ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-495/20 от 25.08.2020 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

№ 12-495/2020

УИД 41RS0001-01-2020-006204-67

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ак.Курчатова, 6

РЕШЕНИЕ

«25» августа 2020 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре Попрядухиной И.С., рассмотрев жалобу защитника Малыновой А.Ю. на постановление государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 1 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 30 июня 2020 года о признании Акционерного общества «Северо-Курильская база сейнерного флота» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 1 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району (далее - государственный инспектор) по делу об административном правонарушении № 18900009860200004196 от 30 июня 2020 года акционерного общества «Северо-Курильская база сейнерного флота» (далее-АО «СК БСФ», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.

Не согласившись с постановлением, защитник Малынова А.Ю. обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой, указав следующее. Судно производило сброс только измельченных пищевых отходов, появление которых является очевидным присутствием нормальной эксплуатации судов, эксплуатируемых людьми, в процессе приготовления и потребления пищи неизбежно образуются пищевые отходы. Приложение V к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (МАРПОЛ) «Правила предотвращения загрязнения мусором с судов» устанавливает, что сброс пищевых отходов, которые пропущены через измельчитель или мельничное устройство, в море за пределами особых районов разрешается на расстоянии не менее 3-х морских миль от ближайшего берега. Такие измельченные или размолотые пищевые отходы должны проходить через грохот с отверстиями размером не более 25 мм (п. 1 Правил 4 Приложения V к Конвенции). Международное право, являющееся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ, также предусматривает возможность сброса пищевых отходов при соблюдении определенных условий. Также на судне имеется действующий «План управления мусором», одобрен по поручению правительства РФ «Российским Морским Регистром судоходства» (РМРС) от 25 мая 2018 года, который составлен в соответствии с указаниями Правил 10 Приложения V МАРПОЛ и разработан в соответствии с руководством международной организации ИМО, принятой резолюцией МЕРС 220(63). Капитан судна в своих действиях руководствовался именно «Планом управления мусором», в котором указано, что измельченные или раздробленные пищевые отходы за пределами особых районов и Арктических вод допускается сбрасывать за пределами 3-х морских миль (лист 11 Плана управления мусором, табл. 1). Из анализа приведенных норм следует, что ограничениями сброса пищевых отходов в море являются превышение нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации. Кроме того, ссылка в протоколе об административном правонарушении и постановлении на п. 13.1.9 Наставления по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства РФ (утв. Приказом Государственного Комитета Российской Федерации по рыболовству № 134 от 27 мая 1999 года) является необоснованной, ввиду его не опубликования в официальном порядке. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, законы, нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, неопубликованные нормативные правовые акты не применяются и не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан, государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения. Согласно абз. 2 п. 9 Указа Президента Российской Федерации № 763 от 23 мая 1996 года «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается первая публикация их полных текстов в «Российской газете» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). В указанных официальных источниках Приказ Государственного Комитета Российской Федерации по рыболовству № 134 от 27 мая 1999 года опубликован не был. Постановлением не установлено превышение нормативов в области охраны окружающей среды, не дана оценка степени возможного загрязнения окружающей среды и факторов вредного воздействия, поэтому Общество не может быть привлечено к административной ответственности. Согласно ст. 1 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Пищевые отходы не относятся к категории отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в связи с чем, постановление носит ненадлежащую квалификацию и подлежит отмене с прекращением производства по делу.

АО «СК БСФ» о месте и времени рассмотрения жалобы извещено, законный представитель в судебном заседании участия не принимал, ходатайств не направлял.

Защитник Малынова А.Ю., действующая на основании доверенности 41АА № 0674637 от 02 декабря 2019 года, поддержала изложенные в жалобе доводы, полагала, что в действиях АО «СК БСФ» отсутствует состав вмененного административного правонарушения, в связи с чем, просила постановление отменить и прекратить производство по делу.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав защитника Малынову А.Ю., прихожу к следующему.

В соответствии со ч.ч. 1, 2 ст. 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» захоронение отходов и других материалов (далее - захоронение) - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений.

Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации;

Захоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В соответствии со ст. 1 Международной Конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (далее-Конвенция МАРПОЛ) стороны Конвенции обязуются осуществлять положения настоящей Конвенции и тех Приложений к ней, которыми они связаны, в целях предотвращения загрязнения морской среды вредными веществами или стоками, содержащими такие вещества, путем их сброса в нарушение положений Конвенции. Всякая ссылка на настоящую Конвенцию, если специально не предусмотрено иное, означает одновременно ссылку на ее Протоколы и Приложения.

