозке грузов.

Предрейсовый медицинский осмотр проводится в соответствии со статьей 20 Федерального закона №196-ФЗ «Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств», однако, сотрудники ГИБДД ссылаются на пункт «Организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров». Однако, в статье 23 Федерального закона № 196-ФЗ «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения» указано, что обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Кроме того, в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 835н г. Москва «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» указано, что предсменные, предрейсовые и после сменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Следовательно, предрейсовый осмотр должны проходить лица, работающие в организации водителями автомобилей, а также индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки (абз. 3 п. 3, п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). К отдельным категориям относятся водители по штатному расписанию, а он является электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования в.

Просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием состава административного правонарушения и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

В судебное заседание Тугачев С.П. и его представитель Чумакин С.А., допущенный к участию в деле по устному ходатайству, доводы жалобы поддержали по основаниям в ней изложенным. Тугачев С.П. дполнительно пояснил, что он на основании трудового договора работает в ООО «<данные изъяты>» в должности электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования, характер его работы разъездной. В его обязанности сходит обслуживание электрооборудования нескольких АЗС. В связи тем, что АЗС находятся на значительных расстояниях друг от друга, ему для быстрого реагирования на вызовы в пользование работодателем предоставлен автомобиль Лада Ларгус, государственный регистрационный знак . Данный автомобиль находится у Тугачева С.П. круглосуточно, путевой лист ему не выдается, он лишь производит записи о датах и количестве заправляемого бензина, для отчетности в бухгалтерии, для чего разработан специальный бланк, так называемого путевого листа, который им необходим только для внутреннего пользования. Грузы, а также пассажиров он на данном автомобиле не перевозит, в момент когда его остановили сотрудники ГИБДД в машине на переднем сиденье находился лишь его рабочий инструмент.

Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Применительно к ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административно взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 26.1 КоАП РФ определены обстоятельства, которые подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.

Согласно протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ в 12-35 ч. на 14 км. <адрес>Тугачев С.П. управляя автомобилем Лада Ларгус, государственный регистрационный знак , принадлежащего ООО «<данные изъяты>» в путевом листе от ДД.ММ.ГГГГ, выданный на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствует отметка о прохождении предрейсового медицинского осмотра, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ врио заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по городу Омску майором полиции Бахаревым В.В. вынесено постановление , которым Тугачев С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 руб..

В обжалуемом постановлении указано на нарушение требования ст. 10 и ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, а также осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Исходя из содержания вышеприведенной нормы, речь идет о титульных (часть 1) и фактических (часть 4) эксплуатантах транспортных средств.

Аналогичная норма содержится в Правилах обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечне мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденных приказом Минтранса России от 15 января 2014 N 7 (ред. от 10 марта 2016 г.) (зарегистрировано в Минюсте России 05 июня 2014 г. N 32585).

Из смысла приведенных положений Закона в их взаимосвязи следует, что субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются лица, осуществляющие перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с требованиями абзаца 6 части 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.

В соответствии с пунктом 2.3.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения) водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Исходя из положений статей 784, 785, 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозкой является коммерческая деятельность, осуществляемая на основании договоров перевозки по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения.

Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» определены общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями.

Статей 3 Федерального закона № 259-ФЗ установлены виды перевозок пассажиров и багажа, которые подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковым такси.

Вместе с тем, согласно трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ Тугачев С.П. принят на работу в ООО «<данные изъяты>» на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, характер работы разъездной (п.1.5), с ненормированным режимом рабочего времени (п.4.3) (л.д.17—20) Согласно должностной инструкции электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в его обязанности входит проведение технического обслуживания электрооборудования и устройств АЗС, обеспечение бесперебойной работы электрооборудования, устройств АЗС, а также их срочный ремонт (л.д. 21-25).

Из Устава ООО «Мелстон-Сервис» следует, что к основным видам деятельности Общества относятся: сервисное и техническое обслуживание автозаправочных станций; предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию подъемно-транспортного оборудования, промышленного холодильного и вентиляционного оборудования, а также прочего оборудования общего назначения; производство и монтаж трубопроводной арматуры, производство сэндвич-панелей; аренда строительных машин и оборудования, аренда прочих машин и оборудования научного и промышленного назначения; инжиниринговая деятельность, проектные, строительно-монтажные и специальные строительные работы и т.п. (л.д.74-88).

Согласно акту-приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» передал Тугачев С.П. принял автомобиль Лада Ларгус, государственный регистрационный знак .

Из пояснений Тугачева С.П. следует, что данный автомобиль ему передан в целях оперативного прибытия для обслуживания электрооборудования и устройств АЗС, находящихся в разных районах города, при этом перевозка пассажиров, грузов и багажа в его должностные обязанности не входит.

Как видно из материалов дела, деятельность юридического лица не связана с осуществлением перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом. Тугачев С.П. занимает должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования и использует его в целях оперативного прибытия на рабочее место. Путевые листы, заполняются исключительно для внутреннего использования ООО «<данные изъяты>» в целях учета расхода бензина.

Положения статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит применению только в отношении организаций, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов на коммерческой основе, а обязательность медицинских осмотров, в том числе предрейсовых, установлена 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ только в отношении лиц, работающих в качестве водителей.

С учетом имеющихся в деле доказательств суд не усматривает в действиях Тугачева С.П. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем постановление от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, производство по делу прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Тугачева С.П. о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 10 дней.

Судья Е.В. Степанова