ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-48/2022 от 01.06.2022 Гусь-хрустального городского суда (Владимирская область)

Дело 12-48/2022

УИД 33RS0008-01-2022-001540-49

РЕШЕНИЕ

г. Гусь-Хрустальный 01 июня 2022 года

Судья Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области Забродченко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области на постановление заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Гусь-Хрустального района УФССП России по Владимирской области Жигаловой Н.Н. № 128/22/33007-АП от 15.04.2022 г. о привлечении администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Гусь-Хрустального района УФССП России по Владимирской области Жигаловой Н.Н. № 128/22/33007-АП от 15.04.2022 г. администрация МО Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области (далее – Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Из данного постановления следует, что Администрация является должником по исполнительному производству № 8902/15/33007-ИП от 09.02.2015 г. с предметом исполнения разработать проект рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов в выделах 25, 32, 33, 34 квартала 14 Курловского участкового лесничества на территории национального парка «Мещёра»; организовать проведение рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов в выделах 25, 32, 33, 34 квартала 14 Курловского участкового лесничества на территории национального парка «Мещёра» в соответствии с разработанным проектом. В срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа должником исполнены не были.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 05.03.2015 г. с Администрации был взыскан исполнительский сбор и установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа.

11.03.2022 г. Администрации было вручено постановление судебного пристава-исполнителя, которым был установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа, до 01.04.2022 г.

В установленный срок решение суда должником исполнено не было о чем 06.04.2022 г. был составлен соответствующий акт совершения исполнительных действий, при этом Администрация была предупреждена об административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве.

Не согласившись с указанным постановлением глава администрации МО Гусь-Хрустальный район подал на него жалобу в которой просил его отменить, а также указал, что Администрация в рамках исполнительного производства № 8902/15/33007-ИП от 09.02.2015 г. не бездействует, выполняет возможные работы для исполнения решения суда в рамках имеющихся финансовых возможностей.

В настоящее время Администрация зарегистрировала право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка, на котором расположена свалка, с целью осуществления рекреационной деятельности.

Также Администрацией направлялась заявка в Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области о включении объекта «Рекультивация свалки в городе Курлово» в план проведения работ по рекультивации на 2022 год, плановый период 2023 и 2024 годов в рамках приоритетного проекта «Чистая страна», входящего в состав национального проекта «Экология», однако в ее удовлетворении было отказано.

Администрацией проводится корректировка сметной документации объекта: «Рекультивация свалки в г. Курлово Гусь-Хрустального района Владимирской области» и работы по актуализации сметной стоимости.

06.04.2022 года Администрацией направлено обращение временно исполняющему обязанности Губернатора Владимирской области А.А. Авдееву о рассмотрении возможности выделения денежных средств из областного бюджета в размере - 50 881,64 тыс. руб. в целях проведения рекультивации свалки в городе Курлово. До настоящего времени ответ не получен.

Заявитель отмечает, что Администрацией работа по исполнению решения суда ведется непрерывно, решение суда в полном объеме не исполнено, так как бюджет Администрации является высоко дотационным, перед администрацией Гусь-Хрустального района ставится невыполнимая задача по исполнению решения суда по рекультивации свалки в г. Курлово без выделения региональных денежных средств.

Также заявитель просит суд принять во внимание, что административный штраф в размере 50 000 руб. является значительным для бюджета муниципального образования Гусь-Хрустальный район.

В судебное заседание полномочный представитель администрации МО Гусь-Хрустальный район не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив поданную жалобу, проверив истребованные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно ч. 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В статье 25.15 КоАП РФ указано, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из анализа приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.

Иное толкование приведенных выше норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.

Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ и правовой позицией, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5), в том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, на основании названной нормы выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которыми составлен протокол.

Из материалов дела следует, что 06.04.2022 г. ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП Гусь-Хрустального района в отношении Администрации был составлен протокол № 128 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

При этом какие-либо сведения об извещении Администрации о месте и времени составления указанного протокола, либо его составления в присутствии представителя Администрации отсутствуют.

Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие представителя Администрации, а также сведений об их надлежащем извещении о месте и времени его составления, не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение права юридического лица на защиту.

Однако в нарушение требований п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению должностным лицом ОСП Гусь-Хрустального района не проверялась правильность составления протокола с точки зрения соблюдения процедуры его оформления, при наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол не был возвращен составившему его должностному лицу для устранения недостатков.

Приведенные процессуальные нарушения являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту, объективность рассмотрения дела, а также законность вынесенного должностным лицом постановления, при этом возможность устранения нарушения, допущенного при составлении протокола об административном правонарушении, утрачена.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, поскольку протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований КоАП РФ, прихожу к выводу о том, что постановление заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Гусь-Хрустального района УФССП России по Владимирской области Жигаловой Н.Н. № 128/22/33007-АП от 15.04.2022 г. подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу главы администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области удовлетворить.

Постановление заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Гусь-Хрустального района УФССП России по Владимирской области Жигаловой Н.Н. № 128/22/33007-АП от 15.04.2022 г. о привлечении администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ отменить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии данного решения.

Судья Е.В. Забродченко