ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-492/18 от 01.10.2018 Люберецкого городского суда (Московская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

<адрес> 1 октября 2018 года

Судья Люберецкого городского суда Московской области Нестерова О.А., при секретаре Ломаченковой К.А., рассмотрев жалобу фио2» на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды, консультанта отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства экологии и природопользования ДД.ММ.ГГ о привлечении фио2» к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ,

установил:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды, консультанта отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства экологии и природопользования Московской области от ДД.ММ.ГГфио2 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 175 000 рублей, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, а именно: не предоставление отчетности о деятельности общества, связанной с потреблением, размещением и утилизацией отходов.

Не согласившись с вынесенным постановлением, фио2» обжалует его как незаконное и необоснованное. Постановление вынесено в отсутствие представителя общества.

Представитель фио2» в судебном заседании поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, просил постановление отменить. Показал, что должностным лицом виновность общества не установлена, поскольку земельный участок обществу не принадлежит.

Представитель министерства экологии и природопользования МО фио просила постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Земельный участок открытый, их привлекли в качестве специалистов, приехали со своей лабораторией. На участок приезжали грузовики фио2 у которого один и тот же руководитель, учредители и работники, что и у фио2 При обследовании участка установили, что зола у реки лежит аналогичная (заключение эксперта), что и на земле, принадлежащей обществу. фио2 не предоставило доказательств каким образом и где утилизируется зола, такого оборудования на участках нет, т.е. машины с мусором приходят с мусоросжигательных заводов (зола и другие), а как ее утилизируют при отсутствии оборудования не известно и общество ответить не смогло. На момент проверки оборудование было сломано. Общество является единственным предприятием в Московской области и Москве, которое занимается утилизацией золы. И принимает отходы от мусоросжигательных заводов. Камазы данные отходы вываливали на земельные участки, в том числе у реки.

Исследовав материалы дела, доводы сторон, жалобы, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КРФоАП задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Ст. 26.2 КРФоАП указывает, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,…. устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ- административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу частит 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны состава административного правонарушения.

Согласно постановлению, ДД.ММ.ГГ в 14 часов 00 минут установлено, что фио2 допущено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, выразившееся в несанкционированном размещении отхода IV класса опасности на земельном участке с кадастровым номером (в районе реки Чернавка) (<адрес>, д. Мотяково).

Основанием для проведения проверки явилось обращение по вопросу несанкционированного размещения фио2 отхода, образовавшегося в результате термической обработки твердых бытовых отходов (зола) на мусоросжигательном заводе <адрес> (вх. от ДД.ММ.ГГ).

Согласно вышеуказанной лицензии Общество осуществляет сбор, транспортирование, обезвреживание и утилизацию отходов III-IV класса опасности, в том числе отходов IV класса опасности «Отходы газоочистки при сжигании твердых коммунальных отходов малоопасные» () и «Зола от сжигания отходов потребления на производстве, подобных коммунальным» (

Для осуществления вышеуказанного вида деятельности Общество арендует у физических лиц фио, фио и фио земельный участок с кадастровым номером (категория земель – земли населенных пунктов) общей площадью 7 000,0 кв. м с сооружением (разворотная площадка) площадью 4000,0 кв. м по адресу: <адрес> (промышленная зона) (согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГ №б/н, от ДД.ММ.ГГ №б/н).

Общество так же арендовало с ДД.ММ.ГГ у физических лиц фио, фио, фио земельный участок с кадастровым номером общей площадью 46 203,0 кв. с сооружением (разворотная площадка) общей площадью 6 727,0 кв. м по адресу: <адрес> в районе полей аэрации вблизи <адрес> по улице <адрес> (согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГ №б/н). Согласно письму Общества, по состоянию на «27» ноября 2017 г. вышеуказанный земельный участок в аренде у Общества отсутствует.

