№ 12-494/2021
УИД 24RS0058-01-2021-000029-07
РЕШЕНИЕ
Красноярский край,
<...> 14 октября 2021 года
Судья Ачинского городского суда Красноярского края Насонов С.Г.,
с участием защитника ООО «Эко-Транспорт» - Галиной О.П., действующей на основании доверенности № 27 от 30.12.2020,
помощника Ачинского городского прокурора Чиркова Д.С. (на основании поручения 17.09.2021 № 7-04-2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Транспорт» на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора от 28 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора от 28 декабря 2020 года юридическое лицо – ООО «Эко-Транспорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель ООО «Эко-Транспорт» - генеральный директор ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Свои требования мотивирует тем, что в действиях ООО «Эко-Транспорт» нет вины, так как ООО «Мусоросортировочный комплекс Юго-Запад» не осуществляет свою деятельность, не принимает отходы, в связи с чем, отходы направляются в Назаровский район по согласованию с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края. Таким образом, факт нарушения региональным оператором территориальной схемы административным органом и Шарыповской межрайонной прокуратурой не доказан. В действиях ООО «Эко-Транспорт» отсутствует состава административного правонарушения. Кроме того, автор жалобы полагает, что в силу положений Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля …» внеплановая проверка Общества, относящегося к микропредприятиям, Шарыповской межрайонной прокуратурой проведена в отсутствие на то законных оснований. Правонарушение, вмененное ООО «Эко-транспорт», предусмотренное ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, не причинило и не могло причинить вреда людям, природе, объектам культурного наследия, безопасности государства, в связи с чем законный представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, полагает, что в случае признании Общества виновным, предусмотренное санкцией статьи наказание в виде административного штрафа возможно заменить на предупреждение (л.д. 2-3).
Защитник ООО «Эко-Транспорт» Галина О.П. в судебном заседании поддержала жалобу ФИО1 по изложенным в ней основаниям, настаивала на том, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, поскольку изменение направления транспортирования отходов вызвано объективными причинами и согласовано с Министерством экологии и рационального природопользования края.
Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО2, надлежащим образом уведомленная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не представила. В связи с чем, судья полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя административного органа.
Прокурор Чирков Д.С., участвующий в судебном заседании на основании поручения заместителя Шарыповского межрайонного прокурора от 17.09.2021, доводы жалобы полагал необоснованными и не подлежащими удовлетворению, а обжалуемое постановление – подлежащим оставлению без изменения.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника, прокурора, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Из материалов дела следует, что постановлением заместителя Шарыповского межрайонного прокурора от 28.08.2020 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «Эко-Транспорт».
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора от 28 декабря 2020 года юридическое лицо – ООО «Эко-Транспорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Согласно вышеуказанному постановлению, вина ООО «Эко-Транспорт» выразилась в следующем:
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края № 1/2804 от 14.12.2018 ООО «Эко-Транспорт» присвоен статус регионального оператора Назаровской технологической зоны.
В целях организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Назаровской технологической зоны, между ООО «Эко-Транспорт» и Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края заключено соглашение № 18 от 14.12.2018 «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Назаровской технологической зоны Красноярского края» (далее - Соглашение).
В соответствии с п. 2.1.5 и п. 2.1.6 Соглашения региональный оператор обязан осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО в Назаровской территориальной зоне в соответствии с территориальной схемой, а также заключать и исполнять договоры с операторами по обращению с ТКО владеющими объектами по обработке и захоронению ТКО.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 23.09.2016 № 1/451-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае» утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае (далее - Схема обращения с отходами).
В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, а также Договором № 35/18 от 26.12.2018 «Об оказании услуг по обработке твердых коммунальных отходов» ООО Эко-Транспорт» передает отходы для обработки ООО «Мусоросортировочный комплекс Юго-Запад» на объект, расположенный по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, в 2,2 км на северо-восток от с. Ажинское, стр. 1.
Вместе с тем, ООО «Эко-Транспорт», в нарушение приведенных выше норм, осуществляет сбор, транспортирование отходов с нарушением схемы обращения с отходами, а именно не передает отходы для обработки в ООО «Мусоросортировочный комплекс Юго-Запад» на объект, расположенный по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, в 2,2 км на северо-восток от с. Ажинское, стр. 1, что является нарушением: ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.ч. 1, 10 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 23.09.2016 № 1/451-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае» (л.д. 19-23).
Соглашением № 18 от 14.12.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Назаровской технологической зоны Красноярского края, заключенного между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО «Эко-Транспорт», согласован вопрос об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Назаровской технологической зоны Красноярского края.
В соответствии с нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (часть 1 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ).
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ).
Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами (часть 8 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ).
