ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-48/2021 от 11.02.2021 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Р Е Ш Е Н И Е

дело № 12-48/2021

11 февраля 2021 года г. Севастополь

Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Моцный Н.В.,

рассмотрев жалобу Департамента капитального строительства г. Севастополя на постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю № 92012/20/19034 от 22 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Департамента капитального строительства г. Севастополя,

у с т а н о в и л:

Постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю № 92012/20/19034 от 22.10.2020 года Департамент капитального строительства г. Севастополя привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 30 000,00 руб.

В вину Департаменту вменено неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в частности решения Гагаринского районного суда города Севастополя от 25.02.2020 года по делу № 2-558/2020 которым на Департамент капитального строительства г. Севастополя возложена обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное, применительно к условиям города Севастополя, по нормам предоставления площади жилое помещение по договору социального найма и включенного в список, установленный законодательством города Севастополя для договоров социального найма.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Департамент капитального строительства г. Севастополя обратился с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях состава вмененного правонарушения, указывая на отсутствие в действиях Департамента признаков виновного поведения.

В судебном заседании представитель Департамента ФИО2 доводы жалобы поддержала по указанным выше основаниям.

Межрайонное отделение по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю о времени и месте рассмотрения жалобы извещалось в установленном порядке, явку представителя не обеспечило, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.

Заслушав пояснения представителя Департамента, исследовав материалы производства по делу об административном правонарушении и доводы жалобы, следует прийти к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.

Объектом правонарушения по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ являются общественные отношения в области институтов государственной власти.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, предполагает бездействие лица, выразившееся в неисполнении требований исполнительного документа, при этом:

а) требования исполнительного документа должны носить неимущественный характер;

б) должником должен быть нарушен срок исполнения требований исполнительного документа, установленный судебным приставом-исполнителем;

в) установлению судебным приставом-исполнителем срока исполнения требований исполнительного документа должно предшествовать постановление о взыскании исполнительского сбора.

Субъективная сторона правонарушения по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ характеризуется умыслом или неосторожностью.

Субъектами правонарушения по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ могут быть граждане, юридические лица и должностные лица.

Под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).

Установлено, что решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 25.02.2020 года удовлетворены исковые требования прокурора Балаклавского района г. Севастополя в интересах ФИО1 к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. На Департамент капитального строительства г. Севастополя возложена обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное, применительно к условиям города Севастополя, по нормам предоставления площади жилое помещение по договору социального найма и включенного в список, установленный законодательством города Севастополя для договоров социального найма.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 02.07.2020 года решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 25.02.2020 года оставлено без изменения.

Определением Гагаринского районного суда города Севастополя от 10.08.2020 года отказано в удовлетворении заявления Департамента капитального строительства г. Севастополя об отсрочке исполнения решения Гагаринского районного суда г. Севастополя от 25.02.2020 года по данному гражданскому делу.

20.08.2020 года Межрайонным отделением по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю возбуждено исполнительное производство № 12097/20/92012-ИП с установлением 5-дневного срока исполнения, которое получено Департаментом 25.08.2020 года.

01.09.2020 года Департаментом в службу судебных приставов направлено письмо о невозможности исполнения требований постановления, с указанием уважительных причин.

В связи с неисполнением в установленный срок исполнительного документа 14.09.2020 года Межрайонным отделением по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб., и о назначении нового срока исполнения – до 29.09.2020 года, поступившее в адрес Департамента 18.09.2020 года.

Определением Гагаринского районного суда города Севастополя от 21.10.2020 года по делу №13а-236/2020 в удовлетворении заявления Департамента об освобождении от взыскания исполнительского сбора отказано, сбор уменьшен до 37 500,00 руб.

19.10.2020 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств в отношении Департамента составлен протокол № 515/20/92012-АП об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ

Постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю № 92012/20/19034 от 22.10.2020 года Департамент капитального строительства г. Севастополя привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 30 000,00 руб.

С материалов дела следует, что 07.10.2020 года Департаментом ФИО1 было предварительно предложено 2 варианта закупаемых жилых помещений. От ФИО1 поступил отказ от предложенных квартир.

Исполнение категории дел по решениям о предоставлению жилья связано с необходимостью совершения комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Департамент капитального строительства в своей деятельности ограничен как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой проведения закупки.

Постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 № 840-ПП утверждено Положение о Департаменте капитального строительства города Севастополя.

В соответствии с п. 1.1. указанного Положения, Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере строительства, контроля и надзора в области долевого строительства, жилищной политики, в сфере реализации федеральных целевых программ.

Департамент капитального строительства города Севастополя является ответственным исполнителем по реализации мероприятий государственной программы города Севастополя «Жилище» на 2017-2022 годы, утверждённой постановлением Правительства Севастополя от 27.10.2016 №1010-ПП.

Задачей Подпрограммы 2 «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» вышеуказанной Программы, является предоставление жилых помещений по договору специализированного найма лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Сроки реализации Программы установлены с 2017 по 2022 гг.

Согласно Приложения № 4 к государственной программе города Севастополя «Жилище» на 2017-2022 годы «Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию целей государственной программы города Севастополя «Жилище» на 2017-2022 по источникам финансирования на 2020 год по мероприятию «Улучшение жилищных условий детей-сирот...» предусмотрено финансирование из федерального и местного бюджета.

На основании данного финансирования на 2020 год определено количество жилых помещений для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей для обеспечения их жилыми помещениями, значение показателя составляет 77.

