Судья: Конограев А.Е. Дело № 12-4942/2020
РЕШЕНИЕ
16 сентября 2020 года город Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Пегушин В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края < Ф.И.О. >4, на постановление судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 27 июля 2020 года,
установил:
постановлением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 27 июля 2020 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – ведущего специалиста ООО «КубаньАрхСпас» < Ф.И.О. >1 в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края < Ф.И.О. >4 просит постановление судьи отменить как незаконное и необоснованное, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование доводов жалобы указал, что суд при рассмотрении дела не обеспечил всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела.
Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы жалобы, выслушав представителя управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, по доверенности < Ф.И.О. >4, полностью поддержавшую доводы жалобы, судья Краснодарского краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за проведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), и - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.
Как следует из материалов дела, в управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (далее - Управление) <Дата> поступил на рассмотрение подготовленный ООО «КубаньАрхСпас» План проведения мероприятий по обеспечению сохранности объекта археологического наследия на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0603005:579, площадью 2540 кв.м., для строительства магазина, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ст-ца Тамань, <Адрес...>, <№..> Д/2 (далее - План мероприятий).
Согласно данного Плана мероприятий археологические работы проводились в ноябре 2019 года на основании открытого листа от <Дата><№..>, выданного < Ф.И.О. >1 на право производить археологические исследования (разведки) в границах кадастрового квартала 23:30:0603005 по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ст-ца Тамань.
В соответствии с Правилами выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, утвержденными постановлением Правительства РФ от <Дата><№..>, открытые листы выдаются Минкультуры России в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом их проведения и методами исследования.
Вместе с тем, <Дата> в Управление поступило письмо Минкультуры России о рассмотрении обращения по вопросу проведения археологических исследований (разведок) специалистами ООО «КубаньАрхСпас» на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0603005:579, площадью 2540 кв.м., по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ст-ца Тамань, <Адрес...> Маркса, <Адрес...>Д/2 на основании открытого листа, выданного < Ф.И.О. >1. Для объективного и всестороннего рассмотрения указанного письма Управление направило ООО «КубаньАрхСпас» запрос о предоставлении копии заявления < Ф.И.О. >1 с приложениями на получение открытого листа.
При изучении полученных <Дата> от ООО «КубаньАрхСпас» материалов установлено, что открытый лист выдан < Ф.И.О. >1 (ведущему специалисту ООО «КубаньАрхСпас») на право проведения археологических полевых работ в Краснодарском крае на территории земельного участка в <Адрес...> ст-ца Тамань на территории объекта культурного наследия федерального значения «Остатки древнего <Адрес...>» в границах кадастрового квартала 23:30:0603005 на земельном участке площадью 1500 кв.м. по адресу: <Адрес...>, ст-ца Тамань.
В соответствии со ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из следующих видов археологических полевых работ: археологические разведки; археологические раскопки; археологические наблюдения.
Порядок выдачи разрешений (открытых листов), приостановления и прекращения их действия устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 2 Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 № 127, открытые листы выдаются Минкультуры России с учетом заключения ФГБУ «Российская академия наук» о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом их проведения и методами исследования.
По Приказу Минкультуры России от 10.05.2016 № 1009 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия», для получения открытого листа заявитель подает в Минкультуры России заявление по утвержденной форме.
К заявлению прилагается, в том числе, научное обоснование археологических полевых работ, определяющее цели, задачи, объем их проведения и методы исследования. Согласно пункту 2 научного обоснования археологических полевых работ (приложение <№..> к заявлению < Ф.И.О. >1 о выдаче открытого листа) предполагаемый объем работ на земельных участках в границах кадастрового квартала 23:30:0603005 составляет 1500 кв. м. Указанный объем археологических полевых работ также подтверждается договором от 14.06.2019г. <№..>р между < Ф.И.О. >5 и ООО «КубаньАрхСпас». Дополнительное соглашение <№..> к договору не может рассматриваться как основание для увеличения объема археологических работ, с 1500 кв.м., до 4040 кв.м., так как заключено <Дата> - через 3 месяца после выдачи открытого листа < Ф.И.О. >1 (лист выдан <Дата>).
Работы фактически произведены на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0603005:75, площадью 1500 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ст-ца Тамань, <Адрес...> армии, 20а.
Согласно договора от 14.06.2019г. <№..>р ООО «КубаньАрхСпас» несет перед заказчиком < Ф.И.О. >5 обязательства по производству археологической разведки методом шурфов земельных участков с целью определения мощности культурного слоя объекта археологического наследия и его сохранности. ООО «КубаньАрхСпас», являясь организацией, основным видом деятельности которой является проведение научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности, знало о порядке проведения археологической разведки, при этом не приняло мер по её проведению в установленном порядке (с соблюдением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом).
