Дело 12-496/18
РЕШЕНИЕ
г. Пенза 18 октября 2018 года
Судья Октябрьского районного суда г. Пензы Николаева Л.В.,
С участием представителя ООО «ПензаМолИнвест», ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании, жалобу ООО «ПензаМолИнвест» на постановление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в лице Департамента по Приволжскому федеральному округу от 26.07.18г. о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в лице Департамента по Приволжскому федеральному округу от 26.07.18г. ООО «ПензаМолИнвест» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
В постановлении указано, что ООО «ПензаМолИнвест» с конца ноября 2017 года по начало июля 2018 года осуществляло геологическое изучение недр с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых без лицензии на пользование недрами ( участок недр в районе с. Усть-Каремша Нижнеломовского района Пензенской области, ВЗУ №2).
Не согласившись с указанным постановлением, ООО « ПензаМолИнвест» подало на него жалобу, в которой просила постановление отменить, считая его незаконным и необоснованным, указав, что работы по договору. от 27.11.2017 г. № 17/17-П на проведение геологоразведочных работ по объекту: «Разведочные работы с целью оценки запасов подземных вод для технологического обеспечения водой объектов в районе с. Усть-Каремша (ВЗУ-2) Нижнеломовского района Пензенской области фактически не велись, т.е. «ПензаМолИнвест» не осуществляло геологическое изучение недр с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых (подземные воды) без лицензии на пользование недрами.
В судебное заседание представитель заявителя ООО «ПензаМолИнвест», ФИО1 доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить. Дополнительно суду пояснила о том, что надзорный орган вывод о наличии в действиях ООО состава правонарушения делает на основании представленного ООО договора на проведение геологоразведочных работ от 27.11.2017г.. Однако данный договор необходим для получения лицензии и работы по геологическому изучению недр по нему не велись. Сбор материалов, составление проекта, его экспертиза проводятся без выезда на место в с. Усть-Каремша, Нижнеломовского района, более того, данные работы фактически не проводились, доказательств тому в деле нет, акт выполненных работ не составлялся. Просила прекратить производство за отсутствием состава.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в лице Департамента по Приволжскому федеральному округу, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Выслушав представителя заявителя, свидетеля, исследовав материалы приложенные к жалобе, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 КоАП РФ определено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Диспозиция ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами в виде административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
При этом, в данной ситуации, объективная сторона правонарушения может быть совершена только в форме активного действия.
Как следует из административного материала, что с конца ноября 2017 г. по июль 2018 г. ООО «ПензаМолИнвест» осуществляло геологическое изучение недр с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых (подземные воды) без лицензии на пользование недрами (участок недр в районе с.Усть-Каремша Нижнеломовского района Пензенской области, ВЗУ №2), что и образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст.7.3. ч. 1 КоАП РФ.
Данный вывод надзорного органа базируется на документах, представленных ООО «ПензаМолИнвест» с заявкой на получение лицензии, а именно, как следует из постановления, из договора с АО «Волгагеология» от 27.11.2017 г. № 17/17-П на проведение геологоразведочных работ по объекту: «Разведочные работы с целью оценки запасов подземных вод для технологического обеспечения водой объектов в районе с. Усть-Каремша (ВЗУ-2) Нижнеломовского района Пензенской области».
Каких либо иных доказательств совершенного правонарушения, как например, актов выполненных работ в рамках данного договора, иных доказательств в деле об административном правонарушении не имеется.
При этом, в судебном заседании установлено, что в конце декабря 2017 года ООО «ПензаМолИнвест» подало заявку в Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (Приволжскнедра) (от 21.12.2017 г. вх. № 07-00-24/1120) на получение лицензии на пользования недрами для геологического изучения с целью поисков и оценки подземных вод и добычи подземных вод для технологического обеспечения водой.
Вместе с заявкой ООО «ПензаМолИнвест» представлен договор с АО «Волгагеология» от 27.11.2017 г.№ 17/17-П на проведение геологоразведочных работ по объекту: «Разведочные работы с целью оценки запасов подземных вод для технологического обеспечения водой объектов в районе с. Усть-Каремша (ВЗУ-2) Нижнеломовского района Пензенской области».
Согласно данному договору, ООО «Волгагеология» в интересах ООО «ПензаМолИнвест» должно с IV квартала 2017 года осуществлять работы по геологическому изучению и оценке подземных вод на участке недр в с. Усть-Каремша (ВЗУ-2) Нижнеломовского района Пензенской области.
Согласно календарному плану данного договора, ООО «Волгагеология» должно было провести следующие виды работ: сбор материалов, обследование водозабора, составление проекта геологоразведочных работ, срок - IV квартал 2017 года -1 квартал 2018 года; экспертиза проекта, срок - II квартал 2018 года; проведение откачки из одной скважины, наблюдения за восстановлением уровня подземных вод, отбор проб воды, анализ материалов ведения мониторинга, срок - П-Ш квартал 201В года.
