ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-492/2023 от 10.08.2023 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 12-492/2023

59MS0150-01-2023-002054-24

Мировой судья Басалгина О.А.,

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Свердловского районного суда г. Перми Анищенко Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО2 директора <данные изъяты>ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №10 Свердловского судебного района г. Перми Басалгиной О.А. 5-209/10-2023 от 09.06.2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренное ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи № 5-209/10-2023 от 09.06.2023 г. директор <данные изъяты>ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 по ст.15.33.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

Согласно постановлению ФИО2 являясь директором <данные изъяты> 17.01.2023 в 00:01, не представил в установленный законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного, социального страхования в срок до 16.01.2023 в территориальный орган СФР по месту их регистрации, оформленные в установленном порядке сведения (документы), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования – сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2022 на ФИО5, фактически представлены 24.02.2023 г.

Защитник ФИО2 не согласившись с постановлением мирового судьи, подала жалобу, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что вступивший в законную силу судебный акт о восстановлении ФИО5 на работе был направлен работодателю несвоевременно, предприятием решение было получено только 22.02.2023, после чего 24.02.2023, сотрудником ответственным за ведение персонифицированного учёта были направлены соответствующие отчёты. Лицом, ответственным за своевременное предоставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М является ФИО6, сотрудник сектора налогообложения, что подтверждается приказом от 20.05.2022 Согласно п. 5 указанного приказа ответственное лицо несет персональную ответственность за своевременное предоставление отчетности. 28.02.2023 отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в отношении <данные изъяты> был составлен акт о выявленном правонарушении за несвоевременное предоставление страхователем формы СЗВ-М за отчетный период сентябрь 2022 года в отношении одного застрахованного лица - ФИО5 Штраф в размере 500 рублей был оплачен юридическим лицом 17.03.2023, что подтверждается платежным поручением . Согласно ч. 5 ст. 4.1. КоАП РФ, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Заявитель считает, что директор юридического лица ФИО8 не может быть привлечен к административной ответственности, ввиду того, что за нарушение сроков предоставления формы СЗВ-М штраф был оплачен юридическим лицом. Кроме того, форма СЗВ-М страхователем была представлена в отношении одного застрахованного лица. Допущенное правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, т.к. отчетность СЗВ-М направлена. Правонарушение не повлекло причинения вреда или каких-либо существенных неблагоприятных последствий. Кроме того, административное правонарушение имеет формальный состав, также обладает признаками малозначительного, поскольку не имеет материальных последствий (после его совершения не причинен вред жизни и здоровью людей, не имеется угрозы его причинения, отсутствуют иные материальные последствия).

В судебное заседание ФИО2 защитник не явились, извещены надлежащим образом. Защитник направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заявителя.

Представитель административного органа, просил рассмотреть жалобу в их отсутствии, направил возражение на жалобу, в которой не согласился с данной жалобой, просил не удовлетворять, поскольку <данные изъяты> 12.12.2022 была направлена форма СЗВ-ТД в отношении ФИО5, в которую были внесены сведения об отмене записи об увольнении от 30.05.2022 (а также сведения о последующем увольнении ФИО5 по соглашению сторон с 09.12.2022 по приказу от 09.12.2022 ). Следовательно, <данные изъяты> располагало достаточными данными и требуемыми документами для оформления восстановления ФИО7 на работе к 09.12.2022, что полностью опровергает довод жалобы. Решение суда о восстановлении застрахованного лица на работе создает правовые последствия в виде возникновения оснований для представления форм СЗВ-М в отношении такого лица за периоды его незаконного увольнения, которые, в свою очередь, должны быть предоставлены не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, когда возникло такое основание для их предоставления (то есть месяца, в котором вынесено решение суда с учетом требования о незамедлительном исполнении решения), согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ. Также, ФИО9 не предоставлено должностной инструкции ФИО6, однако следует полагать, что данный работник <данные изъяты> как рядовой специалист не наделен организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, соответственно, не является должностным лицом согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ и не может подлежать административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ. Платеж на сумму 500 руб. поступил в счет уплаты финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, по акту от 28.02.2023 , о чем указано в назначении платежа. Указанный акт составлен по факту того же нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, по которому составлен протокол об административном правонарушении, рассмотренный по настоящему делу. Вместе с тем, субъектом ответственности, установленной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, являются страхователи (в данном случае это организация - <данные изъяты> а не их должностные лица. Кроме того, ответственность, предусмотренная статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, не является видом административной ответственности. Применительно к данному административному правонарушению угроза охраняемым общественным отношениям выражается в самом нарушении порядка или сроков представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета безотносительно последствий нарушения такого порядка. По этой причине отсутствие вредных последствий само по себе не может являться основанием для признания данного административного правонарушения малозначительным.

Судья, изучив материалы дела и доводы жалобы, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Согласно п.2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27–ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.

