ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-499/20 от 24.09.2020 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 12-499/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 24 сентября 2020 года

ул.Баумана д.91-А

Судья Йошкар - Олинского городской суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,

с участием защитника Суворовой Е.Н. – Бочаровой Л.Ю.,

представителя Управления Федерального Казначейства по Республике Марий Эл Боева О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении по жалобе Суворовой Е.Н. на постановление о назначении административного наказания № 08-15-07/2020-20 от 30 июня 2020 года заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по Республике Марий Эл, которым

Суворова Е.Н., <иные данные>, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшаяся,

признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по Республике Марий от ДД.ММ.ГГГГ Суворова Е.Н., как должностное лицо, привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьей 15.15.6 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Не согласившись с постановлением, Суворова Е.Н. обратилась в суд с жалобой, в которой просила указанное постановление отменить, прекратить производство по делу в связи с малозначительностью. В обоснование жалобы указала, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл КЕГ не учтены положения абзаца 13 пункта 3 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн (далее - Инструкция), а также Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Бухгалтерская отчетность Министерства за 2019 год не исказила достоверное представление о финансовом положении на отчетную дату по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме этого в постановлении о привлечении к административной ответственности не указано как искажение данных Баланса получателя бюджетных средств повлияло на достоверность бухгалтерской отчетности.

В балансе Министерства (ф.0503130) за 2019 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по графе 8 (на конец отчетного периода) по итоговой строке раздела «Нефинансовые активы» в строке 190 информация об активах Министерства не искажена и соответствует данным бухгалтерского учета.

Вывод о том, что министерство предоставило в Министерство финансов Республики Марий Эл заведомо недостоверную бюджетную отчетность за 2019 год, является неправомерным.

Поскольку искажение данных Баланса получателя средств бюджета (ф.0503130) не причинило какого-либо вреда (ущерба) интересам государства, не повлекло за собой нарушения прав и интересов граждан и государства, не повлекло наступление негативных последствий, считаю возможным сделать вывод, что данное правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и прошу признать данное нарушение малозначительным.

Поскольку в судебное заседание Суворова Е.Н., надлежаще извещенная, не явилась, считаю возможным рассмотреть дело без ее участия.

Защитник Бочарова Л.Ю. просила производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, в случае признания вины Суворовой Е.Н. производство по делу прекратить за малозначительностью.

Представитель административного органа Боев О.Л. считает, что постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дело УФК по РМЭ, дополнительные материалы, проверив доводы жалобы, законность и обоснованность постановления, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ, суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Положениями статьи 5 Закона о бухгалтерском учете определено, что объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Согласно части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с примечанием к статье 15.15.6 КоАП под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.

Как следует из материалов дела в ходе плановой выездной проверки использования субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, в рамках национального проекта «Экология», проведенной в Минприроды Республики Марий Эл за 2019 год (акт от ДД.ММ.ГГГГ), установлено искажение данных Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (далее - Баланс получателя бюджетных средств (ф. 0503130) на сумму 176 300 рублей.

Минприроды Республики Марий Эл заключен с ООО «Тимакс» договор от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение дополнительного оборудования к моторной лодке ТАКТИКА - 490 DC в соответствии со спецификацией в Приложении к договору: ветровое стекло (импортное), дополнительное оборудование для рулевого управления (штурвал, рулевой редуктор, рулевой трос), дополнительное оборудование для салона (передние, задние рундуки-сиденья, вещевые полки по бортам, межконсольная дверца, бардачок в консоли), тент стояночный, тент ходовой «Премиум», весла с уключинами, утки швартовые (нейлон), дополнительное оборудование для корпуса (релинг носовой, поручни в кокпите (по кругу), покрытие корпуса, сливная пробка, якорный ящик), электрооборудование (электрические компоненты, панель переключатель с розеткой 12В, поддон АКБ с креплением, АКБ емкость 55А, топовый огонь), эхолот Garmin Striker Plus 5cv с транцевым трансдьюсером GT20, всего на сумму 176 300 рублей.

Материальные ценности в соответствии со спецификацией к договору получены Минприроды Республики Марий Эл по универсальному передаточному документу от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 176 300 рублей, оприходованы по счету 105.36 «Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения» и отражены по Балансу получателя бюджетных средств (ф. 0503130) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по строке 080 «Материальные запасы».

Осмотром, проведенным в ходе проверки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что данное дополнительное оборудование: ветровое стекло, дополнительное оборудование для рулевого управления, салона и корпуса, утки швартовые и электрооборудование вмонтировано на лодке алюминиевой ТАКТИКА-490 DC, и лодка укомплектована веслами с уключинами в количестве 2 штук, тентом стояночным и тентом ходовым «Премиум», эхолотом.

