ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-492/20 от 27.08.2020 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 12-492/2020 (43RS0001-01-2020-004924-74)

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

27 августа 2020 года г.Киров

Судья Ленинского районного суда г.Кирова Шамрикова В.Н.,

при секретаре Очкиной Е.Ю.,

рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г.Кирова жалобу

защитника Абдрашитова А.Р. по доверенности Фалалеева К.К. на постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Кировской области №474 от 16.06.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «Управляющая компания Ленинского района» Абдрашитова А.Р.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Кировской области №474 от 16.06.2020 г. генеральный директор ООО «Управляющая компания Ленинского района» Абдрашитов А.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник Абдрашитова А.Р. по доверенности Фалалеев К.К. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой указано, что с {Дата изъята}Абдрашитов А.Р. прекратил исполнение полномочий генерального директора ООО «УК Ленинского района», фактические обстоятельства дела не оспаривает, выявленные нарушения не создали существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не повлекли за собою причинение вреда интересам граждан, общества и государства, характера допущенного правонарушения, в период совершения административного правонарушения, {Дата изъята}, генеральный директор ООО «УК Ленинского района» Абдрашитов А.Р. находился в дополнительном отпуске в период с {Дата изъята} по {Дата изъята}, в текущий момент, Абдрашитов А.Р. не состоит в трудовых отношениях с кем-либо, следовательно, не имеет источника дохода, позволяющего осуществлять уплату административного штрафа. Просит постановление заместителя начальника ГЖИ Кировской области {Номер изъят} от {Дата изъята} о признании генерального директора ООО «УК Ленинского района» Абдрашитова А.Р. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей, отменить, объявить Абдрашитову А.Р. устное замечание, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

Абдрашитов А.Р. и его защитник Фалалеев К.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ГЖИ Кировской области на рассмотрение жалобы не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 3 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно Примечанию 2 к статье 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ).

В части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации приведен перечень лицензионных требований, который, как следует из пункта 7 части 1, является открытым.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании).

В силу пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ).

Согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, в том числе, оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 190-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Указанные основы ценообразования и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (ред. от 13.01.2018) «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее - Правила № 1075).

Согласно пункту 37 Правил № 1075, решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы.

Согласно части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления, многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно подпункту 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги является существенным условием договора управления.

Как следует из материалов дела, в государственную жилищную инспекцию Кировской области поступило обращение № М-8645 от {Дата изъята} от гражданина, проживающего по адресу {Адрес изъят} информацией о ненадлежащем начислении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, за коммунальный ресурс тепловая энергия для горячего водоснабжения, потребляемый при содержании общего имущества многоквартирного дома по вышеуказанному адресу.

С целью полного и всестороннего рассмотрения обращения инспекцией осуществлен запрос необходимых документов у ООО «УК Ленинского района» по вопросу ненадлежащем начислении платы аз коммунальную услугу по горячему водоснабжению многоквартирного дома, расположенного по адресу: {Адрес изъят}.

Управляющей компанией представлены документы и пояснения, в результате анализа которых установлено следующее.

Согласно реестру лицензий Кировской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами управляющая компания осуществляет управление МКД {Номер изъят} по {Адрес изъят} с {Дата изъята}.

Управляющая компания имеет лицензию на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.В соответствии с договором управления многоквартирным домом от {Дата изъята}{Номер изъят} «УК Ленинского района» приняла на себя полномочия по управлению многоквартирным домом.

В договоре управления многоквартирным домом от {Дата изъята}{Номер изъят} условия о сроках и порядке предоставления платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг отсутствуют.

Согласно информации ООО «УК Ленинского, района» общая площадь жилых помещений МКД составляет 2 694,4 кв. м, площадь мест - общего пользования МКД 268.9 кв.м., в МКД в {Дата изъята} году установлен коллективный (общедомовой) прибором учета горячей воды, но по настоящее время не введен в эксплуатацию.

Квартира 31 МКД не оснащена индивидуальными приборами учета горячей воды. Количество зарегистрированных граждан в квартире № {Номер изъят} МКД - 5 человек.

Протокол общего собрания собственников помещений в МКД о распределении объемов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества МКД, отсутствует.