Обществом заключен с фио2 договор аренды технического оборудования от ДД.ММ.ГГ №б/н. Согласно вышеуказанному договору Общество арендует у фио2» техническое оборудование по сортировке отходов, пресс для упаковки и обвязки мусора производства Китайской народной республики, технологическую линию первичной переработки отходов, дробилку щековую ДЩ-500, вибрационный грохот сортировки сыпучих материалов и отходов модель , термодеструкционную установку фио2», бункер для приема, резервуар для жидких отходов. Кроме того, согласно лицензионному делу 2016 г., переданному в Министерство Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, Общество приобрело в собственность у фио2 сепарационную линию ReSoLine T/5027 (договор поставки -Э/16 от ДД.ММ.ГГ).

Министерством в ходе проведения административного расследования истребованы у фио2 (Определение об истребовании сведений от ДД.ММ.ГГ) и у фио2 (Определения об истребовании сведений от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ г.) необходимые сведения и документы.

Согласно документам, представленным в Министерство ГУП «Экотехпром» (исх. от ДД.ММ.ГГ), Обществом заключены с фио2 договоры от ДД.ММ.ГГ-ЭТП, от ДД.ММ.ГГ-ЭТП на оказание услуг по обращению с отходами - сбор, транспортирование, утилизация (обезвреживание) отходов от газоочистки при сжигании твердых коммунальных отходов малоопасных (зола от термического обезвреживания твердых коммунальных отходов) (далее – Зола), находящихся на объектах ГУП «Экотехпром» (Спецзавод ) в соответствии с Техническим заданием.

В соответствии с Техническим заданием (Приложение к договорам от ДД.ММ.ГГ-ЭТП, от ДД.ММ.ГГ) Общество доставляет Золу к месту осуществления лицензируемого вида: обезвреживание и утилизация по адресу: <адрес>, д.<адрес>, д. Машково (промышленная зона).

Согласно п. 1.2 договора от ДД.ММ.ГГ-ЭТП Общество принимает на себя ответственность за соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности по обращению с опасными отходами. В соответствии с п. 1.3 договора от ДД.ММ.ГГ-ЭТП Общество обязуется нести бремя содержания отходов, и обязанности собственника отходов и природопользователя.

Согласно представленным фио2 документам (исх. от ДД.ММ.ГГ Обществом заключен с фио2 договор от ДД.ММ.ГГ на оказание услуг по обращению с отходами газоочистки при сжигании твердых коммунальных отходов малоопасные IV класса опасности, имеющим код по образующимися в рукавных фильтрах (далее - Зола). Услуги по обращению с вышеуказанным отходом включают: сбор, транспортирование, обезвреживание и утилизацию. Срок действия вышеуказанного договора составляет с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ

В соответствии с п. 10 Приложения к Договору оказания услуг от ДД.ММ.ГГ Общество принимает отходы по адресу: , <адрес>А. Мусоросжигательный завод . Технологическая линия , . Общество транспортирует отходы на площадку приема отходов производства и потребления, расположенную по адресу: <адрес> (промышленная зона), кадастровый номер земельного участка 50:22:0060606:211, и на этой площадке обезвреживает и утилизирует отходы.

Согласно п. 11 Приложений к Договорам оказания услуг от ДД.ММ.ГГ право собственности на отходы переходит от фио2» к Обществу в момент передачи отходов по адресу: , <адрес>А.

В соответствии с п. 3 Приложений к Договорам оказания услуг от ДД.ММ.ГГ все услуги должны выполняться качественно и в срок, с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм, правил и фио безопасности, экологических требований и в соответствии с нормативными правовыми актами и законодательством Российской Федерации для данного вида оказания услуг.

Факт приема Обществом от фио2» в период с января по сентябрь 2017 <адрес> в целях сбора, транспортирования, обезвреживания и утилизации на площадке приема отходов производства и потребления, расположенной по адресу: МО, <адрес> (промышленная зона), подтверждается актами выполненных работ (услуг).