По учету Минприроды Республики Марий Эл по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме фактических затрат при приобретении лодки алюминиевой TAKTHKA-490DC не учтены расходы, связанные с дополнительной комплектацией лодки на сумму 176 300 рублей.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ лодка алюминиевая TAKTHKA-490DC числилась на балансовом счете 101.35 «Транспортные средства - особо ценное движимое имущество учреждения» стоимостью 256 000 рублей без учета дополнительной комплектации на сумму 176 300 рублей.

Согласно пункту 38 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн (далее - Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн), пункту 7 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее -Федеральный стандарт, утвержденный приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн), являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета, относятся к основным средствам.

В соответствии с пунктом 23 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн, объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью признается сумма фактических затрат при приобретении в результате обменных операций, сооружении или изготовлении (создании) нефинансовых активов с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления нефинансовых активов в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах).

Пунктом 8 Федерального стандарта, утвержденного приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн, установлено, что материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств (далее - объект основных средств) при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить (далее - критерии признания объекта основных средств).

Согласно пункту 10 Федерального стандарта, утвержденного приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн, объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Таким образом, по учету Минприроды Республики Марий Эл по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ приобретенную лодку алюминиевую ТАКТИКА-490 DC следовало отразить первоначальной стоимостью с учетом дополнительной комплектации на сумму 176 300 рублей на балансовом счете 101.35 «Транспортные средства - особо ценное движимое имущество учреждения», определить в общей сумме 432 300 рублей и отразить по Балансу получателя бюджетных средств (ф. 0503130) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в графе 8 «На конец отчетного периода. Итого» по строке 010 «Основные средства».

Баланс получателя средств бюджета (ф. 0503130) за 2019 год подписан ДД.ММ.ГГГГ министром КАН и главным бухгалтером Суворовой Е.Н.

Искажение данных Баланса получателя бюджетных средств (ф. 0503130) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Минприроды Республики Марий Эл составило в сумме 176 300 рублей, или 36% от строки Баланса, что составляет более 10 процентов.

Приказом Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ-лс назначена на должность начальника отдела бухгалтерского учета и финансирования - главным бухгалтером с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 1.4. Учетной политики Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, утвержденной приказом Минприроды Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ, ведение бюджетного учета возложено на главного бухгалтера.

Переходя к юридической оценке совершенного, исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, прихожу к выводу, что вина Суворовой Е.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ, установлена.

Бюджетная отчетность Минприроды Республики Марий Эл за 2019 год подписана ДД.ММ.ГГГГ и представлена в Министерство финансов Республики Марий Эл.

Фактические обстоятельства вменяемого Суворовой Е.Н. административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, Актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, копия Баланса получателя средств бюджета (ф. 0503130) за 2019 год; копия договора от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Тимакс» с приложением; копия универсального передаточного документа от ДД.ММ.ГГГГ; копия акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ; копия карточки счета 105.00 «Материальные запасы» и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах должностное лицо пришло к обоснованному выводу о совершении Суворовой Е.Н. административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ, которое заявителем не оспаривается.

Доводы защитника об отсутствии состава и доводы заявителя в указанные в жалобе принять нельзя, поскольку направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, основаны на неправильном толковании норм права и противоречат вышеизложенному.

Довод заявителя о том, что в постановлении должностного лица не указано как искажение данных Баланса получателя бюджетных средств повлияло на достоверность бухгалтерской отчетности, принять нельзя, поскольку в достаточной степени должностным лицом мотивировано и искажение составило в сумме 176300 рублей или 36% от строки Баланса.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу Суворовой Е.Н. по делу не усматривается.

При этом, считаю необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статью 2.9 КоАП РФ.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в виду малозначительности.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая, что действия должностного лица посягают на общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения бюджетного законодательства, важность, охраняемых государством бюджетных отношении, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил наказания, в игнорировании заявителем требований законодательства в сфере бюджетной системы Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и контроля за соблюдением бюджетного законодательства, не нахожу оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим нарушителем, так и другими лицами.

При назначении наказания должностным лицом были учтены требования статьи 4.1 КоАП РФ и наказание назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновной и других заслуживающих внимание обстоятельств.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по Республике Марий Эл № 08-15-07/2020-20 от 30 июня 2020 года о признании Суворова Е.Н. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ, и наложении административного наказания в виде штрафа в размере рублей – оставить без изменения, жалобу Суворовой Е.Н. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья- Р.Я. Сабирьянов