ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-495/2021ПУБЛИКОВА от 30.06.2021 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

№12-495/2021 публиковать

УИД- 18RS0002-01-2021-001227-16

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

30 июня 2021 года г. Ижевск

Судья Первомайского районного суда г.Ижевска Владимирова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление Западно-уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования /Пс от <дата>г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Согласно постановления об административном правонарушении /Пс от <дата>г., Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства и законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности юридического лица МУП г. Ижевска «Ижводоканал». В рамках проверки была оценена деятельность очистных сооружений предприятия расположенных по адресу: <адрес>- объект НВОС – «Цех очистных сооружений канализации. Иловые площадки. Площадка для складирования сухого осадка»- объект НВОС I категории, категория риска- чрезвычайно высокая; уровень надзора- федеральный. В процессе осуществления хозяйственной деятельности МУП г. Ижевска «Ижводоканал» осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО2 /Пс от <дата>г. должностное лицо – директор МУП г. Ижевска «Ижводоканал» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с заявлением, указывая на то, что у предприятия имеется действующее разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от <дата>, сроком действия до <дата>. Согласно проекта технического перевооружения котельной, были установлены новые котлы Bosh UT-L30, которые работают на основном топливе- газ и при аварийной ситуации могут работать на дизельном топливе (разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки от <дата>). Это 2 новых источника выбросов. Кроме того, нельзя считать установленным сам факт осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час, утвержденная Госкомэкологии России <дата>, включена в соответствующий Перечень распоряжением Минприроды России Распоряжением -р от <дата> следовательно, определить осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в ходе испытаний <дата>, <дата>, <дата>, <дата> (то есть до даты включения Методики в Перечень) неправомерно. Просит признать постановление по делу об административном правонарушении от <дата>. /ПС незаконным, отменить и прекратить производство по делу.

В судебном заседании:

- представители МУП г. Ижевска «Ижводоканал» ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенности, на доводах жалобы настаивали. Пояснили, что используемая административным органом методика не могла быть использована, так как не предназначена для расчета выбросов от сжигания дизельного топлива. В соответствии с Приказом №352 дается год для корректировки инвентаризации. Дизельное топливо используется в качестве аварийного. Факт выброса загрязняющих веществ через дымовую трубу котельной при сжигании котлами Bosh дизельного топлива не доказан, равно как не доказано превышение установленных для данного источника нормативов.

- заместитель Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Удмуртской Республики Шадрин Ф.В. указал, что ФИО1 правомерно привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ; факт совершения вменяемого правонарушения подтвержден надлежащим образом. Нормированию подлежат все выбросы. Предприятием в ходе испытаний было сожжено более полутора тонн дизельного топлива. Предприятие составило декларацию и оплатило указанные выбросы. Имел место факт выброса, в составе, в том числе углерода сажи и ангидрида сернистого, что не предусмотрено Разрешением.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, полагаю необходимым оспариваемое постановление от <дата> оставить без изменения, а жалобу заявителя без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из содержания ч.1 ст.34 ФЗ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду (ч.1 ст.19 Закона).

В соответствии с требованиями ст.30 ФЗ от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Согласно ст.1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» загрязняющее вещество - химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.

В соответствии с положениями ч1, 2 ст.12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов. Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

В силу ч.9 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно п.6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 года №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица, индивидуального предпринимателя в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя или их отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

Под стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух понимается любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством (
"Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (введено письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 N 14-01-333.).

Согласно п.7.1 ч.2 Нормирование выбросов в атмосферу
"Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (введено письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 N 14-01-333 нормативы ПДВ (ВСВ) устанавливают для каждого конкретного стационарного источника загрязнения атмосферы (ИЗА) и объекта в целом (а также его отдельных функциональных частей при условии их расположения на удалении друг от друга на расстоянии большем, чем размеры зоны влияния их выбросов).

Устанавливаемые нормативы ПДВ (ВСВ) ЗВ характеризуются следующими величинами: максимальный разовый выброс, г/с; валовое значение, т/год.

