ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-490/2017 от 09.02.2018 Кировского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 12-51/2018

Мировой судья Лаврова А.Н.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Судья Кировского районного суда г.Новосибирска Гайворонская О.В.,

при секретаре Ахремовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Алексеева В. В.ича на постановление мирового судьи <данные изъяты>-го судебного участка Кировского судебного района г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 5.57 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Судом установлено, что прокуратурой Кировского района города Новосибирска, во исполнение поручения прокуратуры города Новосибирска, на основании решения исполняющего обязанности прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка исполнения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа », расположенным по адресу: <адрес> федерального законодательства, в том числе законодательства об образовании.

Постановлением мирового судьи <данные изъяты>-го судебного участка Кировского района г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа » Алексеев В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании санкции которой назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Алексеев В.В. с указанным постановлением не согласился, в связи с чем подал жалобу, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В обоснование жалобы указывает, что постановление мирового судьи нельзя признать обоснованными, вывод мирового судьи и мотивы, по которым он пришел к такому выводу, являются ошибочными. Согласно Устава МБОУ города Новосибирска СОШ является некоммерческой организацией. Собственником имущества Бюджетного учреждения является муниципальное образование - город Новосибирск. Учредителем Бюджетного учреждения является муниципальное образование - город Новосибирск в лице мэрии города Новосибирска. Уставом МБОУ города Новосибирска СОШ установлено, что источником формирования имущества и финансовых ресурсов Бюджетного учреждения являются, в том числе: средства бюджета, выделяемые для обеспечения выполнения Бюджетным учреждением муниципального задания; средства добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц; внебюджетные средства. ДД.ММ.ГГГГ МБОУ города Новосибирска СОШ издан приказ об утверждении Положения о Попечительском совете, в Положении указаны его основные задачи и направления деятельности, а именно, осуществление благотворительной деятельности на нужды общеобразовательного учреждения. Попечительский совет МБОУ города Новосибирска СОШ по своей организационно-правовой форме является общественной организацией, действующей на основе принципов компетентности, добросовестности, добровольности и безвозмездности участия в его работе в целях совершенствования и развития образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении. МБОУ города Новосибирска СОШ имеет право привлекать в порядке, установленном законодательством, дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований. При этом привлечение дополнительных средств не влечет снижение размеров финансирования школы за счет учредителя. Взносы с родителей принимает человек, полномочия которому делегируются решением Попечительского совета. Попечительский совет отчитывается о расходовании пожертвований и дополнительных финансовых средств, в том числе путем доведения соответствующей информации до сведения родителей на общешкольных родительских собраниях, на информационном стенде образовательного учреждения. Приведенные и иные содержащиеся в материалах дела данные свидетельствуют о том, что денежные средства поступают в попечительский совет, поступление и расходование денежных средств полностью контролируется попечительским советом. Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что денежные средства вносятся родителями обучающихся в виде пожертвований и исключительно на добровольной основе. Норм, запрещающих образовательным учреждениям получать такие пожертвования, законодательство об образовании не содержит. Вывод мирового судьи, что для родителей обучающихся при внесении средств пожертвований не соблюдается принцип доступности и бесплатности образования, не основан на фактических обстоятельствах дела. Данных, указывающих на то, что взносы родителей носят принудительный характер, а невнесение денежных средств влечет какие-либо последствия, ограничивающие или нарушающие права обучающихся (отчисление, не принятие в учебное учреждение), в материалах дела не содержится и фактически отсутствуют. Денежные средства поступали от родителей в попечительский совет на улучшение условий обучающихся исключительно на добровольной основе. Исходя из добровольности производимых взносов, отсутствуют основания для вывода о том, что внесение родителями денежных средств в целях улучшения условий обучающихся повлекло нарушение или ограничение их права на получение общедоступного и бесплатного образования. Данных, указывающих на незаконное нарушение или ограничение такого права, материалы дела не содержатся, соответствующих доказательств в ходе производства по делу не добыто, что с учетом конкретных обстоятельств дела не позволяет признать обоснованным вывод о виновности директора МБОУ города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа » Алексеева В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании лицо, подавшее жалобу Алексеев В.В. и его представитель доводы жалобы поддержали, просили жалобу удовлетворить, отменить постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ. При этом Алексеев В.В. указал, что в его действиях отсутствует состав, так как он никаких действий не совершал по установлению каких-либо тарифов. Кроме того указал, что все взносы являются добровольными и вносятся в попечительский совет. Размер взноса обсуждается и утверждается на родительском собрании с предложения попечительского совета.