В соответствии с письмом от {Дата изъята}{Номер изъят}, поставка коммунального ресурса горячая вода в МКД осуществляется от теплового пункта {Номер изъят}а, данный тепловой пункт находится в собственности ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны Российской Федерации по Центральному военному. Договор на поставку коммунальной услуги по горячему водоснабжению с ФГБУ «ЦЖКУ» в настоящее время находится в стадии согласования.

По информации администрации города Кирова наружные тепловые сети к МКД в казне города Кирова не числятся, по концессионному соглашению в АО «{ ... }» не передавались.

Начисление платы собственникам (нанимателям) помещений МКД за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (компонент тепловая энергия), коммунальный ресурс тепловая энергия для горячего водоснабжения, потребляемый при содержании общего имущества МКД ООО «УК Ленинского района» производилось в период {Дата изъята} года - {Дата изъята} года, {Дата изъята} года, {Дата изъята} года - {Дата изъята} года по тарифам АО «{ ... }».

ООО «УК Ленинского района» представило письма ФГБУ «ЦЖКУ» от {Дата изъята}{Номер изъят}, от {Дата изъята}{Номер изъят}, {Номер изъят}, {Номер изъят}, {Номер изъят}, {Номер изъят}, {Номер изъят}, {Номер изъят}, {Номер изъят}, от {Дата изъята}{Номер изъят}/У/З/15/5443, решение РСТ Кировской области от {Дата изъята}{Номер изъят} об обоснованности (законности) применения тарифа ФГБУ «ЦЖКУ».

В ООО «РКЦ» направлено письмо от {Дата изъята}{Номер изъят} о перерасчете платы по горячей воде на индивидуальное потребление и коммунальный ресурс горячая вода при содержании общего имущества МКД, а также с декабря 2018 года о доначислении платы по коммунальной услуге «Холодная вода для нужд горячего водоснабжения» на индивидуальное потребление по тарифам ФГБУ «ЦЖКУ».

В платежном документе за {Дата изъята} года по квартире № {Номер изъят} МКД ООО «УК Ленинского района» произвело перерасчет (доначисление) платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (компонент тепловая энергия), коммунальный ресурс тепловая энергия для горячего водоснабжения, потребляемый при содержании общего имущества МКД за период {Дата изъята} года - {Дата изъята} года, {Дата изъята} года, {Дата изъята} года - {Дата изъята} года по тарифам ФГБУ «ЦЖКУ», в размере 10 195,81 руб.

Платежный документ за {Дата изъята} года собственникам (нанимателям) жилых помещений МКД выставлен ООО «УК Ленинского района» до {Дата изъята} в соответствии с частью 2 статьи 155 ЖК РФ.

Порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (компонент тепловая энергия), коммунальный ресурс тепловая энергия для горячего водоснабжения, потребляемый при содержании общего имущества МКД, основания и условия перерасчетов, установленные федеральным законодательством, известны ООО «УК Ленинского района». Однако, ООО «УК Ленинского района» произвело доначисление, чем нарушило права потребителя, и возложило на него ответственность за принятие самостоятельных управленческий решений.

ООО «УК Ленинского района» произвело доначисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (компонент тепловая энергия), коммунальный ресурс тепловая энергия для горячего водоснабжения, потребляемый при содержании общего имущества МКД, в платежных документах за {Дата изъята} года за период {Дата изъята} года - {Дата изъята} года, {Дата изъята} года, {Дата изъята} год - {Дата изъята} года.

Излишне начисленная сумма по квартире № {Номер изъят} МКД составляет 10 195,81 руб.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ генеральным директором ООО «УК Ленинского района» с {Дата изъята} по {Дата изъята} являлся Абдрашитов А.Р., который был ответственным по соблюдению требований жилищного законодательства.

Абдрашитов А.Р. имеет квалификационный аттестат {Номер изъят}, выданный лицензионной комиссией Кировской области (протокол {Номер изъят} от {Дата изъята}), подтверждающие наличие специальных знаний на управление многоквартирными домами.

Таким образом, директор ООО «УК Ленинского района» Абдрашитов А.Р. нарушил требования начисления платы собственникам (нанимателям) помещений МКД за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, что является грубым нарушением лицензионных требований.