Согласно материалам дела, предметом деятельности МУП г. Ижевска «Ижводоканал» является организация бесперебойного и качественного обеспечения потребителей города Ижевска водой из централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения, а также отведения, транспортировке и очистке сточных вод через городские канализационные сооружения и получение прибыли.

В рамках проверки, проведенной Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, была оценена деятельность очистных сооружений предприятия расположенных по адресу: <адрес>- объект НВОС П – «Цех очистных сооружений канализации. Иловые площадки. Площадка для складирования сухого осадка»- объект НВОС I категории, категория риска- чрезвычайно высокая; уровень надзора- федеральный. В процессе осуществления хозяйственной деятельности МУП г. Ижевска «Ижводоканал» осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Установлено, что в ходе осуществления деятельности на объекте НВОС П- «Цех очистных сооружений канализации. Иловые площадки. Площадка для складирования сухого осадка», согласно заявке о постановке объекта на учет в реестре объектов НВОС, производится выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 27 стационарных источников выбросов, в том числе от водогрейной котельной ЦОСК МУП «Ижводоканал»- источник выбросов- дымовая труба (ист.001), выбросы поступают в атмосферный воздух при сгорании природного газа в котельной.

На предприятии проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. На основании проведенной инвентаризации разработан Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее- ПДВ) в <дата> году. Согласно проекту нормативов ПДВ предприятию утверждены нормативы выбросов в разрезе каждого источника и выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от <дата>, со сроком действия с <дата>. по <дата>.

На момент проверки разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от <дата> МУП г. Ижевска «Ижводоканал» являлось действующим.

Действующим разрешением признан допустимым выброс дымовой трубой котельной четырех видов загрязняющих веществ: азота диоксид, оксид азота, углерода оксид, бенз(а)пирен. Не подлежащими нормированию и государственному учету являются вещества: железо триоксид, этоксиэтанол. Пыль абразивная, пыль древесная.

В ходе проверки документов установлено, что на данном объекте НВОС в дымовую трубу котельной ЦОСК МУП «Ижводоканал» поступают дымовые газы от двух водогрейных котлов Bosh типа UT-L 30 (зав. ) и (зав. ) также и при их работе на аварийном топливе. Наличие указанного источника выбросов и его работа на аварийном топливе подтверждены в Техническом отчете «О результатах пусконаладочных работ и режимно- наладочных испытаний двух водогрейных котлов Bosh типа UT-L 30 в водонагрейной котельной ЦОСК МУП «Ижводоканал», согласно которому <дата> и <дата>. ООО «Кама-стройсервис» были проведены и закончены работы по режимно - наладочным испытаниям на жидком дизельном топливе водогрейных котлов Bosch типа UT - L 30 в водогрейной котельной ЦОСК МУП «Ижводоканал»».

Испытания были проведены согласно Программе проведения режимно -наладочных испытаний двух котлов Bosch типа UT - L 30, работающих на дизельном топливе, согласованной главным инженером МУП г. Ижевска «Ижводоканал» С. и утвержденной директором ООО «Кама-стройсервис» - Т.<дата>.

Кроме того, <дата>. проведены опробования работы указанных водогрейных котлов на аварийном топливе и проверка работоспособности горелочного оборудования котельной на аварийном топливе, в ходе которого было израсходовано 2000 литров аварийного топлива. В качестве аварийного топлива используется топливо дизельное евро (представлен паспорт продукции АО «ТАИФ-НК»).

Таким образом, МУП г. Ижевска «Ижводоканал» в 2020 году осуществляло выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от организованного источника: дымовой трубы, в которую поступают дымовые газы двух водогрейных котлов Bosch типа UT - L 30 (зав. ) и (зав. ), работающих на аварийном топливе (дизельное) и установленных в котельной ЦОСК МУП «Ижводоканал».

В проекте нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух данный источник выбросов не значится, расчет нормативов допустимых выбросов для выбрасываемых вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для данного источника не произведен, нормативы допустимых выбросов не установлены. В действующем Разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от <дата> МУП г. Ижевска «Ижводоканал» (в приложениях № к нему), данный источник выбросов не значится, нормативы допустимых выбросов для выбрасываемых вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для данного источника не установлены, что является нарушением условий данного Разрешения.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

Доводы заявителя о не согласии с привлечением к административной ответственности сводятся к тому, что административным органом для расчета выбросов использована Методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час, утвержденная Госкомэкологии России 09.07.1999, которая не была включена в перечень методик расчета выбросов в порядке, предусмотренном приказом Минприроды России от 31.07.2018 №341 на даты проведения испытаний работы котлов на аварийном топливе.

