Дело № 12 – 492/2020
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Хабаровск 15 сентября 2020г.
Судья Железнодорожного районного суда г. Хабаровска Таранущенко Н.А.,
с участием защитника ФИО6 действующей по доверенности,
старшего помощника военного прокурора Хабаровского гарнизона ФИО7
должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление по делу - старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по хабаровскому краю, Амурской области и ФИО8
рассмотрев жалобу юридического лица ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Хабаровскому краю, Амурской области и ЕАО,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении №, вынесенным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Хабаровскому краю, Амурской области и ЕАО 30.01.2020, юридическое лицо ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России ( далее по тексту – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ ) привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности послужило неиспользование ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению при эксплуатации котельной <данные изъяты> выявленное в результате проверки, проведенной военным прокурором Кяхтинского гарнизона ДД.ММ.ГГГГ
Не согласившись с указанным постановлением, юридическое лицо ФГБУ «ЦЖКУ» обжаловало его в суд, указав в жалобе, что постановление по делу незаконно, событие правонарушения не доказано, поскольку прокурор фактически ограничился констатацией факта выброса загрязняющих веществ и отсутствия газоочистительного оборудования в котельной без указания того, каким образом выброс веществ при отсутствии очистительного оборудования влияет на качество атмосферного воздуха, может ли повлечь его загрязнение, то есть образование в атмосферном воздухе веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Кроме того, писание события правонарушения в обжалуемом постановлении не содержит описание обязательного квалифицирующего признака, присущего составу вмененного правонарушения.
В судебное заседание законный представитель юридического лица не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще извещен. Поскольку указанного лица не препятствует рассмотрению жалобы по существу, руководствуясь п. 4 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ, судья определил возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
В судебном заседании защитник ФИО9. жалобу поддержала, просила обжалуемое постановление отменить по указанным в жлобе основаниям, суду пояснила, что учреждение приняло в оперативное управление и осуществляет эксплуатацию котельной <данные изъяты>
Газоочистительное оборудование на котельной действительно отсутствует, данная котельная была закреплена на праве оперативного управления без газоочистительного оборудования, в планах учреждения капитальный ремонт котельных, находящихся в оперативном управлении. Вместе с тем, полагала, что факт загрязнения воздуха вследствие эксплуатации котельной без газоочистительного оборудования не доказан, поскольку соответствующие измерение концентрации веществ в выбросах в атмосферный воздух не производились, кроме того, основанием для выводов прокурора послужили сведения о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух указанной котельной в 2018 году, тогда как вменена дата правонарушения -30.10.2019.
Кроме того, просила учесть, что юридическим лицом приняты все зависящие от него меры по недопущению правонарушения – на утверждение направлен сводный перечень объектов КЖФ, нуждающихся в проведении капитального и текущего ремонта.
Старший помощник военного прокурора Хабаровского гарнизона ФИО10. в судебном заседании полагал необходимым в удовлетворении жалобы отказать, поскольку обжалуемое постановление законно и обосновано. Основанием для привлечения к ответственности учреждения послужила эксплуатация котельной при отсутствии оборудования для очистки газов, поскольку обязательное наличие такого оборудования на объектах хозяйственной деятельности прямо предусмотрено ст. 16 федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", неиспользование данного оборудования при эксплуатации котельной образует состав вмененного правонарушения, для квалификации бездействия учреждения как правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, измерение концентрации выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух не требуется.
В военную прокуратуру Кяхтинского гарнизона из Росприроднадзора поступил отчет о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух котельными ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, который был представлен учреждением в контролирующий орган за 2018 г.
На основании сообщения о поступившем в административный орган отчете за 2018 год о выбросах загрязняющих веществ котельными ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, в период с 30.10.2019 по 26.11.2019 была проведена единая проверка, осмотрены котельные ФГБУ « ЦЖКУ» Минобороны РФ на территории зоны ответственности военного прокурора Кяхтинского гарнизона установлено отсутствие газоочистительного оборудования на котельных, при этом котельные эксплуатировались юридическим лицом.
Поскольку объекты осмотра- котельные –разные, то в отношении юридического лица было возбуждено несколько дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Полагает, что правонарушение длящееся, необходимости устанавливать факт выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух 2019 г. не имелось.