Факт приема Обществом в период с ноября 2016 г. по сентябрь 2017 г. от ГУП «Экотехпром» Золы в целях сбора, транспортирования, обезвреживания и утилизации на площадке приема отходов производства и потребления, расположенной по адресу: МО, <адрес>, <адрес>.<адрес> (промышленная зона), подтверждается Актами выполненных работ (услуг).

Сведения о том, каким образом Общество осуществило обезвреживание и утилизацию вышеуказанных отходов, в Министерство в ходе административного расследования Обществом не представлены.

ДД.ММ.ГГ. в ходе проведения административного расследования, сотрудниками Министерства был осуществлен выезд на площадки, расположенные по адресу: <адрес>, г.<адрес>, д. Машково в районе полей аэрации вблизи <адрес> по улице <адрес> и <адрес>, промзона. По результатам осмотра составлены протоколы об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ соответственно. В ходе осмотра велась фото- и видео съемка на фотоаппарат .Кроме того, ДД.ММ.ГГ. сотрудниками Министерства был осуществлен выезд и произведен осмотр территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером и территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером . В ходе осмотра велась фото- и видео съемка на фотоаппарат Canon 550D; так же проводилась видеосъемка сверху земельных участков с кадастровыми номерами , при помощи квадрокоптера. По результатам осмотра составлен Акт обследования территории (акватории) при рассмотрении обращения с выездом на место от ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГДД.ММ.ГГ г. сотрудниками Министерства совместно с сотрудником Люберецкой городской прокуратурой фио осуществлен осмотр одной из частей земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, д. Машково в районе полей аэрации вблизи <адрес> по улице <адрес> (кадастровый ); и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, промзона (кадастровый ).

«ДД.ММ.ГГ. в ходе осмотра сотрудниками аккредитованной лаборатории фио1 отобраны пробы отходов. В ходе отбора проб велась фото- и видео съемка на фотоаппарат .

Кроме того, видеосъемка сверху квадрокоптером земельных участков с кадастровыми номерами , проведенная «03» ноября 2017 г. в ходе осмотра прилегающей территории (Акт обследования территории (акватории) при рассмотрении обращения с выездом на место от ДД.ММ.ГГ), показала, что на территории двух огороженных частей земельного участка с кадастровым номером 50:22:0060606:307, на которые сотрудникам Министерства и Люберецкой городской прокуратуры был ограничен доступ ДД.ММ.ГГ г. расположены многочисленные навалы твердого вещества серого цвета неизвестного происхождения (предположительно отходы Шлаков и Золы, образовавшихся в результате термического обезвреживания твердых коммунальных отходов) (фото-таблица № от ДД.ММ.ГГ). Навалы вышеуказанного твердого вещества серого цвета располагались, в том числе, и на той части земельного участка с кадастровым номером , обследование которой проводилось «26» октября 2017 г. в присутствии одного из собственников земельного участка фио, и на которой находится оборудование, предназначенное для обращения с отходами и на правах аренды принадлежащее Обществу.

Факт расположения навалов твердого вещества серого цвета на части земельного участка с кадастровым номером подтверждается и фотографиями, сделанными ДД.ММ.ГГ. (№ от ДД.ММ.ГГ).

Позже, «23» и «27» ноября 2017 г. в ходе осмотра сотрудниками Министерства совместно с сотрудником Люберецкой городской прокуратуры земельного участка с кадастровым номером выявлены такие же навалы твердого вещества серого цвета неизвестного происхождения (фотографии № от ДД.ММ.ГГ, № от ДД.ММ.ГГ). Согласно Экспертному заключению от ДД.ММ.ГГ вышеуказанное твердое вещество серого цвета является отходами IV класса опасности и по морфологическому составу может быть отнесено к отходу «Шлак от термического обезвреживания твердых коммунальных отходов» и отходу «Зола от сжигания отходов потребления на производстве, подобных коммунальным» (

«27» ноября 2017 г. сотрудниками Министерства осуществлен осмотр земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. В ходе осмотра установлено, что вышеуказанный земельный участок не огорожен и заполнен строительными отходами и грунтами. Среди строительных отходов и грунтов в районе реки Чернавка выявлены навалы вещества серого цвета неизвестного происхождения (предположительно Зола). В ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером сотрудниками аккредитованной лаборатории фио2 осуществлен отбор проб вышеуказанного вещества серого цвета. В ходе отбора проб велась фото- и видео съемка на фотоаппарат Canon 550D (фото-таблицы № от ДД.ММ.ГГ).