Лицензия на пользование недрами ПНЗ 01467 ВР для геологического изучения участка недр в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи сроком действия до 09.07.2043г. была выдана ООО «ПензаМолИнвест» 09 июля 2018 года.
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в лице Департамента по Приволжскому федеральному округу сделан о том, что с конца ноября 2017 г. по июль 2018 г. ООО «ПензаМолИнвест» осуществляло геологическое изучение недр с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых (подземные воды) без лицензии на пользование недрами, что и образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст.7.3. ч. 1 КоАП РФ.
По указанному факту составлен протокол №06-262/2018 об административном правонарушении.
Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в лице Департамента по Приволжскому федеральному округу от 26.07.18г. ООО «ПензаМолИнвест» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 800 000 рублей.В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон) одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Согласно ст. 11 названного Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
За пользование недрами без лицензии на пользование недрами ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Частями 1 и 3 ст. 37 Закона определено, что задачами государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений пользователями недр требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о недрах, норм и правил в области использования и охраны недр; к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон).
Федеральным законом установлены: порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля; меры по защите их прав и законных интересов.
В судебном заседании установлено, что действительно ООО «ПензаМолИнвест» 27.11.2017 г. был заключен с АО «Волгагеология» договор. № 17/17-П на проведение геологоразведочных работ по объекту: «Разведочные работы с целью оценки запасов подземных вод для технологического обеспечения водой объектов в районе с. Усть-Каремша (ВЗУ-2) Нижнеломовского района Пензенской области».
Вместе с тем, такие работы как сбор материалов, составление проекта геологоразведочных работ, (срок - IV квартал 2017 года -1 квартал 2018 года) экспертиза проекта, (срок - II квартал 2018 года) выполняются без выезда на место (с. Усть-Каремша) и не могут быть расценены, по мнению судьи, как пользование недрами.
По мнению суда, фактически данный договор носил предварительный характер и был заключен с целью исполнения требований пп. 7 п. 3 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденного Приказом МПР России от 29.11.2004 N710, для подачи заявки на получение лицензии «на пользование недрами с целью геологическое изучение для целей поисков и оценки подземных вод и добычи, используемых для технического водоснабжения».
Указанное обстоятельство в процессе рассмотрения дела было достоверно подтверждено показаниями свидетеля – начальника отдела ОСП «Пензенский ГРО» АО «Волгагеология» ФИО5, показавшей, что фактически договор от 27.11.17г. носил предварительный характер, его заключение было необходимо для подачи ООО «ПензаМолИнвест» заявки на получение лицензии на пользование недрами. Впоследствии 30.03.2018г. было согласовано перенесение сроков начала работ. Фактические работы, предусмотренные заключенным договором, осуществлялись только после получения лицензии, с июля 2018 года.
Оснований не доверять показаниям свидетеля не имеется, свидетель был предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений. Доказательств иного в материалах дела не имеется.
Также из материалов дела следует, что заявка на получение лицензии «на пользование недрами с целью геологическое изучение для целей поисков и оценки подземных вод и добычи, используемых для технического водоснабжения» была подана ООО «ПензаМолИнвест» 21.12.2017 г.
В соответствии с пунктом 15 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2009 г. № 315, сроки, необходимые Роснедрам или его территориальным органам для исполнения государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, не должны превышать 65 дней.
С учетом данного Административного регламента, ООО «ПензаМолИнвест» и ООО «Волгагеология» согласованы сроки выполнения первого этапа работ -1 квартал 2018 г., который впоследствии был перенесен в соответствии с достигнутым соглашением сторон, что подтверждается сообщением ООО «ПензаМолИнвест» от 30.03.2018г. № 145 и дополнительным соглашением от 30.03.2018г.. Начало выполнения работ перенесено на 3 кв. 2018г.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).
Поскольку договор носил фактически предварительный характер, работы по договору по геологическому изучению недр с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых (подземные воды) на пользование недрами в период с конца ноября 2017 г. по июль 2018 г. не осуществлялись, доказательств обратного в деле об административном правонарушении не имеется, сроки выполнения работ были перенесены дополнительным соглашением от 30.03.2018 г. к договору от 27.11.2017 г. №. 17/17-П в связи с задержкой выдачи ООО «ПензаМолИнвест» лицензии, суд приходит к выводу, что в действиях ООО «ПензаМолИнвест» отсутствует состав правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 и ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в лице Департамента по Приволжскому федеральному округу от 26.07.18г. о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 30.4- 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ООО «ПензаМолИнвест» удовлетворить.
Отменить постановление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в лице Департамента по Приволжскому федеральному округу от 26.07.18г. о привлечении ООО «ПензаМолИнвест» к административной ответственности по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, в связи с недоказанностью совершенного правонарушения.
Производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней.
Судья