Факт эксплуатации котельной № 307, осуществляющей выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без газоочистительного оборудования был выявлен прокурором 30.10.2019.
Капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов, строительных конструкций возложен на ФГБУ ЦЖКУ Минобороны РФ в соответствии с Уставом, надлежащие меры к недопущению правонарушения не приняты, предоставленные защитником документ – перечень объектов, требующих капитального ремонта не содержат сведений о работах по установке газочистительного оборудования на котельных.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление по делу – старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по хабаровскому краю, Амурской области и ЕАО ФИО11 судебном заседании пояснила, что Приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора рассмотрено 18 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, выявленных в результате проверки, проведенной военным прокурором Кяхтинского гарнизона в период времени с 30.10.2019 по 26.11.2019 в связи поступившим в адрес прокуратуры отчетом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2018 год. Отчеты о выбросах в атмосферный воздух предоставляется органу Росприроднадзора ежегодно, согласно представленному отчету за 2018 год ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ эксплуатирует котельные в военном городке <данные изъяты>, однако газоочистительное оборудование на них отсутствует. Полагает что эксплуатация каждой котельной в отсутствие газоочистительного оборудования образует самостоятельны состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, независимо от того, в какой период времени данные обстоятельства были выявлены, в связи с чем, в отношении учреждение вынесено 18 постановлений о назначении административного наказания по указанным выше делам.
Выслушав защитника, должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление по делу, позицию прокурора материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры
В соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении в отношении юридического лица ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, в связи с поступившим из территориального органа Росприроднадзора в военную прокуратуру Кяхтинского гарнизона отчетом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, содержащим сведения о неиспользовании учреждением оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению при эксплуатации котельных, находящихся в оперативном управлении учреждения, военным прокурором 30.10.2019 принято решение о проведении проверки исполнения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха в период с 30.10.2019 по 26.11.2019.
В ходе проверки осмотрены котельные, расположенные в на территории военного городка <данные изъяты>
Поскольку ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, осуществляя свою деятельность по адресу <адрес> ( место нахождения филиала по Восточному военному округу, в деятельности которого выявлено вмененное юридическому лицу правонарушение), в нарушение указанных выше положений закона, эксплуатировало в процессе осуществления хозяйственной деятельности котельные, в том числе котельную <данные изъяты>, осуществляющую выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без использования газоочистного оборудования, что могло привести к загрязнению атмосферного воздуха и было выявлено военным прокурором 30.10.2019, в отношении учреждения государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Хабаровскому краю, Амурской области и ЕАО 30.01.2020 вынесены постановления о назначении административного наказания, в том числе постановление № и №
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вынесенным по жалобе ГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, постановление № о назначении административного наказания в виде административного штрафа, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Хабаровскому краю, Амурской области и ЕАО в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России изменено в части указания места совершения правонарушения на г. <адрес> в остальном постановление оставлено без изменения, а жалоба- без удовлетворения.
Поскольку правонарушения совершены в отношении одного и того же родового объекта, одним и тем же способом, в одно и то же время, выявлены в результате единой проверки, проведенной военным прокурором Кяхтинского гарнизона в период времени с 30.10.2019 по 26.11.2019, суд приходит к выводу, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ постановлением №, вынесенным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Хабаровскому краю, Амурской области и ЕАО 30.01.2020, уже привлечено к административной ответственности за неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов при эксплуатации котельных, находящихся в оперативном управлении учреждения и расположенных на территории военного городка <данные изъяты>, множественное привлечение к ответственности недопустимо.
Неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению при эксплуатации в период времени с 30.10.2019 по 26.11.2019 котельных, находящихся в оперативном управлении учреждения и расположенных на территории военного городка <данные изъяты> одним правонарушением.
Привлечение юридического лица к административной ответственности за неиспользование им сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению при эксплуатации каждой котельной отдельно влечет создание искусственной множественности правонарушений.
В силу положений ч. 5 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное привлечение к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение не допускается.
В соответствии с. п.7 ч. 1 ст. 24.5 Кодек5са РФ об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 30.7, п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Хабаровскому краю, Амурской области и ЕАО в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения « Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации отменить, производство по делу прекратить в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий постановления о назначении административного наказания.
Настоящее решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Таранущенко Н.А.