Судья Глушков Ю.Н. дело № 5-4145/2021
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ханты-Мансийск дело № 12-494/2021 29 сентября 2021 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Солопаева Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. заместителя прокурора Нижневартовского района Зверенко М.С. на постановление судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального служащего главного специалиста отдела по вопросам общественной безопасности администрации Нижневартовского района ФИО1 (ФИО)6,
у с т а н о в и л :
постановлением судьи Нижневартовского городского суда от 21 июля 2021 года в отношении главного специалиста отдела по вопросам общественной безопасности администрации Нижневартовского района ФИО1 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключающемся в несоблюдении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), в связи с отсутствием в действиях данного муниципального служащего состава административного правонарушения.
В протесте, принесенном в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, и.о. заместителя прокурора Нижневартовского района Зверенко М.С. просит указанное постановление отменить, поскольку вина ФИО1 в совершении вменяемого ему административного правонарушения подтверждается материалами дела, согласно которым им было неправомерно принято решение о хранении в своем рабочем кабинете паспортов безопасности образовательных учреждений Нижневартовского района.
Изучив материалы дела, проверив доводы протеста, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 этого Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 30000 до 50000 руб. или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Согласно статье 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (пункт 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности для этих объектов территорий, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 (далее – Требования).
Пунктом 46 Требований установлено, что паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения с отметкой «Для служебного пользования».
Исходя из пункта 47 Требований, паспорт безопасности объекта (территории) составляется в 2 экземплярах (1-й экземпляр паспорта безопасности объекта (территории) хранится на объекте (территории), 2-й экземпляр направляется в орган (организацию), являющийся правообладателем объекта (территории).
Копия (по согласованию с территориальным органом безопасности - бумажная или электронная) паспорта безопасности объекта (территории) с сопроводительным письмом направляется в территориальный орган безопасности по месту нахождения объекта (территории).
В силу пункта 44 Требований паспорт безопасности объекта (территории) подписывается должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или уполномоченным им лицом.
Согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня его подписания. Срок рассмотрения и согласования паспорта безопасности не должен превышать 10 дней с момента его поступления в территориальные органы и подразделения, указанные в пункте 44 данных Требований (пункт 45).
Как усматривается из материалов дела в марте 2021 года прокуратурой Нижневартовского района в 4 образовательных учреждениях: <данные изъяты> проведена проверка, в результате которой установлены факты отсутствия у них с января 2020 года по 19 марта 2021 года (дата выездной проверки помощника прокурора) оригиналов паспортов безопасности (л.д.17-18, 19-22).
Из письменных объяснений руководителей указанных образовательных учреждений от 22 апреля и 26 апреля 2021 года следует, что после проведения категорирования в конце 2019 года паспорта безопасности данных учреждений были направлены для утверждения и согласования в администрацию Нижневартовского района в порядке пунктов 44, 45 Требований (л.д.23-30).
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой Нижневартовского района была проведена проверка администрации Нижневартовского района (л.д.38), которой установлено, что в период с 24 января 2020 года по 24 марта 2021 года главным специалистом отдела по вопросам общественной безопасности администрации Нижневартовского района ФИО1 после возвращения паспортов безопасности вышеуказанных образовательных учреждений из Регионального управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тюменской области по собственному решению осуществлялось хранение данных паспортов в сейфе своего кабинета. Соответствующих мер по возвращению вторых экземпляров паспортов безопасности в образовательные учреждения ФИО1 не было принято, что противоречит пунктам 46, 47 Требований.
Отсутствие оригиналов паспортов в учреждениях фактически лишило их руководителей возможности принять меры по исполнению требований антитеррористической защищенности, а также привело к необладанию информацией о состоянии антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Данные факты послужили основанием для возбуждения в отношении главного специалиста отдела по вопросам общественной безопасности администрации Нижневартовского района ФИО1 дела об административной ответственности по части 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, судья городского суда исходил из того, что решение вопросов антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в том числе определение места хранения паспортов безопасности этих учреждений, не входит в должностные обязанности ФИО1 как главного специалиста отдела по вопросам общественной безопасности администрации Нижневартовского района согласно его должностной инструкции.
