ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-495/2021 от 17.06.2021 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

12-495/2021

43RS0002-01-2021-002405-28

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 17 июня 2021 года

Судья Октябрьского районного суда г. Кирова Стародумова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора АО «Кировский завод по обработке цветных металлов» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области окружающей среды Западно-Уральского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзор) ФИО2 № 08-26/07-21 от 12 апреля 2021, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Кировский завод по обработке цветных металлов»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора РФ в области окружающей среды Западно-Уральского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзор) ФИО2 № 08-26/07-21 от 12.04.2021 АО «Кировский завод по обработке цветных металлов» признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.1. КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

На данное постановление директором АО «Кировский завод по обработке цветных металлов» ФИО1 подана жалоба, в которой он просит производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что ПЭК АО «КЗОЦМ» содержит сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проведенной в 2017 году (п. 2 Программы), которая в свою очередь содержит показатель о суммарной массе выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применение технологии и особенности производственного процесса на объекте -АО «КЗОЦМ» (таблица 2,2 и 2,4 данных инвентаризации ). План- график контроля стационарных источников выбросов АО «КЗОЦМ» в составе Программы ПЭК (Приложение 5 стр.) содержит номер источника выбросов. Информация о наименовании источника выбросов загрязняющих веществ, содержится в данных инвентаризации, которая входит в состав Программы ПЭК (Приложение 5 стр.). Перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха содержится в п. 12 Положении о производственном экологическом контроле, утв. директором АО КЗОЦМ от 10.04.2018 (Приложение 2 к программе ПЭК – Приложение 5 стр.).

В судебном заседании представитель АО «Кировский завод по обработке цветных металлов» по доверенности ФИО3 доводы поддержала, суду пояснила, что в случае если суд установит наличие состава правонарушения по ст. 8.1 КоАП РФ просил применить ст. 29 КоАП РФ и освободить АО «КЗОЦМ» от административной ответственности, учесть, что все документы, подтверждающие инвентаризацию загрязняющих веществ, информацию о листе отбора проб, наименование источников загрязнения, перечень нормативных документов имеются у АО «КЗОЦМ» и представлены в материалы дела.

Лицо, составившее протокол, и вынесшее постановление по делу об административном правонарушении государственный инспектор РФ в области окружающей среды Западно-Уральского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзор) ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена, направила возражения, указав, что программа производственного экологического контроля не соответствует требованиям к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчетов об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденного приказом Минприроды России от 28.02.2018 года № 74, в разделе «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и источниках» не содержится сведений об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, показатель суммарной массы и выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу, по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии особенности производственного процесса на объекте, сроков проведения инвентаризации выбросов и стационарных источников. П.2 программы производственного экологического контроля АО «КЗОЦМ», утвержденная директором ФИО1 содержит только даты и сроки инвентаризации загрязняющих веществ в атмосферный воздух сроки корректировки данных инвентаризации. Данные инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, показатель суммарной массы отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту, в том числе, с указанием загрязняющих веществ, характеризующие применяемые технологии и особенности производственного контроля на объекте (маркерные данные), не содержит. Пункт 2 программы не содержит сведений об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, указанная информация отсутствует в Приложении к программе. Считают, что указание нормативных документов, стандартов организации, регламентированных требований к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха указанные в п.12 Положения о производственном экологическом контроле «Приложение 2 к программе ПЭК», нарушают абз 3 п.9.1 Требований подраздела Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха». Считают, что вина общества заключается в несоблюдении экологических требований при эксплуатации зданий, сооружений, иных объектов капительного строительства Несоблюдение требований природоохранного законодательства нарушает не только права и законные интересы, но и право на безопасные условия проживания и благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц. Постановление законно и обосновано, просит оставить в силе, жалобу - без удовлетворения.

Заслушав заявителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении, обозрев оригинал административного материала № 02-08/145-21, суд приходит к следующему.

Ст. 8.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что в 14 час. 00 мин. 17.03.2021 по результатам плановой выездной поверки соблюдения природоохранного законодательства АО «КЗОЦМ», осуществляющего на объекте код 33-0143-000086-П, расположенном по адресу: <адрес> установлено несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Объект НВОС: АОА «КЗОЦМ» 18-33-0143-000086-П, I-я категория объекта, категория риска – 2 (высокая), место нахождения: <адрес>, включен в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № ССОFPV41 от 27.02.2018.

