ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-494/20 от 17.08.2020 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 12-494/2020

43RS0001-01-2020-004926-68

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

17 августа 2020 года г. Киров

Судья Ленинского районного суда г. Кирова Макарова Л.А., рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Кирова, расположенном по адресу: г.Киров, ул. Спасская, д. 20, каб. 230,

жалобу А. на постановление заместителя начальника ГЖИ Кировской области Г. от 16.06.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении

А., { ... }»

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Кировской области № 473 от 16.06.2020 года генеральный директор ООО «{ ... }» А..Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

В ходе проведения, на основании приказа заместителя начальника ГЖИ Кировской области Г. от 31.10.2019 года № 3670/2019, внеплановой документарной проверки в отношении ООО «{ ... }», осуществляющего свою деятельность в многоквартирном доме по адресу: {Адрес изъят}, установлено, что в платежных документах за {Дата изъята} года по квартирам {Номер изъят}, {Номер изъят}, {Номер изъят} МКД ООО «{ ... }» произвело перерасчет (доначисление) платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (компонент тепловая энергия), коммунальный ресурс тепловая энергия для горячего водоснабжения, потребляемый при содержании общего имущества МКД за период {Дата изъята} года по тарифам ФГБУ «ЦЖКУ», в размере: по квартире № {Номер изъят} – 5560,53 руб., по квартире № {Номер изъят} – 1860,79 руб., по квартире № {Номер изъят} – 4766,34 руб.

Платежный документ за {Дата изъята} года собственникам (нанимателям) жилых помещений МКД выставлен ООО «{ ... }» до {Дата изъята} в соответствии: с частью 2 статьи 155 ЖК РФ.

Порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (компонент тепловая энергия), коммунальный ресурс тепловая энергия для горячего водоснабжения, потребляемый при содержании общего имущества МКД, основания и условия перерасчетов, установленные федеральным законодательством, известны ООО «{ ... }». Однако, ООО «УК { ... }» произвело доначисление, чем нарушило права потребителя, и возложило на него ответственность за принятие самостоятельных управленческий решений.

Таким образом, ООО «{ ... }», в нарушение требований части 1, 2 статьи 155 ЖК РФ, пункта 37 Правил № 354 произвело доначисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (компонент тепловая энергия), коммунальный ресурс тепловая энергия для горячего водоснабжения, потребляемый при содержании общего имущества МКД, в платежных документах за {Дата изъята}.

В соответствии с договором управления многоквартирным домом от {Дата изъята}{Номер изъят} ООО «{ ... }» приняла на себя полномочия по управлению многоквартирным домом.

Единоличным исполнительным органом лицензиата, ответственным за деятельность компании в сфере управления многоквартирными домами является генеральный директор данной компании, который в свою очередь, является ответственным за последствия принимаемых решений, за соблюдения законности деятельности организации, в том числе, за соблюдение нормативно- правовых актов в установленной сфере деятельности.

Согласно, сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) в период с {Дата изъята} по {Дата изъята} лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, являлся А..

А. на основании успешно сданного квалификационного экзамена (протокол от {Дата изъята}{Номер изъят}), инспекцией выдан квалификационный аттестат {Номер изъят}. Наличие квалификационного аттестата подтверждает специальные знания, необходимые управляющим домами, на которых непосредственно возложена ответственность за соблюдение требований жилищного законодательства.

Учитывая, что исполнение обязательных норм и условий договора управления многоквартирным домом от {Дата изъята}{Номер изъят}, непосредственно относится к соблюдению требований части 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 ЖК РФ, их несоблюдение лицензиатом в силу требований подпунктов «а», «б» пункта 3, Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от {Дата изъята}{Номер изъят}, является нарушением лицензионных требований.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник А.. по доверенности Фалалеев К.К. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой указано, что с {Дата изъята}А. прекратил исполнение полномочий генерального директора ООО «{ ... }», фактические обстоятельства дела не оспаривает. Полагает, что выявленные нарушения не создали существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и не повлекли за собою причинение вреда интересам граждан, общества и государства, характера допущенного правонарушения, в период совершения административного правонарушения. В настоящее время А. не состоит в трудовых отношениях с кем-либо, следовательно, не имеет источника дохода, позволяющего осуществлять уплату административного штрафа. Просит постановление заместителя начальника ГЖИ Кировской области № 473 от 16.06.2020 о признании генерального директора ООО «{ ... }» А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей, отменить, объявить А. устное замечание, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

А. и его защитник Фалалеев К.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель ГЖИ Кировской области на рассмотрение жалобы не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно Примечанию 2 к статье 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ).

В части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации приведен перечень лицензионных требований, который, как следует из пункта 7 части 1, является открытым.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 года № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Положение о лицензировании).

В силу пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату, помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, предъявляются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов, и установленных Правительством Российской Федерации, правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно части 2 статьи 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно подпункту 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги является существенным условием договора управления.

В договоре управления от {Дата изъята}{Номер изъят} условия о сроках и порядке предоставления платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг отсутствуют.

В соответствии с пунктом 37 Правил № 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным одному календарному месяцу.