Приобретение жилых помещений Департаментом капитального строительства города Севастополя осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что значительно увеличивает время приобретения жилых помещений.

Также, регистрация права собственности на приобретённое жилое помещение в соответствии с требованиям п.3 ст. 13 ФЗ от 21.07.97 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проводится в течение 20 календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

Из предоставленных в материалы дела сведений следует, что Департаментом проводится закупка жилых помещений для детей-сирот, путем размещения извещения о проведении электронного аукциона, продлеваются сроки подачи заявок, но в большинстве случаев составляются протоколы об отсутствии заявок на участие в электронном аукционе.

Причинами исполнения не в полном объеме мероприятий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются следующие обстоятельства:

- повышение стоимости 1 кв. м, установленной для реализации мероприятий по приобретению жилых помещений для отдельных категорий граждан;

- отрицательная динамика ввода в эксплуатацию индустриального жилья;

- отсутствие предложений застройщиков по продаже жилых помещений, осуществить закупку жилых помещений для целей обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

- приобретение жилья на рынке вторичного жилья не является достаточным источником обеспечения вследствие высокой стоимости (от 80 000,00 руб. до 100 000,00 руб. за 1 кв.м.) и отсутствия жилых помещений на вторичном рынке, которые подходят по площади (площадь большинства однокомнатных квартир «брежневской» и «хрущевской» планировок варьируется в диапазоне от 29 до 31 кв.м., что не позволяет их приобрести и использовать для целей обеспечения данной категории граждан при норме обеспечения - 33 кв. м.).

Вышеуказанные причины носят объективный, независимый от воли Департамента, исключительный и неустранимый характер.

В качестве мер, направленных на скорейшее исполнение мероприятий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями Постановлением Правительства Севастополя от 27.12.2019 № 723-ПП «Об установлении предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по городу Севастополю на 2020 год» увеличена предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по городу Севастополю на 2020 год до размера 75 373,00 руб.

Но при этом, в 2020 году предложения застройщиков по продаже жилых помещений, для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в полном объеме, также отсутствуют.

Приказом Департамента от 27.12.2019 года № 344-а/2019, полномочия государственного заказчика от лица Департамента капитального строительства города Севастополя по заключению и исполнению государственных контрактов от имени города Севастополя переданы ГБУ «Дирекция капитального строительства».

В январе 2020 ГБУ «Дирекция капитального строительства» было размещено 77 извещений о проведении электронного аукциона. По состоянию на 17.02.2020 не было подано ни одной заявки.

По состоянию на 28.04.2020 года ГКУ «ЕДКС» всего было размещено 308 извещений о проведении закупки квартир для детей-сирот в городском населенном пункте - город Севастополь, расположенный на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь. После чего было подано 2 заявки. Остальные закупки признаны несостоявшимися в виду отсутствия заявок на участие.

По состоянию на 17.09.2020 года в Единой информационной системе в сфере закупок проведено 520 аукционов в электронной форме на право заключения государственного контракта на приобретение жилого помещения для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, липам из их числа по договорам найма специализированного жилого помещения.

Размещено 95 запросов предложений в электронной форме на право заключения государственного контракта на приобретение жилого помещения для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированного жилого помещения.

По результатам проведенных процедур заключено три государственных контракта:

1-КВ/2020 от 26.05.2020 на сумму 2 487 309,00 руб.

2-КВ/2020 от 26.05.2020 на сумму 2 487 309,00 руб.

3-КВ/2020 от 17.08.2020 на сумму 2 487 309,00 руб.

11.09.2020 между Министерством просвещения РФ и Правительством Севастополя подписано дополнительное соглашение к Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету города федерального значения Севастополя на предоставление жилых помещений детям-сиротам... от 13.12.2019 №073-09-2020-540.

17.09.2020 года Департаментом направлена заявка на выделение предельных объемов финансирования. Квартиры приняты по акту приема-передачи и оплачены.

В настоящее время жилые помещения включаются в собственность города Севастополя и в специализированный жилой фонд.

После включения жилых помещений в реестр собственности города Севастополя, включения в специализированный жилой фонд, квартиры подлежат предоставлению детям-сиротам.

Приведенный выше порядок, установленный законом, и не зависящий от воли Департамента капитального строительства города Севастополя, не предусматривает возможности исполнить решение суда в кратчайшие сроки.

Перечисленные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют том, что в действиях Департамента отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Делая вывод о совершении Департаментом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, должностное лицо в нарушение требований статей 24.1, 26.1 названного Кодекса оставило без должного внимания обстоятельства, на которые Департамент ссылался в ходе производства по делу и которые имеют существенное значение для его разрешения.

В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Указанные положения получили развитие в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Изложенное выше в совокупности и с учетом положений ст. 1.5 КоАП РФ, а также правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, не позволяет сделать вывод о наличии в деянии Департамента вины в неисполнении во вновь установленный срок требований исполнительного документа и совершении указанным юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю № 92012/20/19034 от 22 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием в действиях Департамента состава вмененного административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Жалобу Департамента капитального строительства г. Севастополя на постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю № 92012/20/19034 от 22 октября 2020 года – удовлетворить.

Постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю № 92012/20/19034 от 22 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Департамента капитального строительства г. Севастополя – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Председательствующий по делу

судья /подпись/ Н.В. Моцный

Решение не вступило в законную силу

Копия верна:

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя Н.В. Моцный