№ 12 - 491/2017
Р Е Ш Е Н И Е
18 августа 2017 года г. Уфа
Судья Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Даренских В.Г.,
с участием представителя ООО «Уфимский завод каркасного домостроения» ФИО1,
государственного инспектора РБ в области охраны окружающей среды Уфимского территориального управления Минэкологии РБ ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Уфимский завод каркасного домостроения» ФИО3 на постановление, вынесенное государственным инспектором РБ в области охраны окружающей среды Уфимского территориального управления Минэкологии РБ ФИО2 от 14.07.2017 г. о назначении административного наказания, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Уфимский завод каркасного домостроения»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РБ в области охраны окружающей среды Уфимского территориального управления Минэкологии РБ ФИО2 от 14.07.2017 г. вынесено постановление о назначении административного наказания, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Уфимский завод каркасного домостроения» (далее по тексту ООО «УЗКД») и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Генеральный директор ООО «Уфимский завод каркасного домостроения» ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить состоявшееся постановление, т.к. указание на непредставление ООО технического отчета не соответствует действительности; распиловка древесины с помощью циркулярной пилы и ленточной пилорамы до мая 2017 года не производилось, ООО покупало готовые брусы, что подтверждается товарными накладными; периодичность инвентаризации отходов не установлена, и в действиях УЗКД отсутствует состав административного правонарушения; жидкие отходы, не подлежат инвентаризации в качестве отходов и нормативы на них утверждению не подлежат; журнал учета движения отходов велся и предоставлялся инспектору.
В судебном заседании представитель юридического лица ФИО1 доводы жалобы поддержала.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно представленным материалам дела, по результатам проведения Уфимским территориальным управлением Минэкологии РБ в период с 05 по 30 июня 2017 года плановой выездной проверки ООО «УЗКД» требований законодательства в области охраны окружающей среды установила, что ООО «УЗКД», обязанное соблюдать требования природоохранного законодательства Российской Федерации, осуществляет свою деятельность с их нарушением. По данному факту 05 июля 2017 г. был составлен протокол об административном правонарушении.
В ходе проведенной плановой выездной Уфимского территориального управления Минэкологии РБ установлено, что в ходе производственной деятельности ООО «УЗКД» образуются отходы производства и потребления, а именно: древесные отходы в виде срезок и опилок, жидких отходов (хозяйственно-фекальные стоки) в отсутствие нормативов образования и лимитов на их размещение; непредставление технического отчета по обращению с отходами производства и потребления за 2016 год в Уфимское ТУ Минэкологии РБ; отсутствие учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Вина ООО «УЗКД» подтверждается: распоряжением от 22 мая 2017 г. о проведении плановой выездной проверки, актом проверки от 28.06.2017 г., протоколом об административном правонарушении №320 – ШИМ от 05.07.2017 г.
В соответствии с ч.2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления", применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017), в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
Согласно п. 12 Приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" и методическими указаниями Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 августа 2014 г. N 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - технический отчет).
Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении (вручении) с указанием даты или дата почтового отправления.
Согласно нормам ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления" Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Уфимским территориальным управлением Министерства природопользования и экологии РБ действия ООО «УЗКД» верно квалифицированы по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством России предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы о том, что указание в протоколе об административном правонарушении от 05.07.2017 о непредставлении ООО «УЗКД» технического отчета не соответствует действительности, опровергаются представленными материалами дела, согласно которых на момент рассмотрения дела об административном правонарушении копии почтового уведомления, подтверждающего сдачу технического отчета по обращению с отходами юридическим лицом в Управление Росприроднадзора по РБ в установленный законом срок, в постановлении об административном правонарушении сделана соответствующая запись.
Как усматривается из материалов дела, и протокола об административном правонарушении, журнал должностному лицу не представлялся, в материалах дела отсутствовал, о чем сделана соответствующая запись в акте проверки от 28.06.2017 года.
Журнал учета движения отходов, заполненный по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, представлен Обществом лишь при рассмотрении дела об административном правонарушении, т.е. 14.07.2017. Соответственно, ООО «УЗКД» не велся учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В журнале приведены сведения об учете образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов за 2016 год и за 1-2 кварталы 2017 года. По доводам, приведенным в письменном объяснении ООО «УЗКД», об отсутствии указаний в действующем законодательстве периодичности проведения инвентаризации отходов, считаю, что информация о вновь образованных отходах от деятельности пилорамы, арендованной с 15.05.2017 года, согласно договору аренды от 15.05.2017 № 1/А-17, заключенного с ООО «ЖелезоБетонСтройКаркас», должна присутствовать в журнале учета движения отходов; на момент проведения проверки инспектором зафиксировано наличие древесных отходов, стружки на территории пилорамы. Однако, в представленном на рассмотрение дела журнале учета движения отходов за 2 квартал 2017 года, образование древесных отходов не указано, что свидетельствует о ненадлежащем учете отходов производства и потребления на предприятии.
Доводы ООО «УЗКД» об отнесении жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям силами МУП «<данные изъяты> по уборке города» на основании договора от 03.02.2017 № 4476 к сточным водам, не состоятельны, т.к. согласно «Федеральному классификационному каталогу отходов», утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июля 2014 г. N 445, указанные отходы включены в блок «Отходы коммунальные жидкие».
Выездная плановая проверка в отношении ООО «УЗКД» проводилась на основании Распоряжения органа государственного контроля о проведении плановой выездной проверки от 22.05.2017 № 01-18/70. Перечень документов, представление которых ООО «УЗКД» необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, указан в распоряжении.
Суд не находит оснований для отмены постановления государственного инспектора РБ в области охраны окружающей среды Уфимского территориального управления Минэкологии РБ ФИО2 в отношении ООО «УЗКД».
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных ст.8.2 КоАП РФ.
Нарушений норм законодательства, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления, не допущено.
На основании ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора РБ в области охраны окружающей среды Уфимского территориального управления Минэкологии РБ ФИО2 от 14.07.2017 года, вынесенное в отношении ООО «Уфимский завод каркасного домостроения» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Уфимский завод каркасного домостроения» ФИО3 – без удовлетворения.
Решение по жалобе может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья В.Г. Даренских