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления <Дата> в отношении должностного лица – ведущего специалиста ООО «КубаньАрхСпас» < Ф.И.О. >1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем в соответствии со статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частями 1, 3, 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Прекращая производство по делу, судья районного суда посчитал, что ООО «КубаньАрхСпас» получило открытый лист № 1566-2019 от 29.07.2019, выданный Министерством культуры РФ на проведение археологических работ на территории объекта культурного наследия федерального значения «Остатки древнего <Адрес...>» в границах кадастрового квартала 23:30:0603005 без какой-либо адресной или иной привязки, а поскольку Земельный участок с кадастровым номером 23:30:0603005:579, входит в кадастровый квартал 23:30:0603005, то ООО «КубаньАрхСпас» правомерно проводило археологические работы, и пришел к выводу об отсутствии в действиях должностного лица – ведущего специалиста ООО «КубаньАрхСпас» < Ф.И.О. >1 состава административного правонарушения.
С данным выводом судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу частей 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как предусмотрено статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вышеуказанные требования действующего административного законодательства оставлены судьей при рассмотрении дела без внимания.
Материалами дела установлено, что по договору от 14.06.2019г. № 63/2019р ООО «КубаньАрхСпас» несет перед заказчиком < Ф.И.О. >5 обязательства по производству археологической разведки методом шурфов земельных участков с целью определения мощности культурного слоя объекта археологического наследия и его сохранности.
ООО «КубаньАрхСпас», являясь организацией, основным видом деятельности которой является проведение научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности, знало о порядке проведения археологической разведки, при этом не приняло мер по её проведению в установленном порядке (с соблюдением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом).
В соответствии с приказом Минкультуры России от 10.05.2016 № 1009 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия», для получения открытого листа заявитель подает в Минкультуры России заявление по утвержденной форме. К заявлению прилагается, в том числе, научное обоснование археологических полевых работ, определяющее цели, задачи, объем их проведения и методы исследования. Согласно пункту 2 научного обоснования археологических полевых работ (приложение <№..> к заявлению < Ф.И.О. >1 о выдаче открытого листа) предполагаемый объем работ на земельных участках в границах кадастрового квартала 23:30:0603005 составляет 1500 кв.м..
Указанный объем археологических полевых работ также подтверждается договором от 14.06.2019г. № 63/2019р между < Ф.И.О. >5 и ООО «КубаньАрхСпас». Дополнительное соглашение <№..> к договору не может рассматриваться как основание для увеличения объема археологических работ, с 1500 кв.м., до 4040 кв.м., так как заключено 18.11.2019г. - через 3 месяца после выдачи открытого листа < Ф.И.О. >1 (лист выдан 29.07.2019г.).
Археологические полевые работы должны быть проведены специалистами ООО «КубаньАрхСпас» на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0603005:75 площадью 1500 кв.м., по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ст-ца Тамань, <Адрес...> армии, 20а.
Вместе с тем на основании вышеуказанного открытого листа, выданного < Ф.И.О. >1, специалистами ООО «КубаньАрхСпас» фактически проведены археологические работы на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0603005:579 площадью 2540 кв.м., по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ст-ца Тамань, <Адрес...>Д/2.
Таким образом увеличен объем археологических полевых работ.
Проведенные археологические полевые работы подтверждаются Планом проведения мероприятий по обеспечению сохранности объекта археологического наследия на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0603005:75 площадью 1500 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ст-ца Тамань, <Адрес...> армии, 20а. (вх. от <Дата><№..>) и имеющимся в материалах дела Планом проведения мероприятий по обеспечению сохранности объекта археологического наследия на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0603005:579 площадью 2540 кв.м., для строительства магазина, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ст-ца Тамань, <Адрес...> Д/2 (вх. от <Дата><№..>), в связи с чем у Управления отсутствовала необходимость выезда и составления актов по обследованию соответствующей территории, на которую указано в постановлении судьи.
Из постановления судьи районного суда следует, что судьей сделан вывод о возможности увеличения объема проведения работ, ссылаясь на пункты 3.7, 3.9, 3.20 Положения о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации, утвержденного постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук РАН от <Дата><№..>.
Однако судья вышестоящей инстанции считает данный вывод неверным, поскольку, указанное Положение вносит лишь уточнения в основные понятия и приводит в соответствие с действующим законодательством общие положения, относящиеся к порядку выдачи разрешений (открытых листов), проведению работ, ответственности держателя разрешения (открытого листа) и организации, в которой он работает и не содержит положения, позволяющие увеличивать объем проведения археологических полевых работ.
Таким образом, факт совершения должностным лицом – ведущим специалистом ООО «КубаньАрхСпас» < Ф.И.О. >1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, находит свое подтверждение в собранных по делу об административном правонарушении доказательствах, которые соответствуют принципам допустимости, достоверности и достаточности.
Однако в нарушение вышеуказанных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данные доказательства были оставлены судьей районного суда без внимания.
В связи с чем, вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях должностного лица – ведущего специалиста ООО «КубаньАрхСпас» < Ф.И.О. >1 состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является преждевременным.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от <Дата> нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд вышестоящей инстанции, в том числе вправе вынести решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного, судья вышестоящего суда полагает необходимым постановление судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд, в ином составе.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда
решил:
жалобу представителя управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края < Ф.И.О. >4 удовлетворить.
Решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 27 июля 2020 года, вынесенное в отношении должностного лица – ведущего специалиста ООО «КубаньАрхСпас» < Ф.И.О. >1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
Судья: С.В. Третьяков