Таким образом, законом предусмотрена обязанность управляющей организации ежемесячно, в срок до первого числа, начислять плату за предоставленные (оказанные) в предыдущем месяце жилищные услуги, и обязанность потребителя ежемесячно оплачивать управляющей организации предъявленную плату за жилищные услуги, предоставленные последней в расчетном периоде (1 месяц), на основании платежного документа, предъявляемого не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (если иной срок не установлен договором управления).

Правила № 354 содержат конкретные случаи, когда потребителю в платежном документе может быть произведен перерасчет, в частности пункты 61, 62, 81(11), 86, 98 Правил № 354.

Как следует из материалов дела, в государственную жилищную инспекцию Кировской области поступили обращения от граждан, проживающих по адресу {Адрес изъят}, по вопросу оказания начисления из дополнительной платы (перерасчета).

Согласно реестру лицензий Кировской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами управляющая компания в спорный период осуществляла управление спорным МКД. Управляющая компания имеет лицензию на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Вина генерального директора ООО «{ ... }» А. подтверждается следующими письменными материалами дела:

- письменными пояснениями А.от {Дата изъята};

- копией трудовой книжки А., согласно которой с {Дата изъята} года по {Дата изъята} года являлся ген.директором ООО «{ ... }»;

- протоколом внеочередного собрания участников ООО «{ ... }», которым прекращены полномочия ген. директора А.;

- соглашением от {Дата изъята} о расторжении трудового договора от {Дата изъята};

- протоколом об административном правонарушении {Номер изъят}ПР от {Дата изъята} года

- выпиской из ЕГЮЛ в отношении ООО «{ ... }»;

- актом проверки лицензиата лицензирующим органом {Номер изъят}А от {Дата изъята};

- предписанием {Номер изъят}П от {Дата изъята};

- письменной информацией ООО «{ ... }» от {Дата изъята};

- копией договора управления МКД № {Номер изъят} от {Дата изъята};

- перерасчетами платы за горячее водоснабжение по кв. № {Номер изъят}, {Номер изъят}{Номер изъят}

- списками лицевых счетов

- копией платежного документа за {Дата изъята} года по {Адрес изъят};

- приказом о проведении внеплановой документарной проверки от {Дата изъята}{Номер изъят};

- сведениями ЖСК {Номер изъят} филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО от {Дата изъята};

- письмом ООО «{ ... }» от {Дата изъята} в адрес ООО «РКЦ» о корректировке платы по горячей воде;

- сведения об объемах горячей воды за {Дата изъята} года;

- претензиями от {Дата изъята} и претензией от {Дата изъята} года

- отчетами о выполнении расчета сумм ОДН с {Дата изъята} года;

- отчетами о выполнении перерасчета

- актами об оказании услуг;

- копиями платежных документов адресованных СЛ (кв{Номер изъят});

- копиями платежных документов адресованных З. (кв. {Номер изъят});

- копиями платежных документов адресованных СВ (кв{Номер изъят});

- показаниями приборов учета;

- справками о составе семьи кв. {Номер изъят}, {Номер изъят}. {Номер изъят};

- решением правления РСТ от {Дата изъята}{Номер изъят}

- копией решения Арбитражного суда Кировской области

- сведениями администрации г.Кирова от {Дата изъята}

- выпиской из реестра имущества МО «Город Киров»

- копией технического паспорта

Оценив представленные доказательства, суд считает, что заместитель начальника ГЖИ Кировской области обоснованно усмотрел в действиях генерального директора ООО «{ ... }» А. состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.14.1.3 КоАП РФ.

Квалификация действий генерального директора ООО «{ ... }» А. является верной.

Генеральный директор ООО «{ ... }» А. привлечен к ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, размер назначенного административного наказания назначен в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является минимальным.

Рассматривая возможность прекращения производства по делу ввиду малозначительности вменяемого правонарушения, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, учитывая, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. По делам, имеющим формальный состав, следует учитывать не то, причинен либо не причинен действиями лица какой-либо вред, а существовала ли угроза охраняемым общественным отношениям, насколько она была реальна и какие последствия могли наступить в результате несоблюдения тех или иных требований.

Оценив конкретные обстоятельства дела, суд не находит оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, при этом судом учитывается длительность неверного начисления платы за коммунальные услуг, тот факт, что перерасчет, сделанный жильцам в квитанциях за сентябрь 2019 года, привел к значительному увеличению платы за коммунальные услуги в данном месяце, то есть повлек причинение реальных негативных последствий, нарушил права потребителей.

Тот факт, что в настоящее время А. не трудоустроен, дохода не имеет, основанием для признания правонарушения малозначительным не является.

Наказание А. назначено в минимально возможном размере, является справедливым и соразмерным совершенному правонарушению, учитывает характер правонарушения, обстоятельства его совершения, личность А., отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Согласно ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Доводы жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении норм процессуального права при вынесении постановления, не опровергают выводы, сделанные заместителем начальника ГЖИ Кировской области, сводятся фактически к несогласию с наказанием, которое является минимальным. Основания для прекращения производства по делу отсутствуют. Нарушений правил подведомственности по делу не допущено.

Нарушений процессуальных норм, которые могут являться основанием для отмены вынесенного по делу постановления, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Кировской области № 473 по делу об административном правонарушении от 16.06.2020 года в отношении генерального директора ООО «{ ... }А. по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «{ ... }» А.. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней с момента получения копии решения.

Судья Л.А.Макарова