В Правиле 1 Приложения V «Правила предотвращения загрязнения мусором с судов» к Конвенции МАРПОЛ закреплены основные понятия целей настоящего Приложения, в том числе, пищевые отходы под которыми понимают любые испорченные или неиспорченные пищевые продукты, такие, как фрукты, овощи, молочные продукты, птица, мясные продукты и пищевые остатки, образующиеся на судне. Мусор означает все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, все виды пластмасс, остатки груза, золу из инсинераторов, кулинарный жир, орудия лова и туши животных, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, определение или перечень которых приведены в других Приложениях к настоящей Конвенции. Мусор не включает свежую рыбу и ее остатки, образующиеся в результате промысловых операций в ходе рейса или в результате деятельности, связанной с аквакультурой, к которой относится перевозка рыбы, включая моллюсков и ракообразных, для помещения на объект аквакультуры, а также перевозка добытой рыбы, включая моллюсков и ракообразных, с таких объектов на берег для переработки.

Приказом Госкомрыболовства РФ от 27 мая 1999 года № 134 введены в действие «Наставления по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации» (далее-Наставления).

Как следует из понятий, изложенных в Наставлениях, ближайший берег - исходная линия, от которой согласно международному праву отсчитываются территориальные воды соответствующей территории (п. 1.2.3); мусор - все виды пищевых и бытовых отходов (исключая свежую рыбу и ее остатки), пластмасс, отходов, связанных с грузом, отходов, образующихся при техническом обслуживании, эксплуатационных отходов, масляных отстоев, масляной ветоши, остатков груза, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением вредных веществ (п. 1.2.25); пищевые отходы - любые испорченные или неиспорченные пищевые продукты, такие как фрукты, овощи, молочные продукты, птица, мясные продукты, пищевые остатки, частицы пищевых продуктов, а также все другие материалы, загрязненные такими отходами и образуемые на борту судов, главным образом на камбузе и в местах приема пищи (п. 1.2.42).

В соответствии с п. 13.1.3 Наставлений, сброс мусора с судов в открытом море и в особых районах регламентируется приложением V к Конвенции МАРПОЛ 73/78, Конвенцией ХЕЛКОМ 92, в исключительной экономической зоне Российской Федерации - постановлением Правительства Российской Федерации, а во внутренних и территориальных водах - национальными правилами и законодательствами стран.

Согласно п. 13.1.9 Наставлений сброс с судов всех видов мусора в территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации запрещен. Запрещение касается и сброса измельченного мусора, а также отходов, образующихся при промышленной переработке водных биоресурсов на судах промыслового флота.

Административная ответственность по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Как усматривается из исследованных материалов дела, в рапорте от 23 февраля 2020 года старший госинспектор РФ по госконтролю в сфере охраны морских биоресурсов 1 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району ФИО1 указал, что 25 января 2020 года постановлением по делу об административном правонарушении (УИН 18900009860200000319) капитан судна СРТМ «Румянцево» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление сброса пищевых отходов в территориальном море РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб. В момент совершения административного правонарушения собственником судна СРТМ «Румянцево» являлось ООО «Тымлатский рыбокомбинат», судовладельцем судна «Румянцево» - АО «СК БСФ» (л.д. 1).

В деле представлено постановление старшего госинспектора РФ по госконтролю в сфере охраны морских биоресурсов ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 25 января 2020 года о признании капитана судна СРТМ «Румянцево» ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 62-69).

С целью всестороннего и полного рассмотрения данного дела, определением от 15 июня 2020 года к материалам дела об административном правонарушении в отношении АО «СК БСФ» приобщены копии документов из дела об административном правонарушении № 9862/31-20 в отношении капитана судна СРТМ «Румянцево» ФИО2 по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно указанному перечню (л.д. 86-87).

25 января 2020 года с 00 час. 10 мин. до 02 час. 00 мин. (время кмч), в географических координатах 50°39?5 сш 156°08?6 вд, зона 6103.1, старшим госинспектором РФ по госконтролю в сфере охраны морских биоресурсов ПУ ФСБ России по восточному арктическому району проведен досмотр судна СРТМ «Румянцево», о чем составлены Протокол досмотра транспортного средства и Акт осмотра судна, копии которых капитан ФИО2 получил, замечаний по проведенному досмотру не имел. Согласно Акту осмотра судна, в деятельности капитана выявлено нарушение законодательства РФ, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 2-6).

На основании данных, внесенных в Государственный судовой реестр морского рыбного порта под № 1049 от 28 ноября 2003 года, судно СРТМ «Румянцево» принадлежит на праве собственности ООО «Тымлатский рыбокомбинат», что подтверждается свидетельством о праве собственности на судно (л.д. 9-10).