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярского края, утверждена приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 № 1/451-од (с учетом редакции от 29.10.2019 № 77-1795-од) (далее - Территориальная схема).
Территориальная схема размещена в сети Интернет на официальном сайте министерства: http://www.mpr.krskstate.ru/pagel3552.
ООО «Эко-транспорт» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Назаровской и Ачинской технологической зоны Красноярского края сроком на 10 лет (приказы Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 14.12.2018 №1/2804-од, от 11.05.2018 №1-937од).
Министерством с ООО «Эко-транспорт» заключены соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории указанных технологической зон края.
Согласно Территориальной схемы потоки твердых коммунальных отходов от г.о. Шарыпово и Шарыповского муниципального округа направляются ООО «Эко-транспорт» на мусоросортировочный комплекс ООО МСК «Юго-Запад» в Шарыповском муниципальном округе с последующим захоронением хвостов на полигоне вблизи г.о. Ачинск.
В соответствии с подразделом 9.1 раздела 9 «Схемы потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации в государственный реестр объектов размещения отходов» Территориальной схемы при возникновении каких-либо чрезвычайных или непредвиденных или иных ситуаций на объектах размещения отходов, определенных как конечные объекты размещения ТКО на срок действия территориальной схемы, транспортирование отходов должно осуществляться на ближайший легитимный объект, имеющий остаточный ресурс на момент возникновения чрезвычайной или непредвиденной ситуации.
К таким ситуациям могут относиться в том числе, но не ограничиваясь:
административное приостановление деятельности объекта;
прекращение деятельности объекта (приостановление/аннулирование лицензии);
пожар на объекте;
выход из строя техники на объекте;
ремонт дороги к объекту;
распутица, размытие, снежный завал подъездных путей и на самом объекте;
изменение срока ввода в эксплуатацию нового объекта, предусмотренного территориальной схемой.
В указанных случаях региональные операторы направляют в адрес министерства уведомления об изменении потока ТКО с указанием причин.
Согласно представленным материалам, ООО «Эко-Транспорт» неоднократно обращалось с уведомлением о невозможности передачи ТКО в адрес ООО «МСК Юго-Запад» в Шарыповскую межрайонную прокуратуру и Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края (л.д. 77-78, 86, 88-89, 90-91, 92, 93, 94).
Поступление указанных уведомлений от ООО «Эко-Транспорт» подтверждается информацией Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 13.10.2021 № 77-012845, так, в частности, 05.04.2021 от регионального оператора ООО «Эко-Транспорт» поступило уведомление о том, что ООО МСК «Юго-Запад» не осуществляет прием отходов, с целью приведения в соответствие с требованиями действующего природоохранного законодательства (Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р; Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1657 «О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов») деятельности по обращению с ТКО в г.о. Шарыпово и Шарыповского муниципального округа поток ТКО направлен на ближайший объект обработки ООО «Благоустройство и озеленение» в соответствии с договором от 20.03.2020 № 01-С-ТКО.
Также ООО «Эко-Транспорт» в целях возобновления бесперебойной работы мусоросортировочного комплекса обращалось к руководству ООО МСК Юго-Запад с письмом от 23.03.2020 № 01-417 (л.д. 104).
Факт приостановки деятельности мусоросортировочного комплекса по приему ТКО подтверждается актами осмотра территорий, согласно которым 09.01.2020, 11.05.2020, 09.06.2020 были осуществлены осмотры территории ООО «МСК Юго-Восток» комиссией в составе представителей ООО «Эко-Транспорт», администрации Шарыповского района, согласно которым мусоросортировочный комплекс ООО «МСК Юго-Запад» закрыт, персонал отсутствует (л.д. 95-103).
Согласно материалам дела, 20.03.2020 между ООО «Эко-Транспорт» и ООО «Благоустройство и озеленение» был заключен договор № 01-С-ТКО (сроком действия с 01.01.2020 по 31.12.2020), согласно которому ООО «Эко-Транспорт» поток ТКО направлен на объект обработки ООО «Благоустройство и озеленение», то есть фактически заявитель предпринял меры к передаче специализированному предприятию ТКО для последующей сортировки. При этом региональный оператор принял меры, направленные на урегулирование ситуации с руководством ООО МСК Юго-Запад по возобновлению приема отходов на сортировку, а также по уведомлению Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края об изменении направления транспортирования ТКО и его причинах, являющихся уважительными.
При таких обстоятельствах суд не усматривает в действиях ООО «Эко-Транспорт» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора от 28 декабря 2020 года подлежит отмене, а дело - прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора от 28 декабря 2020 года о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Транспорт» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей, отменить, дело об административном правонарушении – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копии решения, путем подачи жалобы или принесения протеста через Ачинский городской суд Красноярского края.
Судья С.Г. Насонов