Из пункта 1 ст. 11 данного Закона, страхователи представляют сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

Согласно п. 2.2 ст. 11 данного Закона(в редакции от 28.06.2022), указанные сведения страхователь предоставляет о каждом работающем у него застрахованном лице ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем.

Согласно ст. 15 данного Закона, на страхователей возложена обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что ФИО2, являясь <данные изъяты> представил в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2022 в отношении ФИО7, только 24.02.2023 г.

Решением Свердловского районного суда г. Перми № 2-5496/2022 от 08.12.2022, вступившим в законную силу 28.01.2023г. ФИО7 была восстановлена на работе в <данные изъяты> в должности заместителя директора по правовым вопросам с 31.05.2022г.

В соответствии со ст. 396 Трудового кодекса Российской Федерации, решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению.

Приказом <данные изъяты>» от 09.12.2022г. ФИО7 была восстановлена на работе. Следовательно, сведения по форме СЗВ-М за отчетные периоды с июня по декабрь 2022 года должны были быть предоставлены не позднее 16 января 2023г. (с учетом выходного дня), то есть месяца, следующего за месяцем в котором вынесено решение суда, с учетом его незамедлительного исполнения, согласно требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ.

Наличие в бездействии должностного лица события и состава административного правонарушения подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 04.05.2023 (л.д. 2-3), уведомлением о составлении протокола (л.д.6-7) квитанцией о регистрации (л.д.10-11), сведениями о застрахованных лицах (л.д.12), решением суда от 08.12.2022 (л.д.13-18), исполнительным листом (л.д.19-20), приказом о прекращении трудового договора (л.д.21), приказом о восстановлении на работе (л.д.22), скриншотами (л.д.23-25), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.26-31) и другими материалами дела.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья пришел к обоснованному выводу о доказанности вины ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.33.2 КоАП РФ.

Действия директора <данные изъяты>ФИО2 правильно квалифицированы по ч.1 ст. 15.33.2 КоАП РФ.

Доводы изложенные в жалобы были предметом проверки мирового судьи и обоснованно отклонены. Оснований не согласиться с выводами мирового судьи не имеется. Несогласие с ними заявителя жалобы не свидетельствует о незаконности и необоснованности постановления.

Ссылки на получение предприятием решения суда от 08.12.2022 о восстановлении на работе ФИО7 только 22.02.2023, отмену постановления не влекут, поскольку фактически данное решение было исполнено предприятием 09.12.2022г., путем издания приказа о восстановлении на работе.

Доказательств наличия каких-либо объективных обстоятельств, препятствовавших предоставлению сведений в срок установленный законом, в суд заявителем представлено не было.

Невыполнение надлежащим образом публично-правовой обязанности по представлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе непредставление таких сведений в установленный Законом N 27-ФЗ срок, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом соответствующее нарушение является основанием как для привлечения к финансовой ответственности по части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ виновного юридического лица, являющегося страхователем, так и к административной ответственности по статье 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях виновного должностного лица. Следовательно, нарушения положений ч. 5 ст. 4.1. КоАП РФ в данном случае отсутствуют.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители несут административную ответственность как должностные лица.

Таким образом, ФИО2 являющийся директором <данные изъяты> является надлежащим субъектом административного правонарушения, выразившегося в не исполнении обязанности по предоставлению в срок сведений по формы СЗВ-М за сентябрь 2022 в уполномоченный орган по месту нахождения юридического лица.

Назначение руководителем предприятия ФИО2 сотрудника, ответственного за своевременное предоставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, не влечет освобождение самого руководителя от административной ответственности по статье 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку доказательства принятия ФИО2 всех зависящих от него мер для надлежащего исполнения публично-правовой обязанности по представлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, надлежащего контроля за исполнением ответственными лицами своих обязанностей, а также доказательств наличия у ФИО6, сотрудника сектора налогообложения, необходимого объема организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий, а также персональной административной ответственности за их неисполнение, в суд представлено не было.

Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая характер совершенного ФИО2 правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, оснований для признания его малозначительным не усматривается. Отсутствие вредных последствий в данном случае не свидетельствует о малозначительности противоправного деяния, поскольку правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, носит формальный характер и направлено на предотвращение возможных последствий.

Административное наказание назначено ФИО2 в пределах санкции ч.1 ст.15.33.2 КоАП РФ, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.8, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела.

Нарушений норм процессуального права при производстве по делу не допущено, постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение постановления по делу об административном правонарушении, в жалобе не приведено, и оснований для отмены постановления при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 ч.1 п. 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья

р е ш и л:

постановление мирового судьи судебного участка №10 Свердловского судебного района г. Перми Басалгиной О.А. №5-209/10-2023 от 09.06.2023 г. в отношении директора <данные изъяты>ФИО2, по ч.1 ст. 15.33.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу защитника ФИО2ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно с момента его принятия.

Судья: Т.В. Анищенко