Как усматривается из Договора фрахтования судна СРТМ «Румянцево» без экипажа «бербоут-чартер» № 982/1 от 10 февраля 2014 года (далее-Договор бербоут-чартер), Акта приема-передачи от 10 февраля 2014 года, Дополнительными Соглашениями от 09 декабря 2015 года и от 25 апреля 2016 года, ООО «Тымлатский рыбокомбинат» (Судовладелец) передал во временное пользование АО «СК БСФ» (Фрахтователь) не укомплектованное экипажем судно СРТМ «Румянцево» для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства в территориальном море и внутренних морских водах РФ, на континентальном шельфе РФ, исключительной экономической зоне РФ, в перечисленных районах помысла, в соответствии с Правилами рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна и законодательством РФ (л.д. 15-25).

Согласно сведениям журнала операций с мусором (начат 19 июня 2018 года) и судового журнала судна СРТМ «Румянцево» № 10-1438 (начат 01 января 2020 года), судно СРТМ «Румянцево» в период с 05 января 2020 года до 11 января 2020 года, 13 января 2020 года, 14 января 2020 года, 17 января 2020 года, с 19 января 2020 года до 22 января 2020 года, осуществляло сброс измельченных пищевых отходов (л.д. 26-47).

В соответствии с судовой ролью, капитаном судна СРТМ «Румянцево» в рассматриваемый период являлся ФИО2 (л.д. 12).

В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельства, имеющий значение для правильного разрешения дела устанавливаются, в том числе, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей.

Капитан судна СРТМ «Румянцево» ФИО2 от дачи объяснений отказался, воспользовался ст. 51 Конституции РФ (л.д.60-61).

В соответствии с ч. 1 ст. 25.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Определением государственного участкового инспектора РФ по госконтролю в сфере охраны морских биоресурсов ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 25 января 2020 года, для нанесения на навигационную карту координат нахождения судна СРТМ «Румянцево», где производился сброс пищевых отходов, основываясь на сведениях судового журнала и журнала операций с мусором, в ходе производства по делу в качестве специалиста привлечен второй помощник капитана СРТМ «Румянцево» ФИО3, имеющего образование в области судовождения, надлежащую квалификацию (л.д. 49-51).

Согласно письменному пояснению специалиста ФИО3 от 25 января 2020 года, из анализа графического нанесения на морскую навигационную карту № 63219 местонахождение судна Рыболовное «Румянцево» (Схема прилагается), следует, что данным судном в указанные календарные даты и координаты, которые во всех случаях соответствуют территориальному морю РФ, сброшены измельченные пищевые отходы:

-05 января 2020 года, в координатах 49°37,4" сш 154°41,6 вд, в 00 час. 45 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве 0,09 м3;

-06 января 2020 года, в координатах 49°29,8" сш 154°33,8" вд, в 00 час. 30 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве 0,09 м3;

-07 января 2020 года, в координатах 49°30,2" сш 154°35,0", вд в 00 час. 30 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве 0,09 м3;

-08 января 2020 года, в координатах 49°34,2"сш 154°40,6" вд, в 01 час. 00 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве 0,09 м3;

-10 января 2020 года, в координатах 49°26,4" сш 154°34,6" вд, в 00 час. 20 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве 0,09 м3;

-11 января 2020 года, в координатах 49°23,6" сш 154°55,2" вд, в 21 час. 30 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве 0,18 м3;

-13 января 2020 года, в координатах 49°28,0" сш 154°35,3" вд, в 01 час. 40 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве 0,09 м3;

-14 января 2020 года, в координатах 49°25,6" сш 154°56,6" вд, в 23 час. 30 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве 0,09 м3;

-17 января 2020 года, в координатах 49°27,7" сш 154°55,0" вд, в 00 час. 20 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве 0,18 м3;

-17 января 2020 года, в координатах 49°26,0" сш 154°54,6" вд, в 21 час. 00 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве 0,09 м3;

-19 января 2020 года, в координатах 49°31,5" сш 154°37,5" вд, в 10 час. 30 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве 0,09 м3;

-20 января 2020 года, в координатах 49°30,7" сш 154°34,9" вд, в 21 час. 00 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве 0,09 м3;

-21 января 2020 года, в координатах 49°24,9" сш 154°31,6" вд, в 20 час. 45 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве 0,09 м3;

-22 января 2020 года, в координатах 49°26,8" сш 154°55,6" вд, в 23 час. 20 мин. сброшены измельченные пищевые отходы в количестве 0,09 м3 (л.д. 56-59).

