ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-490/2017 от 18.08.2017 Орджоникидзевского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№ 12 - 490/2017

Р Е Ш Е Н И Е

18 августа 2017 года г. Уфа

Судья Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Даренских В.Г.,

с участием должностного лица - главного инженера ООО «Уфимский завод каркасного домостроения» ФИО1, защитника Зайнетдиновой З.Ш.,

государственного инспектора РБ в области охраны окружающей среды Уфимского территориального управления Минэкологии РБ ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица ФИО1 на постановление, вынесенное государственным инспектором РБ в области охраны окружающей среды Уфимского территориального управления Минэкологии РБ ФИО2 от 14.07.2017 г. о назначении административного наказания, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора РБ в области охраны окружающей среды Уфимского территориального управления Минэкологии РБ ФИО2 от 14.07.2017 г. вынесено постановление о назначении административного наказания, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ в отношении главного инженера ООО «УЗКД» ФИО1, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить состоявшееся постановление, т.к. указание на непредставление обществом технического отчета не соответствует действительности; периодичность инвентаризации отходов не установлена, и в действиях УЗКД отсутствует состав административного правонарушения; жидкие отходы, не подлежат инвентаризации в качестве отходов и нормативы на них утверждению не подлежат; журнал учета движения отходов велся и предоставлялся инспектору.

В судебном заседании заявитель и его защитник доводы жалобы поддержали.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно представленным материалам дела, по результатам проведения Уфимским территориальным управлением Минэкологии РБ в период с 05 по 30 июня 2017 года плановой выездной проверки ООО «УЗКД» требований законодательства в области охраны окружающей среды установлено, что являясь должностным лицом главный инженер ФИО1 не принял все зависящие от него меры по соблюдению природоохранных требований, а именно не обеспечил: проведение инвентаризации утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для древесных отходов в виде срезок и опилок, жидких отходов (хозяйственно-фекальных стоков); представление технического отчета по обращению с отходами производства и потребления, ведение журнала учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Вина ФИО1 подтверждается: распоряжением от 22 мая 2017 г. о проведении плановой выездной проверки, актом проверки от 28.06.2017 г., протоколом об административном правонарушении №321 –ШИМ от 05.07.2017 г.

В соответствии с ч.2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления", применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017), в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

Согласно п. 12 Приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" и методическими указаниями Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 августа 2014 г. N 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - технический отчет).

Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении (вручении) с указанием даты или дата почтового отправления.

Согласно нормам ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления" Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Приказом «О назначении лиц, ответственных за охрану окружающей среды по обращению с отходами I-IV класса опасности» от 19.12.2016 г. №67, ответственным лицом за охрану окружающей среды назначен главный инженер ФИО1

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Уфимским территориальным управлением Министерства природопользования и экологии РБ действия должностного лица ФИО1 верно квалифицированы по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы о том, что указание в протоколе об административном правонарушении от 05.07.2017 о непредставлении ООО «УЗКД» технического отчета не соответствует действительности, опровергаются представленными материалами дела, согласно которых на момент рассмотрения дела об административном правонарушении копии почтового уведомления, подтверждающего сдачу технического отчета по обращению с отходами юридическим лицом в Управление Росприроднадзора по РБ в установленный законом срок, в постановлении об административном правонарушении сделана соответствующая запись.

Как усматривается из материалов дела, и протокола об административном правонарушении, журнал должностному лицу не представлялся в материалах дела отсутствовал, о чем сделана соответствующая запись в акте проверки от 28.06.2017 года.

В жалобе ФИО1 связывает непредставление журнала учета движения отходов с увольнением предыдущего сотрудника по охране труда, однако согласно приказу от 19.12.2016 № 67, ответственным за охрану окружающей среды и по обращению с отходами 1-4 класса опасности назначен главный инженер предприятия ФИО1

Журнал учета движения отходов, заполненный по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, представлен Обществом лишь при рассмотрении дела об административном правонарушении, т.е. 14.07.2017. Соответственно, ООО «УЗКД» не велся учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Так, в журнале приведены сведения об учете образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов за 2016 год и за 1-2 кварталы 2017 года. Доводы, приведенным в письменном объяснении ООО «УЗКД», об отсутствии указаний в действующем законодательстве периодичности проведения инвентаризации отходов, не состоятельны, т.к. информация о вновь образованных отходах от деятельности пилорамы, арендованной с 15.05.2017 года, согласно договору аренды от 15.05.2017 № 1/А-17, заключенного с ООО «ЖелезоБетонСтройКаркас», должна присутствовать в журнале учета движения отходов; на момент проведения проверки инспектором зафиксировано наличие древесных отходов, стружки на территории пилорамы. Однако, в представленном на рассмотрение дела журнале учета движения отходов за 2 квартал 2017 года, образование древесных отходов не указано, что свидетельствует о ненадлежащем учете отходов производства и потребления на предприятии.

По доводу об отнесении жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям силами МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» на основании договора от 03.02.2017 № 4476 к сточным водам, должностное лицо считает, что согласно договору, актам выполненных работ, указанные отходы подлежат нормированию в соответствии с законодательством в области обращения с отходами производства и потребления. Однако, согласно «Федеральному классификационному каталогу отходов», утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июля 2014 г. N 445, указанные отходы включены в блок «Отходы коммунальные жидкие».

Согласно ч.2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В рассматриваемом случае оснований для отмены постановления государственного инспектора РБ в области охраны окружающей среды Уфимского территориального управления Минэкологии РБ ФИО2, суд не усматривает.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах, установленных ст.8.2 КоАП РФ.

Нарушений норм законодательства, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления, не допущено.

На основании ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора РБ в области охраны окружающей среды Уфимского территориального управления Минэкологии РБ ФИО2 от 14.07.2017 года, вынесенное в отношении должностного лица - главного инженера ООО «Уфимский завод каркасного домостроения» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение по жалобе может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья В.Г. Даренских