ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-497/2021 от 14.07.2021 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело №12-497/2021

УИД 76MS0017-01-2021-001086-14

Р Е Ш Е Н И Е

Город Ярославль 14 июля 2021 года

Судья Кировского районного суда г.Ярославля Русинова Л.М., рассмотрев жалобу мэрии г.Ярославля на постановление мирового судьи судебного участка №4 Кировского судебного района г.Ярославля от 23.04.2021 года в отношении мэрии г.Ярославля по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка №4 Кировского судебного района г.Ярославля от 23.04.2021 года мэрия г.Ярославля привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах. ГУ МЧС России по Ярославской области в период с 10.02.2021 года по 02.03.2021 года проведена внеплановая выездная проверка по контролю исполнения предписания от 07.09.2020 года об устранении нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны. В ходе проверки установлено неисполнение предписания. 07.09.2020 года, начальником отделения надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ярославской области составлен протокол №3 от 02.03.2021 года об административном правонарушении мэрии г.Ярославля по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Постановление обжаловано мэрией г.Ярославля. В жалобе содержится просьба об отмене постановления суда и прекращении производства по делу. В жалобе указано, что нарушения, установленные в предписании, мэрией г.Ярославля в соответствии с требованиями действующего законодательства и компетенцией органа местного самоуправления устранены, мировым судьей не дана должная оценка данным обстоятельствам.

В судебном заседании представитель мэрии г.Ярославля ФИО1 (по доверенности) доводы жалобы поддержала. Представитель ГУ МЧС России по Ярославской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен.

Выслушав представителя мэрии г.Ярославля, исследовав материалы дела, судья считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие вины в совершении административного правонарушения.

В части 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч.1 ст.19.5 КоАП РФ правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 10000 до 20000 рублей.

В силу ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.9 Устава города Ярославля, принятого решением муниципалитета г.Ярославля от 16.11.1995 №42, к вопросам местного значения городского округа относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характер (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»), ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения на территории муниципального образования возложена на руководителей органов местного самоуправления (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 12.02.98 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»).

Из материалов дела следует, что в период с 10.02.2021 года по 02.03.2021 года ГУ МЧС России по Ярославской области проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданного мэрии г.Ярославля предписания по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны от 07.09.2020 года №4 со сроком исполнения до 01.02.2021 года. В ходе проверки установлено неисполнение пунктов 4-7 предписания. Из п.4 предписания следует, что силы гражданской обороны не оснащены современными техническими средствами: службы оповещения – средствами индивидуальной защиты, медицинским имуществом, средствами радиационной, химической разведки и контроля, инженерными имуществом; транспортная служба и служба торговли и питания - средствами индивидуальной защиты, медицинским имуществом, средствами радиационной, химической разведки и контроля, средствами связи; коммунально-техническая служба и служба убежищ и укрытий - средствами индивидуальной защиты, медицинским имуществом, средствами радиационной, химической разведки и контроля, средствами специальной обработки, инженерным имуществом, средствами связи и др.; инженерная служба и служба по вопросам похоронного дела – оснащение службы и формирований не представлено. Согласно пункту 5 предписания от 07.09.2020 года учебно-консультационные пункты по гражданской обороне при территориальных администрациях Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля, Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля, Заволжского района мэрии г.Ярославля не оснащены имуществом в полном объеме, в наличии недостаток в имуществе, необходимом для оснащения учебно-консультационных пунктов (по табелям оснащения учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне). Из пункта 6 предписания следует, что не созданы в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, не определены их номенклатура и объемы; из пункта 7 предписания следует, что местная система оповещения не обеспечивает своевременное оповещение всего населения города Ярославля об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

Факт совершения юридическим лицом мэрией г.Ярославля, выразившегося в невыполнении в установленный срок законных предписаний должностного лица, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в том числе предписанием от 07.09.2020 года, актом проверки от 02.03.2021 года, протоколом от 02.03.2021 года. Мэрией не представлено доказательств надлежащего оснащения сил гражданской обороны перечисленными в п.4 средствами и имуществом, а также надлежащего оснащения учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне необходимым имуществом в соответствии с табелями оснащения. Из представленного мэрией письма от 16.12.2020 года с приложенными сведениями о наличии и состоянии учебно-консультационных пунктов по состоянию на 10.09.2020 года не следует, что указанные пункты оснащены необходимым имуществом в соответствии с и табелями оснащения, представленными мэрией в ходе внеплановой проверки.