Специалист ФИО3 предупрежден о наступлении административной ответственности, предусмотренной ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за дачу заведомо ложного пояснения, в связи с чем, не имеется оснований усомниться в допустимости пояснений специалиста от 25 января 2020 года, расцениваю его допустимым доказательством.

На основании вышеизложенного, госинспектор РФ по госконтролю в сфере охраны морских биоресурсов ПУ ФСБ России по восточному арктическому району установил, что АО «СК БСФ», посредством судна СРТМ «Румянцево», под управлением капитана ФИО2, нарушило правила захоронения с судов отходов, осуществив в территориальном море РФ сброс измельченных пищевых отходов 05, 06, 07, 08 января 2020 года, 10, 11 января 2020 года, 13, 14 января 2020 года, 17 января 2020 года (дважды), 19, 20, 21 и 22 января 2020 года, в географических координатах и количестве, как о том указано в письменном пояснении специалиста ФИО3 от 25 января 2020 года.

Указанные обстоятельства явились основанием к составлению 15 июня 2020 года в отношении АО «СК БСФ» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 72-83).

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения: о событии, времени совершения административного правонарушения, о юридическом лице АО «СК БСФ», в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Постановлением государственного инспектора от 30 июня 2020 года АО «СК БСФ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В действиях АО «СК БСФ» установлено нарушение ч.ч. 1, 2 ст. 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», п.п. 13.1.8, 13.1.9 Наставлений (л.д. 102-117).

Виновность АО «СК БСФ» установлена на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств: протокола об административном правонарушении от 15 июня 2020 года, судового журнала, журнала операций с мусором, пояснения специалиста ФИО3 от 25 января 2020 года, иных материалов дела.

Деяние АО «СК БСФ», имевшего возможность для соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и порядка природопользования, в том числе, посредством обеспечения надлежащего контроля за соблюдением этих требований капитаном судна, правильно квалифицировано по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и положениями законодательства в области охраны окружающей среды в территориальном море.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса, в том числе, место и время совершения административного правонарушения.

Достоверность и допустимость всех доказательств должностным лицом проверены, им дана надлежащая и мотивированная оценка по правилам, установленным в ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не согласиться с которой оснований не усматриваю.

В силу ст. 2.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, в случаях, предусмотренных статьями раздела 2 КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

АО «СК БСФ» и его руководитель обязаны были соблюдать и контролировать выполнение капитаном судна СРТМ «Румянцево» ФИО2 требований Федерального закона № 155-ФЗ и Наставлений, однако, вопреки этому, надлежащий контроль за действиями капитана судна, допустившего нарушение требований вышеуказанных норм закона, не осуществлялся.

Доказательства тому, что административное правонарушение совершено АО «СК БСФ» вследствие непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне его контроля, материалы дела не содержат и в ходе рассмотрения жалобы не установлены.

Ссылки защитника Малыновой А.Ю. на требования к сбросу мусора, установленные п. 1 Правила 4 Приложения V к Конвенции МАРПОЛ, на наличие на судне действующего Плана управления мусором, которыми руководствовался капитан судна СРТМ «Румянцево» ФИО2, не опровергают выводы государственного инспектора о наличии в действиях АО «СК БСФ» состава административного правонарушения, на основании следующего.

Правилом 4 Приложения V к Конвенции МАРПОЛ установлено, что сброс перечисленных ниже видов мусора в море за пределами особых районов разрешается только тогда, когда судно находится в пути, и настолько далеко от ближайшего берега, насколько это выполнимо, но в любом случае на расстоянии не менее 3 морских миль от ближайшего берега - пищевых отходов, которые пропущены через измельчитель или мельничное устройство. Такие измельченные или размолотые пищевые отходы должны проходить через грохот с отверстиями размером не более 25 мм (подп. 1.1); 12 морских миль от ближайшего берега - пищевых отходов, которые не были переработаны в соответствии с подп 1.1 (подп. 1.2).

Пунктом 13.1.3 Наставлений закреплено, что сброс мусора с судов в открытом море и в особых районах регламентируется приложением V к Конвенции МАРПОЛ 73/78, Конвенцией ХЕЛКОМ 92, в исключительной экономической зоне Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации, а во внутренних и территориальных водах - национальными правилами и законодательствами стран, что также подтверждается положениями пунктов 1.1.2 и 1.1.3 Наставления, устанавливающих приоритет национального природоохранного законодательства при нахождении судов во внутренних и территориальных водах Российской Федерации

Пункт 2 ст. 37 Федерального закона № 155-ФЗ, п. 13.1.9 Наставлений содержат прямой запрет на сброс с судов всех видов мусора в территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации. Запрещение касается и сброса измельченного мусора (включающего, в том числе, все виды пищевых отходов), а также отходов, образующихся при промышленной переработке водных биоресурсов на судах промыслового флота.

