ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-492/2021 от 27.04.2022 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

РЕШЕНИЕ

27 апреля 2022 года г. Саратов

Волжский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Даниленко А.А.

при секретаре судебного заседания ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО1 на постановление государственного инспектора межрегионального отдела государственного строительного надзора и надзора за ГТС Средне – Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО5 от 20.12.2021г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении заместителя председателя Комитета по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования «<адрес>»

установил:

11.08.2021г. государственным инспектором межрегионального отдела государственного строительного надзора и надзора за ГТС Средне – Поволжского управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору ФИО3 было вынесено предписание -П в соответствии с которым на администрацию муниципального образования «<адрес>» возложена обязанность устранить в срок до 11.11.2021г. следующие нарушения:

- отсутствует защитный слой арматуры подпорной стены со стороны Волгоградского водохранилища на участках Б.Взвоз.

- отсутствует защитный слой арматуры ж/б плиты на участке по <адрес> водохранилища (непосредственно участок, соприкасающийся с урезом воды, место, где ранее располагался дебаркадер).

Данное предписание поступило в администрацию муниципального образования «<адрес>» 01.09.2021г.

Постановлением государственного инспектора межрегионального отдела государственного строительного надзора и надзора за ГТС Средне – Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО5 от 20.12.2021г. заместитель председателя комитета по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, а именно в невыполнении в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений с наложением штрафа в размере 30 000 руб.

Постановление получено ФИО1 20.12.2021г.

Взыскание наложено в связи с неисполнением ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений от 11.08.2021г. -П срок исполнения которого истек 11.11.2021г.

В своей жалобе ФИО1 указывает, что срок исполнения данного предписания изначально являлся неисполнимым и неразумным. При установлении срока исполнения предписания не была учтена специфика правового регулирования деятельности органов местного самоуправления, порядок финансирования их деятельности, особенности бюджетного законодательства, а также законодательства о проведении закупок для муниципальных нужд. Просит суд отменить постановление государственного инспектора межрегионального отдела государственного строительного надзора и надзора за ГТС Средне – Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО5 от 20.12.2021г.; производству по делу об административном правонарушении прекратить.

Представитель ФИО1 поддержала доводы жалобы, просила жалобу удовлетворить.

Представитель Средне – Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4,, а также гос.инспектор ФИО5 возражали против удовлетворения жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. Судья определил рассмотреть дело в их отсутствие

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами.

Административная ответственность по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Из буквального толкования диспозиции части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона данного административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок такого предписания об устранении нарушений законодательства, которое является законным.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Закон N 116-ФЗ), положения которого распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе о промышленной безопасности, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (статья 3 Закона N 116-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее-Федерального закона № 294-ФЗ) проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Частью 1 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 16 указанного Федерального закона в акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

Подпунктом 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что по фактам, выявленным при проведении проверки, выдается предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

По смыслу вышеназванных норм следует, что предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.

Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона.

Одним из элементов законности предписания является его исполнимость, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать, как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

При этом требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы.

Одним из условий законности предписания, выданного органом государственного надзора (контроля) является предоставление срока, необходимого для устранения нарушений, выявленных в ходе проведения проверки.

Срок, предоставленный инспектором в предписании, должен быть обоснованным и достаточным для устранения этих нарушений.

Существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела об оспаривании постановления об административном правонарушении, является установление законности предписания, неисполнение которого вменялось обществу. Таким образом, от установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии события, состава административного правонарушения.

Поскольку за неисполнение требований предписания законодательством предусмотрена административная ответственность, то предписание должно отвечать критерию исполнимости.

Как установлено в судебном заседании, 11.08.2021г. государственным инспектором межрегионального отдела государственного строительного надзора и надзора за ГТС Средне – Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 было вынесено предписание -П в соответствии с которым на администрацию муниципального образования «<адрес>» возложена обязанность устранить в срок до 11.11.2021г. следующие нарушения:

- отсутствует защитный слой арматуры подпорной стены со стороны Волгоградского водохранилища на участках Б.Взвоз.

- отсутствует защитный слой арматуры ж/б плиты на участке по <адрес> водохранилища (непосредственно участок, соприкасающийся с урезом воды, место, где ранее располагался дебаркадер).

Срок исполнения предписания 11.11.2021г.

В указанный срок администрации муниципального образования «<адрес>» не устранила выявленные нарушения, а именно:

- отсутствует защитный слой арматуры подпорной стены со стороны Волгоградского водохранилища на участках Б.Взвоз.

- отсутствует защитный слой арматуры ж/б плиты на участке по <адрес> водохранилища (непосредственно участок, соприкасающийся с урезом воды, место, где ранее располагался дебаркадер).

Постановлением государственного инспектора межрегионального отдела государственного строительного надзора и надзора за ГТС Средне – Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО5 от 20.12.2021г. заместитель председателя комитета по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, а именно в невыполнении в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений с наложением штрафа в размере 30 000 руб.

Постановление получено ФИО1 20.12.2021г.

Установлено, что данное предписание поступило в администрацию муниципального образования «<адрес>» 01.09.2021г., т.е. спустя три недели после его вынесения.

И только после этого исполнение предписания было поручено Комитету по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования «<адрес>».

В материалы дела ФИО7АВ. представлены доказательства о принятых мерах по исполнению предписания и о невозможности его исполнения к установленному сроку, а именно:

Распоряжение администрации муниципального образования «<адрес>» от 10.11.2021г. -р «О заключении долгосрочного муниципального контракта на выполнение проектно – изыскательских работ по капитальному ремонту нижнего яруса комплекса – двухярусной набережной, расположенной по адресу: <адрес> (срок согласования проекта – от 3-х до 4-х недель).