Представитель прокуратуры Кировского района г Новосибирска в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы. Указала, что объективная сторона правонарушения по нарушению права на бесплатное образование заключается в действиях Алексеева В.В. по составлению и утверждению сметы расходов на работы и материалы, в которой также прописывается размер взноса с ученика и сроки сдачи.

Судья, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и представленные доказательства, приходит к нижеследующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6. КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленной жалобы Алексеева В.В. и отмене постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям.

В соответствии с ч. ст. 30.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано и опротестовано в порядке и лицами, установленными законом.

В соответствии со ст. 5.57 КоАП РФ нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении в числе иных обстоятельств подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается, в том числе в нарушении или незаконном ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования.

Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).

В пункте 1 статьи 2 данного Закона образование определено как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Частью 3 статьи 5 Закона об образовании также установлено, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (часть 4 статьи 5 Закона об образовании).

В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов также относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Как следует из материалов дела прокуратурой Кировского района города Новосибирска, во исполнение поручения прокуратуры города Новосибирска, на основании решения исполняющего обязанности прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка исполнения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа », расположенным по адресу: <адрес> федерального законодательства, в том числе законодательства об образовании. Возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа » Алексеева В.В.

В ходе проверки установлено, что МБОУ СОШ , расположенное по указанному адресу, является самостоятельным юридическим лицом, имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования по профессиям, специальностям направлениям подготовки ( для профессионального образования) по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к лицензии, действует на основании устава. В соответствии с приказом -н от ДД.ММ.ГГГГ, директором МБОУ СОШ назначен Алексеев В.В.

Согласно Уставу МБОУ СОШ (п. 7.3), в учреждении сформирован и функционирует Попечительский совет.

Согласно положению о Попечительском совете МБОУ СОШ , утвержденном ДД.ММ.ГГГГ директором школы, Попечительский совет представляет интересы родителей учащихся и других физических и юридических лиц перед администрацией образовательной организации с целью оказания помощи в укреплении учебно-материальной базы школы и активного вовлечения родителей, физических и юридических лиц для организации и совершенствования образовательного процесса, улучшения условий труда обучающихся, педагогических работников.

Основными задачами Попечительского совета образовательного учреждения, в том числе являются: приобретение оборудования, материалов, средств вычислительной и организационной техники, необходимых для учебного процесса; осуществление благотворительной деятельности.

Ежегодно директором МБОУ СОШ утверждается план работы школы и попечительского совета, согласованный с председателем Попечительского совета.

Также перед каждым учебным годом составляется смета расходов на работу и материалы для подготовки школы к новому учебному году, которая содержит, в том числе сведения о планируемом размере привлеченных «родительских денежных средств» на предстоящие расходы, а также деление общей суммы «родительских средств» на каждого учащегося с указанием даты, в срок до которой необходимо родителям внести денежные средства. После чего в сентябре (перед началом учебного года) и в январе (начале календарного года) директор МБОУ СОШ выступая на общешкольных родительских собраниях, на которых присутствуют представители родительских комитетов от каждого класса школы, предлагает определить сумму и произвести сбор денежных средств с родителей учащихся учреждения на ремонт школы в сумме <данные изъяты> рублей (с семьи, в которой обучается двое и более детей - по <данные изъяты> рублей) за каждого обучающегося (до ДД.ММ.ГГГГ) и на поддержание жизнеобеспечения школы в сумме <данные изъяты> рублей (ежемесячно). После проведенных общешкольных родительских собраний представители родительских комитетов доводят до сведения родителей учащихся каждого класса школа обсуждаемые на таких общешкольных собрания вопросы, в том числе необходимости внесения в Попечительский совет школы денежных средств в указанных размерах.