Вина генерального директора ООО «УК Ленинского района» Абдрашитов А.Р. подтверждается письменными материалами дела, в том числе: постановлением {Номер изъят} по делу об административном правонарушении от {Дата изъята}, заявление от {Дата изъята}, копией трудовой книжки, протоколом от {Дата изъята}, соглашением о расторжении трудового договора от {Дата изъята}, определением от {Дата изъята}, определением от {Дата изъята} протоколом {Номер изъят}ПР об административном правонарушении от {Дата изъята}, актом проверки лицензиата лицензирующим органом {Номер изъят}А от {Дата изъята}, счета-извещениями, предписанием {Номер изъят}П от {Дата изъята}, приказом от {Дата изъята}, уведомлением о проведении проверки от {Дата изъята}, извещением от {Дата изъята}, ответом от {Дата изъята}, выпиской из реестра от {Дата изъята}, запросом от {Дата изъята}, уведомлением от {Дата изъята}, информацией от {Дата изъята}, от {Дата изъята}, извещением от {Дата изъята}, письмом от {Дата изъята}, заявлением от {Дата изъята}, актами об оказании услуг, сведениями от {Дата изъята}, отчетами о выполнении расчет сумм ОНД, отчетами о выполнении перерасчета, техническим паспортом на дом, списком лицевых счетов, договором управления МКД от {Дата изъята}, решением правления от {Дата изъята}, решением от {Дата изъята}, ответом от {Дата изъята}, претензиями от {Дата изъята}, от {Дата изъята} справкой об объемах горячего водоснабжения, расчетами распределения теплопотребления, извещениями от {Дата изъята}.

Оценив представленные суду доказательства, суд считает, что в действиях генерального директора ООО «УК Ленинского района» Абдрашитова А.Р. имеет место состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.

Генеральный директор ООО «УК Ленинского района» Абдрашитов А.Р. привлечен к ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, размер назначенного административного наказания назначен в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Рассматривая возможность прекращения производства по делу ввиду малозначительности вменяемого правонарушения, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, учитывая, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. По делам, имеющим формальный состав, следует учитывать не то, причинен либо не причинен действиями лица какой-либо вред, а существовала ли угроза охраняемым общественным отношениям, насколько она была реальна и какие последствия могли наступить в результате несоблюдения тех или иных требований.

При определении степени вины генерального директора ООО «УК Ленинского района» Абдрашитова А.Р. судом учитывается, что в период совершения административного правонарушения, {Дата изъята}, генеральный директор ООО «УК Ленинского района» Абдрашитов А.Р. находился в дополнительном отпуске в период с {Дата изъята} по {Дата изъята}, что подтверждается заявлением Абдрашитова А.Р. о предоставлении дополнительного отпуска, с отметками об уведомлении учредителей ООО «УК Ленинского района», выявленные нарушения не создали существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не повлекли за собою причинение вреда интересам граждан, общества и государства, характера допущенного правонарушения.

Таким образом, вина генерального директора ООО «УК Ленинского района» Абдрашитова А.Р. выразилась в осуществлении с нарушением требований начисления платы собственникам (нанимателям) помещений МКД за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, коммунальный ресурс тепловая энергия для горячего водоснабжения, потребляемый при содержании общего имущества МКД, что является нарушением лицензионных требований.

Несмотря на наличие в действиях должностного лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, исходя из оценки всех установленных по делу обстоятельств в совокупности, а также с учетом характера, причин и условий совершенного правонарушения и степени его общественной опасности, оценив характер, степень и тяжесть совершенного правонарушения, наличие только смягчающих вину обстоятельств – правонарушение совершено впервые, признание вины, суд полагает возможным в силу ст. 2.9 КоАП РФ признать совершенное генеральным директором ООО «Управляющая компания Ленинского района» Абдрашитовым А.Р. деяние малозначительным, и освободить его от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

С учетом того, что выявленное нарушение носит формальный характер, не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не повлекло за собою причинение вреда интересам граждан, общества и государства, характера допущенного правонарушения, суд приходит к выводу, что цель административного наказания в виде предупреждения совершения новых правонарушений может быть достигнута при вынесении устного замечания.

В соответствии со ст. 30.7 ч. 1 п. 3 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 2.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу Абдрашитова А.Р. по доверенности Фалалеева К.К. - удовлетворить.

Постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Кировской области №474 от 16.06.2020 г. о признании генерального директора ООО «Управляющая компания Ленинского района» Абдрашитова А.Р. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей, отменить.

Освободить генерального директора ООО «Управляющая компания Ленинского района» Абдрашитова А.Р. от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Управляющая компания Ленинского района» Абдрашитова А.Р. по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья В.Н. Шамрикова