Вся процедура делопроизводства в администрации муниципального образования «<адрес>» начиная от разработки проекта правового акта до его принятия регламентирована и осуществляется на основании «Инструкции по работе с документами в администрации муниципального образования «<адрес>» -р от 03.11.2016г.

Из раздела 7 «Инструкции по работе с документами в администрации муниципального образования «<адрес>» -р от 03.11.2016г. следует: разработка проекта правого акта, предоставление проекта на подпись главе администрации, согласование проекта (при этом проекты правовых актов согласовываются в следующей последовательности: заместителем главы администрации города или руководителем структурного подразделения администрации города, которые вносят проект; заместителем главы администрации города в соответствии с распределением полномочий; председателем комитета правового обеспечения администрации города; заместителем главы администрации города, руководителем аппарата), срок согласования или подготовки заключения на проект постановления (распоряжения) должностным лицом не должен превышать двух рабочих дней (для комитета правового обеспечения администрации города – пяти рабочих дней; для сектора по координации антитеррористической деятельности и противодействию коррупции – трех рабочих дней. Работа отдела делопроизводства над проектом правового акта осуществляется в течение двух рабочих дней; над проектом, содержащим положение, правила, программу, план и другие объемные и сложные материалы – до трех рабочих дней. Постановления и распоряжения подписываются главой города, а в его отсутствие – заместителем главы администрации города, исполняющим полномочия главы города, в течение пяти дней со дня поступления в сектор (секретариат) главы города. Все зарегистрированные постановления, распоряжения тиражируются отделом делопроизводства в соответствии с реестром на рассылку. Растиражированные экземпляры постановлений и распоряжений, за исключением распоряжений по личному составу, рассылаются в трехдневный срок согласно реестру на рассылку в структурные подразделения, находящиеся в здании администрации города, - отделом делопроизводства, в структурные подразделения, организации, находящиеся за переделами здания, - отделом обеспечения документооборота.

Как следует из материалов дела, проведен открытый аукцион, по результатам которого был заключен муниципальный контракт . «На выполнение проектно – изыскательских работ по капитальному ремонту нижнего яруса комплекса – двухярусной набережной, расположенной по адресу: <адрес>

Дата размещения извещения о проведении закупки – 19.11.2022г.

Дата заключения контракта – 24.12.2021г. (более чем 1 календарный месяц).

Срок исполнения муниципального контракта -ЭА от 24.12.2021г. на «Выполнение проектно – изыскательских работ по капитальному ремонту нижнего яруса комплекса – двухярусной набережной, расположенной по адресу: ш. Саратов, <адрес>, от <адрес> до <адрес>, Набережной Космонавтов» определен с момента заключения сторонами контракта (24.12.2021г.) и не позднее 01.05.2022г. (более 4 календарных месяцев).

На основании выполненного проекта необходимо следующим этапом определить объем финансирования на выполнение подрядных работ по устранению нарушений указанных в предписании. Формирование бюджетной заявки.

Внести изменения в ведомственную целевую программу «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений Волгоградского водохранилища, закреплённых за комитетом по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования «<адрес>» на 2020-2022 годы», утверждённую постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, предусмотреть мероприятия по выполнению капитального ремонта нижнего яруса комплекса – двухярусной набережной, расположенной по адресу: <адрес> (срок согласования проекта от 3-х до 4-х недель).

Провести открытый аукцион для определения подрядной организации в рамках 44-ФЗ для заключения муниципального контракта по выполнению работ.

Исполнение муниципального контракта на выполнение подрядных работ зависит от объема работ и определяется после выполнения проектных работ.

Проведение мероприятий по устранению нарушений, указанных в предписании одновременно по нескольким этапам невозможно, поскольку каждый последующий этап вытекает из предыдущего.

Таким образом, суду представлены доказательства того, что сроки, установленные в предписании об устранении нарушений, являются недостаточными, не соответствуют реальным, фактическим срокам, в которые возможно устранить нарушения, указанные в предписании

Более того, 02.11.2021г. в адрес Средне – Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору было направлено письмо о продлении срока исполнения предписания. Доказательств того, что данное ходатайство было рассмотрено с каким-либо результатом суду не представлено.

Ссылка на его рассмотрение и отказ в удовлетворении ходатайства по формальным основанием, а именно – его подача за пределами 10- дневного срока до окончания срока исполнения предписания, не подтверждена документально.

Из вышеприведенных положений закона следует, что в протоколе об административном правонарушении в отношении лица должны быть указаны: его вина в совершении правонарушения, в чем именно она выражается (в действии или бездействии), наличие у лица возможности для соблюдения требований в области безопасности гидротехнических сооружений и непринятие этим лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Суд, исследовав все имеющиеся доказательства по делу, приходит к выводу о том, что предписание -П от 11.08.2021г. не отвечает критерию исполнимости, сроки исполнения предписания от 11.08.2021г. являются недостаточными, необоснованными, ничем не мотивированными, не учтены организационные и технические условия, влияющие на их устранение. Из приведенного предписания на момент проверки усматривалось, что устранению подлежит комплекс выявленных нарушений, требующих значительных финансовых и временных затрат, а также организационных и технических условий, влияющих на их устранение. Кроме того, ФИО1 предприняты и предпринимаются необходимые и зависящие от него меры, производятся действия, направленные на устранение нарушений, указанных в Предписании.

Руководствуясь вышеприведенными нормами закона и имеющимися обстоятельствами по делу, суд приходит к выводу, что нельзя полагать законным предписание, выданное органом государственного надзора (контроля), в части определения сроков его исполнения.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в действиях ФИО1 отсутствует.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - за отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,

решил:

Постановление государственного инспектора межрегионального отдела государственного строительного надзора и надзора за ГТС Средне – Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО5 от 20.12.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении заместителя председателя комитета по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО1 - отменить, жалобу - удовлетворить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья ФИО6