Как установлено при рассмотрении дела, судном СРТМ «Румянцево», под руководством капитана ФИО2, во всех случаях 05, 06, 07, 08 января 2020 года, 10, 11 января 2020 года, 13, 14 января 2020 года, 17 января 2020 года (дважды), 19, 20, 21 и 22 января 2020 года сброс измельченных пищевых отходов осуществлен в территориальном море РФ. При этом, измельчение пищевых отходов производилось через установленную на судне дробилку, паспорт либо свидетельство, которое подтверждает, что дробилка предназначена для измельчения мусора, в деле не имеется, что исключает возможность установить размеры фракции при измельчении мусора, в том числе, всех видов пищевых отходов.

Таким образом, изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях АО «СК БСФ» состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Утверждение защитника Малыновой А.Ю. о том, что Наставления не облачены в форму нормативного правового акта, не ставит под сомнение выводы госинспектора о виновности Общества в совершении вмененного административного правонарушения и не влечет отмену постановления.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 3017-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Тертей-Флот» на нарушение конституционных прав и свобод ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях», выполняя данные требования, судья, должностное лицо, уполномоченный орган должны указать в постановлении по делу об административном правонарушении конкретное правило, нарушенное лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. При этом, такое правило в силу специфики регулируемой деятельности может не только быть прямо закреплено в актах, которые отвечают традиционным критериям нормативных правовых актов, но и следовать из сложившегося правового режима осуществления деятельности, который известен (должен быть известен) лицам, профессионально занимающимся соответствующей деятельностью, как это имеет место, например, применительно к режиму судоходства.

Капитан СРТМ «Румянцево» ФИО2, в силу специфики осуществляемой деятельности, должен был знать о запрете, установленном Наставлениями, нарушение которого, наряду с нарушением иных актов, повлекло привлечение его к административной ответственности, и, как следствие, привлечение к административной ответственности АО «СК БСФ».

Указание в жалобе об отсутствии в действиях АО «СК БСФ» факта захоронения отходов основан на неверном толковании норм материального права.

Деяние АО «СК БСФ», имевшего возможность для соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе, посредством обеспечения надлежащего контроля за соблюдением этих требований капитаном судна СРТМ «Румянцево» ФИО2, правильно квалифицировано по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и положениями законодательства в области охраны окружающей среды.

Таким образом, совершенное АО «СК БСФ» деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вместе с тем, имеется обстоятельство, на основании которого постановление подлежит изменению.

Обжалуемым постановлением АО «СК БСФ» вменено нарушение п. 13.1.8 Наставлений, в соответствии с которым в исключительной экономической зоне Российской Федерации запрещается сброс мусора, в том числе изделий из бумаги, ветоши, стекла, металла, бутылок, черепков, сепарационных, обшивочных и упаковочных материалов. Пищевые отходы, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судов, а также свежую рыбу и ее остатки допускается сбрасывать в этой зоне, но не ближе 12 миль от ближайшего берега.

Указание на нарушение АО «СК БСФ» п. 13.1.8 Наставлений подлежит исключению из объема обвинения, поскольку из пояснений специалиста ФИО3 от 25 января 2020 года

следует, что сброс пищевых отходов капитаном судна СРТМ «Румянцево» ФИО2 произведен в территориальном море РФ и АО «СК БСФ» не вменены действия по сбросу пищевых отходов в исключительной экономической зоне РФ.

Иных доводов, могущих послужить основанием к отмене постановления либо его изменению по иным основаниям, в жалобе не содержится и в судебном заседании не заявлено.

Постановление о привлечении АО «СК БСФ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено АО «СК БСФ» в пределах санкции ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом наличия отягчающего административную ответственность обстоятельства, которым явилось повторное совершение однородного административного правонарушения.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, влекущих отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по делу не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу защитника Малыновой А.Ю. - удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 1 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 30 июня 2020 года о признании Акционерного общества «Северо-Курильская база сейнерного флота» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях - изменить.

Исключить из описательно-мотивировочной части постановления ссылку на нарушение АО «СК БСФ» п. 13.1.8 Наставлений по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации (введены приказом Госкомрыболовства России от 27 мая 1999 года № 134).

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу защитника Малыновой А.Ю. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Р.П. Лаевская