В течение учебного года родители учащихся вносят в Попечительский совет МБОУ СОШ , через библиотекаря школы - ФИО 1, которой делегированы полномочия председателя Попечительского совета МБОУ СОШ в части сбора денежных средств с родителей учащихся, денежные средства в установленных размерах, что подтверждается копиями реестров об оплате и копиями приходных кассовых ордеров.

После чего библиотекарь школы дважды в месяц передает председателю Попечительского совета школы собранные денежные средства, о чем ставится запись в соответствующем журнале.

Собранные денежные средства расходуются Попечительским советом школы на ремонт МБОУ СОШ , а также на приобретение по заявке директора школа товарно-материальных ценностей для учреждения.

Вышеуказанный порядок сбора денежных средств с родителей учащихся школы проводится в образовательной организации ежегодно, в том числе данные мероприятия запланированы на текущий учебный год, что подтверждается сметой расходов на работу и материалы для подготовки школы к новому <данные изъяты> учебному году и планом школы и Попечительского совета МБОУ СОШ на <данные изъяты> учебный год.

Поскольку должностным лицом МБОУ СОШ - директором ежегодно принимались меры по сбору с родителей учащихся денежных средств, а также запланированы мероприятия по сбору таких средств в текущем учебном году, что подтверждается вышеуказанной сметой расходов на работу и материалы для подготовки школы к новому <данные изъяты> учебному году и планом школы и Попечительского совета МБОУ СОШ на <данные изъяты> учебный год, правонарушение, совершенное директором МБОУ СОШ является длящимся. Дата выявлена правонарушения - дата проведения прокурорской проверки: ДД.ММ.ГГГГ.

Мировым судьей <данные изъяты>го судебного участка Кировского судебного района г. Новосибирска сделан вывод о наличии в действиях Алексеева В.В. вины в совершении административного правонарушения, установленной ч. 1 ст. 5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде нарушения права на образование, выразившееся в нарушении права на получение общедоступного и бесплатного образования.

Однако с таким выводом согласиться нельзя.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон о благотворительной деятельности) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Согласно статье 2 названного Закона благотворительная деятельность осуществляется, в том числе в целях содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности.

В силу статьи 5 Закона о благотворительной деятельности благотворителями являются лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах, перечисленных в указанной норме, в частности, в форме бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств. Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Пожертвованием в соответствии с пунктом 1 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права.

Согласно положению о Попечительском совете МБОУ СОШ , утвержденном ДД.ММ.ГГГГ директором школы, основными задачами Попечительского совета образовательного учреждения являются:-содействие развитию системы непрерывного экономического, духовного и нравственного воспитания педагогов и обучающихся, формирование их деловых и профессиональных качеств; поддержка новых форм научно-исследовательской деятельности, становление и развитие научных школ образовательного учреждения; содействие в привлечении иностранных специалистов и зарубежных фирм для исследования и разработки новых методов и форм образования; инициативное содействие установлению и развитию международного научного, технического и культурного сотрудничества образовательного учреждения, заключению взаимовыгодных контактов; приобретение оборудования, материалов, средств вычислительной и организационной техники, необходимых для учебного процесса; осуществление благотворительной-деятельности. Попечительский совет возглавляет избранный большинством совета председатель. Решения попечительского совета принимаются на его заседаниях, проводимых ежеквартально, согласно плану работы Внеочередные заседания могут быть созваны его председателем по мере необходимости или по требования членов попечительского совета. Решения Попечительского совета оформляются протоколами которые подписываются председательствующим и секретарем, ведущим протокол судебного заседания. Попечительский совет совместно с учредителем (учредителями) осуществляет контроль за исполнением финансовых средств, выделяемых образовательному учреждению по линии фонда попечителей.