С такими выводами судьи в постановлении согласиться нельзя по следующим основаниям.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 этого же Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности, в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Так, распоряжением Главы Нижневартовского района от 14 мая 2018 года № 173-к ФИО1 с 16 мая 2018 года назначен на должность главного специалиста отдела по вопросам общественной безопасности администрации Нижневартовского района (л.д.65).
Исходя из пункта 3.12 должностной инструкции главного специалиста отдела по вопросам общественной безопасности администрации района, утвержденной Главой Нижневартовского района 28 марта 2018 года, к его должностным обязанностям относится, в том числе, организация работы по обеспечению деятельности антитеррористической комиссии района; по взаимодействию с антитеррористической комиссией Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; по координации деятельности структурных подразделений администрации района по направлению деятельности отдела (л.д.72-88).
Основные задачи, на реализацию которых ориентировано исполнение должностных обязанностей главного специалиста отдела по вопросам общественной безопасности администрации Нижневартовского района, определены Положением об отделе по вопросам общественной безопасности администрации района (пункт 1.6 должностной инструкции).
Согласно пункту 2.6 Положения об отделе по вопросам общественной безопасности администрации района, утвержденного распоряжением администрации Нижневартовского района от 12 ноября 2020 года № 594-р, одной из основных задач отдела является обеспечение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления (л.д.108, 109-112).
Между тем, по информации администрации Нижневартовского района от 14 мая 2021 ода № 01-15-2584/1, предоставленной на требование прокуратуры от 05 мая 2021 года № 27-03-2021, паспорта безопасности всех образовательных учреждений района не были возвращены в учреждения после их согласования (с 24 января 2020 года) по причине того, что главным специалистом отдела по вопросам общественной безопасности администрации Нижневартовского района ФИО1 было принято решение об их хранении в сейфе служебного кабинета отдела (л.д.39-40).
Факт хранения паспортов безопасности в администрации подтверждается копией журнала учета исходящих (отправляемых) конфиденциальных документов администрации Нижневартовского района и выпиской из журнала входящих документов, в соответствии с которыми согласованные паспорта безопасности объектов образования в количестве 76 штук возвращены 24 января 2020 года из Регионального управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тюменской области. В образовательные учреждения они направлены только 24 марта 2021 года (л.д.41-64).
Однако, данные обстоятельства судом при вынесении постановления полно и всесторонне не были исследованы.
Ссылаясь в обоснование своих выводов на то, что решение вопросов антитеррористической защищенности конкретно образовательных учреждений, в том числе, определение места хранения паспортов безопасности этих учреждений, не входит в должностные обязанности ФИО1, судья городского суда не установил, что предполагают и в чем заключаются вышеуказанные обязанности, предусмотренные пунктом 3.12 должностной инструкции главного специалиста отдела по вопросам общественной безопасности администрации района и не учел, что обеспечение требований к антитеррористической защищенности объектов, независимо от сферы деятельности организаций и учреждений, является одной из основных задач отдела по вопросам общественной безопасности администрации района, на исполнение которых ориентированы должностные обязанности главного специалиста названного отдела.
Судом первой инстанции не выяснено, на каком основании ФИО1, не имея соответствующих полномочий, фактически осуществлял хранение паспортов безопасности образовательных учреждений в период с 24 января 2020 года по 24 марта 2021 года вместо того, чтобы вернуть их в учреждения.
При таких обстоятельствах, судьей городского суда сделаны преждевременные выводы об отсутствии вины главного специалиста отдела по вопросам общественной безопасности администрации Нижневартовского района ФИО1 в правонарушении.
Таким образом, на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесенное постановление подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - возвращению на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
протест и.о. заместителя прокурора Нижневартовского района Зверенко М.С. удовлетворить.
Постановление судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального служащего главного специалиста отдела по вопросам общественной безопасности администрации Нижневартовского района ФИО1 (ФИО)7 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд иному судье.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа-Югры Л.М. Солопаева