АО «КЗОЦМ» проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ, разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно проекту ПДВ в атмосферный воздух осуществляется выброс загрязняющих веществ, от 69 источников, в том числе 67 организованных и неорганизованных.

АО «КЗОЦМ» осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 24.12.2017 № 40=107, выданного в период с 24.10.2017 по 23.10.2024. Разрешенный выброс вредного (загрязняющего) вещества в пределах утвержденных нормативов ПДВ составляет 39,7713443 г/год.

Факт выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подтверждается данными федерального статистического наблюдения по форме 2-Т (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» в 2020 году в атмосферу поступило 49,55 тонн 3В, в том числе 5.475 тонны твердых №В и 44.075 тонн газообразных и жидких, из поступивших на очистку уловлено и обезврежено 168.857 тонн 3В.

АО «КЗОЦМ» разработана программа производственного экологического контроля, утверждена директором АО «КЗОЦМ» ФИО1 20.10.2020. Согласно разделу «Общие положения» дата утверждения программы – 29.11.2018. Внесены корректировки 29.04.2020, 20.10.2020.

Программа производственного экологического контроля не соответствует требованиям к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденным приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74:

- в нарушение абз. 2, абз. 3 п. 4 Требований Программа не содержит сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

Показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу, по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее маркерные веществ);

- в нарушение абз. 2 п. 9.1. Требований план-график контроля стационарных источников выбросов не содержит информацию о месте отбора проб, наименования источника выбросов загрязняющих веществ;

- в нарушение абз. 3 п. 9.1. Требований подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» не содержит перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.

В соответствии с заключением экспертной организации по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 12.03.2021 № З-ПО по результатам проведения анализа представленных материалов, проведенных в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, установлено несоответствие разработанной программы экологического контроля, а также плана-графика контроля требованиям приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

Программа экологического контроля не соответствует требованиям к содержанию программы производственного экологического контроля утвержденных приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», а именно:

- в нарушение абз. 3 п. 4 Требований отсутствуют показатели суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее маркерные вещества):

- в нарушение абз. 4 п. 9.1. отсутствует перечень нормативных документов, стандартом организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха;

- в нарушение абз. 2 п. 9.1. Требований план-график контроля стационарных источников не содержит информацию о месте отбора проб, наименования источника выбросов загрязняющих веществ.

Указанное является нарушением ч.1, 2, 3, 4 ст. 67 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1, 2 ст. 25, абз. 7 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

Согласно ч. 1-3 ст. 67 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля содержит сведения:

об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Согласно ч. 4 ст. 67 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

Согласно ч.1, 2 ст. 25 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

В соответствии с абз. 7 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники обязаны осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В связи выявленными нарушениями 29.03.2021 должностным лицом Управления Росприроднадзора Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении АО «КЗОЦМ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ. При рассмотрении дела данные действия (бездействие) общества квалифицированы должностным лицом как образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Обстоятельства правонарушения подтверждаются материалами административного дела.

Вместе с тем ссылка в жалобе на то, что совершенное правонарушение является малозначительным, заслуживает внимания. Лицом, в отношении которого вынесено постановление представлены в судебное заседание программа производственного экологического контроля с приложениями, из которых следует наличие данных подтверждающих инвентаризацию о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, их источники, сроки и даты инвентаризации выбросов по загрязняющим веществам, планы-графики контроля в области охраны окружающей атмосферного воздуха, содержащие данные по выбрасываемым веществам информация о листе отбора проб, наименование источников загрязнения, указание на нормативные документы, стандарты организации, регламентированные требования.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, при наличии формально всех признаков состава административного правонарушения, предусмотренного 8.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, что обществом в материалы дела представлены документы в виде программы, и приложений к ней, подтверждающие инвентаризацию о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, их источники, сроки и даты инвентаризации выбросов по загрязняющим веществам, планы-графики контроля в области охраны окружающей атмосферного воздуха, содержащие данные по выбрасываемым веществам, информация о листе отбора проб, наименование источников загрязнения, указание на нормативные документы, суд считает возможным признать данное деяние малозначительным и освободить АО «Кировский завод по обработке цветных металлов» от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного им правонарушения, ограничиться устным замечанием.

Руководствуясь ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление государственного инспектора РФ в области окружающей среды Западно-Уральского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзор) ФИО2 № 08-26/07-21 от 12 апреля 2021 года в отношении АО «Кировский завод по обработке цветных металлов» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить за малозначительностью.

Объявить АО «Кировский завод по обработке цветных металлов» устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд г. Кирова в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья С.А. Стародумова