Согласно протоколу собрания попечительского совета от ДД.ММ.ГГГГ Председателем попечительского совета выбрана ФИО 2 Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ сбор добровольных пожертвований родителей делегирован ФИО 1 – заведующей школьной библиотекой. Выпиской из Решения общешкольного родительского собрания от ДД.ММ.ГГГГ определена сумма ежемесячного добровольного взноса на поддержание жизнеобеспечения школы и выполнения оперативных хозяйственно – экономических вопросов в сумме <данные изъяты> руб., Выпиской из Решения общешкольного родительского собрания от ДД.ММ.ГГГГ, сметой расходов на работу и материалы для подготовки школы к новому <данные изъяты> учебному году предусмотрены следующие сборы: с одного ученика <данные изъяты> руб., с двух и более детей по <данные изъяты> руб. за каждого ученика, срок сдачи до ДД.ММ.ГГГГ. Сметой расходов на работу и материалы для подготовки школы к новому <данные изъяты> учебному году предусмотрены следующие сборы: с одного ученика <данные изъяты> руб., с многодетных и малообеспеченных семей по <данные изъяты> руб. за каждого ученика, срок сдачи до ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения дела не установлено и не нашло свое подтверждение утверждение Прокуратуры Кировского района города Новосибирска, что сметы расходов на работы и материалы для подготовки школы к новому году и деление данных расходов на каждого ученика, составляется директором школы Алексеевым В.В. либо согласовывается с с директором образовательной организации.

В материалах дела содержатся ведомости учета родительских средств, проходные кассовые ордера о принятии денежных средств от родителей учащихся, локально – сметный расчет, трудовые соглашения, расходные кассовые ордера и инфе документы, подтверждающие расходы денежных средств, из которых следует, что добровольные пожертвования родителей потрачены на улучшение условий для получения обучающимися образования.

При этом денежные средства поступали в попечительский совет. Попечительский совет отчитывается о расходовании денежных средств путем доведения соответствующей информации до сведения родителей на родительских собраниях.

Приведенные и иные содержащиеся в материалах дела данные свидетельствуют о том, что денежные средства поступают в попечительский совет, поступление и расходование денежных средств полностью контролируется попечительским советом.

Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что денежные средства вносятся родителями обучающихся в виде пожертвований и исключительно на добровольной основе.

Норм, запрещающих образовательным учреждениям получать такие пожертвования, законодательство об образовании не содержит.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации на принятие пожертвования не требуется чьего-либо согласия или разрешения.

Вывод мирового судьи о том, что он считает вину должностного лица - директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа » Алексеева В.В. в совершении административного правонарушения установленной и квалифицирует его действия по части 1 статьи 5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях как нарушение права на образование, выразившееся в нарушении права на получение общедоступного и бесплатного образования, не основан на материалах дела.

Данных, указывающих на то, что взносы родителей носят принудительный характер, а невнесение денежных средств влечет какие-либо последствия, ограничивающие или нарушающие права обучающихся, в том числе на бесплатной образование, в материалах дела не содержится, суду не представлено.

Напротив, материалами дела объективно подтверждено и в ходе производства по делу судом установлено, что денежные средства поступали от родителей в попечительский совет на улучшение условий обучающихся исключительно на добровольной основе.

Исходя из добровольности производимых взносов, отсутствуют основания для вывода о том, что внесение родителями денежных средств в целях улучшения условий обучающихся повлекло нарушение или ограничение их права на получение общедоступного и бесплатного образования.

Данных, указывающих на незаконное нарушение или ограничение такого права, материалы дела не содержат, соответствующих доказательств в ходе производства по делу не добыто, что с учетом конкретных обстоятельств дела не позволяет признать обоснованным вывод мирового судьи о виновности директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа » Алексеева В.В. в совершении административного правонарушения установленной и квалифицирует его действия по части 1 статьи 5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи мирового судьи 6-го судебного участка Кировского судебного района г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа » Алексеева В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи <данные изъяты>-го судебного участка Кировского судебного района г. Новосибирска в отношении Директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа » Алексеева В. В.ича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить. Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалобу Директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа » Алексеева В. В.ича удовлетворить.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения

Судья /подпись/ Гайворонская О.В.

Копия верна

Судья