Согласно Экспертному заключению от ДД.ММ.ГГ вышеуказанное вещество серого цвета является отходом IV класса опасности и по морфологическому составу соответствует отходу «Зола от сжигания отходов потребления на производстве, подобных коммунальным» (.

Объем отходов, размещенных на обследованной территории в зоне реки Чернавка на земельном участке с кадастровым номером , согласно экспертному заключению по результатам лабораторных измерений и исследований от ДД.ММ.ГГ, составляет 12,34 куб. м.

Таким образом, в ходе административного расследования, должностным лицом установлено, что отход IV класса опасности «Зола от сжигания отходов потребления на производстве, подобных коммунальным», принимаемый Обществом с ноября 2016 г. по настоящее время от ГУП «Экотехпром», и с января 2017 г. по настоящее время от фио2» размещается на земельном участке кадастровым номером (в районе реки Чернавка).

Обществом не представлены документы, подтверждающие факт утилизации и обезвреживания отхода IV класса опасности «Зола от сжигания отходов потребления на производстве, подобных коммунальным», принимаемого Обществом в собственность от фио2» и фио2». Оборудование, позволяющее осуществить утилизацию и обезвреживание вышеуказанного отхода на земельном участке с кадастровым номером на момент осмотров «08» ноября, «23» ноября, «27» ноября 2017 г. отсутствовало. Вместе с тем, Общество с регулярной периодичностью осуществляет прием и вывоз с территории мусоросжигательных заводов и отхода IV класса опасности «Зола от сжигания отходов потребления на производстве, подобных коммунальным».

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 13 «Земельного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.

Согласно ст. 42 «Земельного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

У юридического лица фио2» имелась возможность для соблюдения требований ч. 2 ст. 11 федерального закона от ДД.ММ.ГГ «Об отходах производства и потребления», ст. 51 федерального закона от ДД.ММ.ГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ДД.ММ.ГГ в отношении фио2» вынесено постановление, согласно которому общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ т назначено наказание в виде административного штрафа в размере 175000 рублей.

Наказание назначено в пределах санкции статьи.

Доводы представителя юридического лица о том, что должностным лицом не доказано, что именно фио2 осуществляет несанкционированное размещение отхода IV класса опасности на земельном участке с кадастровым номером , в том числе золу, суд считает необоснованными и опровергаются совокупностью доказательств по делу.

При таких обстоятельствах, учитывая, что вина фио1 установлена совокупностью доказательств по делу, а именно: Том 1: определением о возбуждении дела об административном правонарушении, определениями об истребовании сведений актом обследования территории при рассмотрении обращения с выездом на место от ДД.ММ.ГГ, с фототаблицей, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГ с фототаблицей, протоколом взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГ на земельных участках , протоколом взятия проб и образцов на земельном участке :, актом обследования территории от ДД.ММ.ГГ с фототаблицей, определением об истребовании сведений от ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ, фототаблицей, протоколом взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГ на земельном участке , фототаблицей, Том 2: экспертными заключениями , 191 от ДД.ММ.ГГ, согласно которому, пробы золы, изъятой с земельных участков, арендуемых обществом, совпадают с золой на участке , схемами к экспертизе, протоколом об административном правонарушении (Т.1), постановлением о привлечении к административной ответственности (Т.1), другими материалами дела, суд считает, что оснований для отмены постановления государственного инспектора в области охраны окружающей среды, консультанта отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства экологии и природопользования Московской области от ДД.ММ.ГГ о привлечении фио2» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,

решил:

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области, консультанта отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами фио от ДД.ММ.ГГ о привлечении фио1» к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу фио1» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья