Судья Дианов Д.Ю. дело №12 – 4987/2019
РЕШЕНИЕ
06 февраля 2019 года город Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Шулико О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя МУП «Водоканал» по доверенности < Ф.И.О. >2 на решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 25 октября 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды < Ф.И.О. >3 от 30 августа 2018 г. № 0439/03/64-0/ПР/2018 МУП «Водоканал города Новороссийска» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 25 октября 2018 года указанное постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба представителя МУП «Водоканал города Новороссийска» без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель МУП «Водоканал» по доверенности < Ф.И.О. >2 просит отменить решение судьи, как незаконное, полагает, что должностным лицом не доказан факт наличия события административного правонарушения, в действия администрации отсутствует состав административного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, судья вышестоящей инстанции оснований для отмены постановления судьи не усмотрел.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 23 мая 2018 г. заместителем начальника Новороссийского отдела по надзору на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Савичевым Д.А. принято участие в проверке Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры по факту возможных нарушений требований природоохранного законодательства РФ, связанных со сбросом сточных вод в акваторию водных объектов после очистных сооружений.
В ходе проведения проверочных мероприятий специалистами ФГБУ «Черноморо-Азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море» 23 мая 2018 г. для определения концентраций загрязняющих веществ в сточных водах произведен отбор пробы.
Пробы были направлены в лабораторию ФБУ «Черноморо-Азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море» для проведения анализа. В связи с чем составлен соответствующий акт отбора проб сточной воды от 23 мая 2018 г. № 325Т на предмет определения концентраций загрязняющих веществ.
По результатам испытаний, отраженных в соответствии с экспертным заключением ФГБУ «Черноморо-Азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море» от 29 мая 2018 г., составленного по результатам лабораторных испытаний проб, отобранных 23 мая 2018 г., установлено, что концентрации сбрасываемых загрязняющих веществ превышают допустимые концентрации загрязняющих веществ на выпуске с ОСК по ул. Мефодиевская г. Новороссийска, установленные утвержденными Приказом Кубанского БВУ от 21 марта 2016 г. № 75-пр нормативами допустимых сбросов (НДС).
В соответствии с ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 03.06.2006 г. № 74- ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002г. №7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002г. №7 – ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в т.ч. нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно положению Водного кодекса РФ, физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ.
Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Часть 1 ст. 8.14 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, за которое предусмотрена административная ответственность для юридических лиц – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Учитывая, что судом первой инстанции достоверно установлено, что МУП «Водоканал города Новороссийска», осуществляя хозяйственную деятельность допустило нарушение требований действующего законодательства РФ в части сброса сточных вод в реку Цемес в координатах 44°44"50.0"N37°44"23.0"E, поскольку при осуществлении сброса загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект - река Цемес) через существующий выпуск после ОСК по ул. Мефодиевская г. Новороссийска нарушило правила водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты.
В связи с чем, административный орган обоснованно пришел к выводу, что 23 мая 2018 года юридическим лицом МУП «Водоканал города Новороссийска» было совершено административное правонарушение.
В связи с чем по данному факту государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Котельва Н.В. обоснованно в отношении МУП «Водоканал города Новороссийска» 15 августа 2018 г. был составлен протокол об административном правонарушении № 0439/03/64-0/ПР/2018 по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Котельва Н.В. от 30.08.2018 г. № 0439/03/64-0/ПР/2018 МУП «Водоканал города Новороссийска» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ к наказанию, в виде штрафа в размере 80000 рублей.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Оценив по правилам статьи 26.11 Кодекса КоАП РФ представленные доказательства, судья пришел к обоснованному выводу о доказанности объективной стороны вмененного МУП «Водоканал города Новороссийска» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ.
Вина МУП «Водоканал города Новороссийска» подтверждается актом отбора проб сточной воды от 23 мая 2018 г. № 325Т на предмет определения концентраций загрязняющих веществ, протоколом КХА № 350 от 29 мая 2018 г., заключением по результатам лабораторных исследований проб сточной воды, отобранной в ходе обеспечения рейдового выездного мероприятия МУП «Водоканал» г. Новороссийск, ОСК Мефодиевский, копией приказа № 75-пр об утверждении нормативов допустимых сборов веществ и микроорганизмов в водные основы, протоколом об административном правонарушения № 0439/03/64-О/ПР/2018 от 15 августа 2018 г.
Действия МУП «Водоканал города Новороссийска» правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ. Порядок привлечения к ответственности соблюден.
Доказательства, положенные судьей в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Наказание назначено в пределах санкции статьи, с учетом характера совершенного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что в настоящее время невозможно исполнение нормативов при эксплуатации водного объекта в связи с тем, что работы по модернизации очистных сооружений, в том числе ОСК по ул. Мефодиевская г. Новороссийска, будут выполнены в соответствии со сроками, установленными инвестиционной программой «Модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере водоотведения МО г. Новороссийск» судья вышестоящей инстанции находит не состоятельными по следующим основаниям.
В частности, в соответствии с данными инвестиционной программы запланировано выделение бюджетных денежных средств до 2016 года на производство проектно-изыскательских работ по демонтажу ОСК по ул. Мефодиевкая, г. Новороссийска.
Вместе с тем, предприятие привлечено к ответственности за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных действующими нормативами допустимых сбросов, а также за отсутствие разрешения на сброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду. В инвестиционной программе не ведется речи о бюджетном финансировании получения разрешения на сброс вредных (загрязняющих) веществ.
Более того, в соответствии с подпунктом 118 пункта 1 статьи 333.33 Налогового Кодекса РФ госпошлина за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду составляет 3500 рублей, таким образом, на момент выявления правонарушения (май 2018 года) МУП «Водоканал» независимо от инвестиционной программы имело возможность собственными силами и средствами подготовить необходимые документы для получения разрешения на сброс с ОСК ул. Мефодиевская г. Новороссийска.
Судьей вышестоящей инстанции не установлено нарушений норм административного законодательства, влекущих отмену или изменение постановления судьи.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд вышестоящей инстанции
РЕШИЛ:
решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 25 октября 2018 года оставить без изменения, жалобу представителя МУП «Водоканал» по доверенности Боряк А.А. – без удовлетворения.
Судья краевого суда Шулико О.Г.