Доводы мэрии г.Ярославля о том, что в силу действующего законодательства конкретных требований к уровню оснащения учебно-консультационных пунктов не имеется, являются необоснованными, так как в силу ч.2 ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», п.п. «в» п.5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2009 года №841, п.15.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденных приказом МЧС России от 14.11.2008 года №6787, п.1 постановления мэрии г.Ярославля от 19.09.2013 года №2157, обязанность по оснащению созданных учебно-консультационных пунктов возложена на мэрию г.Ярославля как орган местного самоуправления.

В силу ч.2 ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципального образования создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Подпунктом «б» пункта 6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 установлено, что создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются: органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

До настоящего времени номенклатура и объем создаваемых запасов в целях гражданской обороны мэрией г.Ярославля не определены. Резервы гражданской обороны Правительства Ярославской области, выделяемые для г.Ярославля в соответствии с постановлением мэрии г.Ярославля от 12.11.2019 года №1308 «О распределении и выдаче имущества гражданской обороны из резерва Правительства Ярославской области, выделяемого на город Ярославль», на которое ссылается мэрия г.Ярославля в жалобе, не являются резервами, создаваемыми органом местного самоуправления – мэрией г.Ярославля.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В силу п.7, п.13 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020 года на муниципальном уровне создается муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения, одной из основных задач которой является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.

Правовые основания задействования (использования) мэрией г.Ярославля технических средств оповещения, размещенных на объектах города Ярославля (комплексы электросиренного и громкоговорящего оповещения) региональной системы оповещения Ярославской области в целях оповещения людей, находящихся на территории г.Ярославля, отсутствуют. Положением о региональной системе оповещения Ярославкой области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 04.12.2015 года №1311-п, использование региональной системы оповещения органами местного самоуправления Ярославской области, не предусмотрено. Мэрия г.Ярославля техническое обслуживание элементов региональной системы оповещения не осуществляет, за готовность данной системы оповещения не отвечает.

Муниципальная система оповещения создана постановлением мэрии г. Ярославля от 02.02.2015 № 177-2 «О создании муниципальной системы оповещения и информирования населения города Ярославля», введена в эксплуатацию 16.09.2019 (постановление мэрии г. Ярославля от 16.09.2019 № 1026 «О вводе в эксплуатацию муниципальной системы оповещения населения города Ярославля»). Местная система оповещения мэрии г. Ярославля (АСО-24-ЗМ) осуществляет оповещение населения города Ярославля через установленные 2 громкоговорителя ГР-50.02 120 В на здании мэрии <...>), 6 громкоговорителей рупорных 120 В на здании ПЧ-103 (пр-т. Авиаторов, 15), 8 громкоговорителей рупорных 120 В на здании департамента городского хозяйства мэрии <...>) (выписка из баланса МКУ «Центр гражданской защиты» города Ярославля от 09.02.2021 года №61, Перечень средств связи и оповещения муниципальной системы оповещения города Ярославля на 20.01.2021 года). Имеющиеся 16 громкоговорителей муниципальной системы оповещения не обеспечивает своевременное оповещение всего населения города Ярославля об опасностях.

Таким образом, действия мэрии г.Ярославля правильно квалифицированы по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. При назначении наказания учтены характер совершенного правонарушения, степень вины, данные о юридическом лице. Мэрии г.Ярославля назначено минимальное наказание, установленное санкцией ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Оснований для признания совершенного мэрией г. Ярославля административного правонарушения малозначительным не имеется. Невыполнение установленных требований в области гражданской обороны заблаговременно в мирное время может привести к увеличению гибели людей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, что свидетельствует о высокой общественной опасности совершенного административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка №4 Кировского судебного района г.Ярославля от 23.04.2021 года в отношении мэрии г.Ярославля по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, оставить без изменений, жалобу мэрии г.Ярославля без удовлетворения.

Судья Русинова Л.М.