Суд признает заслуживающими внимание доводы заявителя о недопустимости применения в данном случае «Методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час» (Москва, 1999, утверждена Госкомэкологии России 09.07.1999 г.), с точки зрения отсутствия в ней метода определения наименования и объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании дизельного топлива, поскольку "ГОСТ Р 53905-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Энергосбережение. Термины и определения" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 09.11.2010 N 350-ст) (ред. от 18.09.2018), разделяет понятия мазут - как жидкое нефтяное топливо для использования в топочных агрегатах или устройствах и дизельное топливо - как любой жидкий нефтепродукт, который может быть применен для выработки мощности в дизельных двигателях с самовоспламенением от сжатия, которые очевидно не являются тождественными.

А, следовательно, выводы должностного лица со ссылкой на указанную Методику не могут быть признаны обоснованными.

Вместе с тем, в силу ст. 30.6 КоАП РФ судья, будучи не связанным доводами жалобы, проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления в полном объеме, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Как следует из материалов дела и в частности журнала контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух <дата> г., декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за <дата>. при сжигании дизельного топлива на котельной в объеме 2000 литров имел место выброс загрязняющих веществ ангидрид сернистый и углерод (сажа). Выброс таких веществ подтвержден также отчетом по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ в атмосферный воздух МУП г.Ижевска «Ижводоканал», утвержденным <дата>.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, в рамках рассматриваемого дела установлено, что в результате эксплуатации учтенного в установленном порядке стационарного источника негативного воздействия на окружающую среду (дымовая труба котельной), в указанный в оспариваемом решении суда период 2020 года осуществлён выброс вредных (загрязняющих веществ), образующихся при сжигании дизельного (аварийного) топлива в котлах, не указанных в разрешении на выброс вредных веществ в атмосферный воздух. Тем самым, юридическим лицом допущено нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, что является нарушением пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 96-ФЗ от 04.05.1999 "Об охране атмосферного воздуха" и влечет административную ответственность по ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ.

Оценивая доводы заявителя о проведении инвентаризации и возможности проведения корректировки данных инвентаризации выбросов объекта в течение одного года с момента замена технологического оборудования, приводящей к изменению состава, объема и (или) массы выбросов, суд находит их ошибочными в контексте рассматриваемых отношений.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ ("Об охране атмосферного воздуха" инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод з эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.

Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такой порядок и правила проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов), корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, определены приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352.

В соответствии с п.42 Порядка корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется, в том числе в случае замены технологического оборудования, приводящей к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.

Корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 настоящего Порядка. Для случаев, указанных в пункте 43 настоящего Порядка, необходима также подготовка предложений для разработки новых нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды (п.45 Правил).

Вместе с тем приведенный порядок не отменяет установленный Федеральным
законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" разрешительный
порядок выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I
категории и не допускает осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

Факт совершения вменяемого правонарушения подтверждается материалами дела.

Факт эксплуатации (проверки аварийного режима работы) котлов в даты и время, указанные в постановлении об административном правонарушении заявителем не оспаривается.

С учетом изложенного, административный орган пришел к правомерному выводу, что МУП г. Ижевска «Ижводоканал» нарушается условия выданного Разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ от <дата>. Оснований не согласиться с выводами административного органа судья не усматривает.

ФИО1, являющийся директором МУП г. Ижевска «Ижводоканал» в силу ст.2.4 КоАП РФ является должностным лицом.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ, вынесено должностным лицом административного органа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1. КоАП РФ, в пределах санкции части 2 статьи 8.21 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и изменения или отмены обжалуемого постановления не имеется.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление Западно-уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования /Пс от <дата> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, назначении наказания в виде административного штрафа в отношении – ФИО1 - оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии, через Первомайский районный суд г. Ижевска.

Судья: А.А. Владимирова