ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-498/17 от 31.10.2017 Авиастроительного районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 12-498/2017

РЕШЕНИЕ


31 октября 2017 года гор. Казань

Судья Авиастроительного районного суда гор. Казани в составе председательствующего судьи Р.Д. Гараева,

при секретаре судебного заседания А.Р. Ахмадиеве,

рассмотрев жалобу открытого акционерного общества «ТГК-16» на постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

установил:

постановлением Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан в лице главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан Ф.Ю. Хайрутдинова от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ТГК-16» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 80 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, представитель ОАО «ТГК-16» обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить.

В обоснование жалобы указывает, что в процессе проверки сточных вод оснащение систем очистки сбросов филиала ОАО «ТГК-16» не проверялось и соответствующих документов не запрашивалось. Также, в постановлении прокуратуры о возбуждении производства об административном правонарушении не указано в чем конкретно выразилась объективная сторона административного правонарушения, какие действия (бездействия) привели к выявленным экспертизой превышениям ПДК в сточных водах. При этом сам факт загрязнения, засорения и истощения водного объекта не доказан. При проведении проверки нарушены условия ее проведения, а именно: определение о назначении экспертизы не выносилось, с результатами экспертизы представитель общества ознакомился только при оформлении постановления о возбуждении производства по административному правонарушению; по результатам экспертизы в сточных водах выявлены фенол и марганец, несмотря на то, что филиал является промышленным предприятием по выработке тепловой и электрической энергии, то есть данный производственно-технологический процесс исключает возможность наличия в сточных водах теплоэлектростанции вышеуказанных химических элементов; в протоколе проведенной экспертизы неверно указано количественное превышение фосфат-иона, что является недопустимым для документа положенного в основу постановления о возбуждении производства; в протоколе не указана информация о наличии сертификатов и прохождение метрологических проверок технических средств, которыми производились измерения; в постановлении о возбуждении производства не определен состав данного правонарушения; обществу не предоставлены документы, явившиеся основанием для проведения проверки.

В судебном заседании представители ОАО «ТГК-16» жалобу подержали, просили отменить обжалуемое постановление, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, пояснив, что специалисты, установившие наличие загрязняющих веществ сточных водах, не были предупреждены об ответственности за дачу ложных заключений; нарушена процедура отбора проб сточных вод; специалисты Минэкологии Республики Татарстан, проводившие отбор сточных вод, затем исследование этих проб, являются заинтересованным лицом; проверка была проведена без наличия для этого поводов.

Представители заинтересованных лиц с жалобой не согласилась, просили в удовлетворении жалобы отказать, приобщив к материалам дела возражения на жалобу, пояснив, что доказательств недостоверности выводов предоставлено не было. Анализ проб отобран надлежащим образом, наказание назначено в соответствии с законодательством.

Прокурор в судебном заседании с жалобой не согласился, приобщив к материалам дела возражения на жалобу, пояснив, что доводы представителей заявителя не обоснованные, просил отказать в удовлетворении жалобы.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с часть 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

Согласно ч. 4 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации, количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Как усматривается из материалов дела, в отношении юридического лица ОАО «ТГК-16» ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, по результатам которого установлено, что в сточных водах филиала ОАО «ТГК-16 «Казанская ТЭЦ-3», выявлены следующие превышения относительно значений, установленных нормативами допустимых сбросов, концентраций по отдельным химическим ингредиентам прописанным в НДС и решении о предоставлении водного объекта в пользование: фенол – результат анализов 0,0019 по ПДК 0,001, превышение в 1,9 раз; марганец – 0,023, по ПДК 0,01, превышение в 2,3 раза.

Своими действиями Общество нарушило требования экологических и санитарно-эпидемиологических норм, предусмотренных ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7 ФЗ, ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Таким образом, совершенное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ОАО «ТГК-16» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в качестве меры административного наказания подвергнуто административному штрафу в размере 80 000 рублей.

Факт правонарушения и виновность Общества подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно протоколом совещания по оснащению систем очистки сбросов предприятий, сбрасывающих сточные воды в р. Казанку; решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ; протоколами результатов анализов проб; справкой Министерства экологии и природных ресурсов РТ.

Доводы заявителя о том, что Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее – Минэкологии РТ) не может являться субъектом проверки деятельности заявителя, и поэтому его специалисты не правомочны были отбирать образцы сточных вод, проводить по ним исследования, с составлением соответствующего акта, суд отклоняет по нижеследующим основаниям.

Специалистами Минэкологии РТ при отборе воды р. Казанки, ниже по течению от объектов деятельности заявителя, было обнаружено наличие загрязняющих веществ с превышением допустимых норм.

В последующем полученные материалы были переданы в органы прокуратуры для решения вопроса об ответственности виновных лиц.

Казанским межрайонным природоохранным прокурором в отношении заявителя ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено производство об административном правонарушении, с передачей дела для рассмотрения по существу в Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан, которое и вынесло обжалуемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ.

Что касается доводов жалобы о нарушении процедуры отбора проб сточных вод, то, как усматривается из материалов дела, представители заявителя принимали участие в данной процедуре, при этом каких-либо заявлений не сделали.

Доводы заявителя о том, что проведенным им исследованием по ряду загрязняющих веществ было установлено правомерное допустимое превышение загрязняющих веществ, не могут служит основанием для освобождения от ответственности, поскольку для ее наступления достаточно превышения допустимых норм хотя бы по одному из видов загрязняющего вещества.

Мнение заявителя, основанное на имеющемся в материалах дела решении Авиастроительного районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что Минэкологии по Республике Татарстан не является тем органом, правомочным принимать решение об административной ответственности заявителя, суд отклоняет, так как оспариваемое постановление вынесено Управлением Росприроднадзора по Республике Татарстан, которому такие полномочия предоставлены законом.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что открытое акционерное общество «ТГК-16» обоснованно привлечено к административной ответственности, установленной данной нормой. Его действия квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и природоохранного законодательства.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.3, 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан в лице главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан Ф.Ю. Хайрутдинова от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности открытого акционерного общества «ТГК-16» по части 1 статье 8.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации оставить без изменения; жалобу открытого акционерного общества «ТГК-16» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Верховный Суд Республики Татарстан через Авиастроительный районный суд города Казани.

Судья (подпись)

Копия верна

Судья Р.Д. Гараев