Р Е Ш Е Н И Е
город Ногинск Московской области 06 декабря 2016 года
Судья Ногинского городского суда Московской области Полежаева С.Е.,
с участием представителя юридического лица ООО «Авантель менеджмент», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,представившей доверенность № 90,
при секретаре Петелиной М.В., а также должностного лица Министерства экологии и природопользования Московской области – заведующего отделом судебной работы и правового мониторинга Правового управления ФИО2, представившего доверенность № 73 от 26 августа 2016 года,
рассмотрев в открытом заседании жалобу представителя юридического лица ООО «Авантель менеджмент», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, на постановление по делу об административном правонарушении по ст. 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Авантель менеджмент», ИНН <***>, юридический адрес: <...>
У С Т А Н О В И Л:
22 августа 2016 года в отношении юридического лица ООО «Авантель менеджмент» старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Московской области ФИО3 было вынесено постановление о привлечении юридического лица ООО «Авантель менеджмент» к административной ответственности по ст. 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и юридическому лицу ООО «Авантель менеджмент» было наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Юридическое лицо ООО «Авантель менеджмент» не согласилось с вынесенным в отношении юридического лица постановлением и обжаловал его в суд. В своей жалобе представитель юридического лица ООО «Авантель менеджмент» ФИО1 отметила, что данное постановление необходимо отменить, поскольку, оно является незаконным, так как нарушена процедура привлечения к административной ответственности. В соответствии с Приказом Минприроды России № 191 от 29 июня 2012 года «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора», должностные лица Роспотребнадзора при проведении проверки обязаны, в том числе, проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя; проводить выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя; предоставлять присутствующим при проведении проверки информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, чего в данном случае сделано не было. Данная проверка проводилась вторично, после прекращения 20 июля 2016 года производства по делу; данная проверка не была согласована с прокуратурой. Представитель юридического лица не был надлежащим образом уведомлен о времени и.месте составления административного протокола, в связи с чем протокол был составлен в отсутствие представителя юридического лица
В заседании представитель юридического лица ООО «Авантель менеджмент» ФИО1 полностью поддержала доводы своей жалобы, просила ее удовлетворить по доводам, изложенным в ней, добавив, что территория около озера Коверши, и само озеро, где расположен природный курорт «Яхонты», являющийся собственность ООО «Авантель менеджмент», огорожены забором, в котором имеются калитки; на момент осмотра данные калитки были закрыты, поскольку, администрация ООО «Авантель менеджмент» считает, что имеет право контролировать доступ граждан к озеру, не пускать на территорию природного курорта Коверши некоторых граждан; денежные средства с отдыхающих берутся за пользование объектами инфраструктуры.
Должностное лицо Министерства экологии и природопользования Московской области – заведующий отделом судебной работы и правового мониторинга Правового управления ФИО2 возражал против доводов представителя юридического лица ООО «Авантель менеджмент», пояснив суду о том, что постановление о привлечении юридического лица ООО «Авантель менеджмент» к административной ответственность по ст. 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по его мнению, является законным и обоснованным. Министерство экологии и природопользования Московской области является не федеральным органом надзора, а субъектовым органом, оно осуществляет надзор в части полномочий, переданных Московской области, а потому положения Приказа Минприроды России № 191 от 29 июня 2012 года «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора» в их деятельности не применяются, они руководствуются Положением о Министерстве экологии Московской области. Данная проверка была осуществлена в связи с обращением граждан. В соответствии с Федеральным законом № 259, они имеют право рассматривать заявления граждан с выездом на место. В ходе проверки заявления граждан должностным лицом были выявлены признаки состава административного правонарушения, инспектор, увидев нарушения, составил административный протокол. О составлении административного протокола юридическое лицо было уведомлено по двум адресам – по месту нахождения юридического адреса и по месту фактического осуществления деятельности ООО «Авантель менеджмент» были направлены телеграммы, однако, на составление административного протокола представитель юридического лица не явился, в связи с чем протокол был составлен в отсутствие представителя юридического лица. В ходе рассмотрения административного дела, возбужденного в отношении юридического лица ООО «Авантель мененджмент» было установлено, что озеро, находящееся на территории ООО «Авантель менеджмент», не является собственностью юридического лица, озеро является водным объектом и к нему должен быть обеспечен доступ любому гражданину, деньги за предоставления доступа к водному объекту браться не должны.
В соответствии с требованиями ст. 30.6 ч. 2 п. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд, рассматривая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, должен проверить все имеющиеся в деле и дополнительно представленные доказательства. В связи с изложенным суд при рассмотрении жалобы представителя юридического лица ООО «Авантель менеджмент», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, исследовал доказательства, имеющиеся в собранном в отношении юридического лица ООО «Авантель менеджмент» административном деле, представленном в суд, выслушал в заседании представителя юридического лица ООО «Авантель менеджмент» ФИО1, ознакомился с позицией должностного лица Министерства экологии и природопользования Московской области – заведующего отделом судебной работы и правового мониторинга Правового управления ФИО2, допросил свидетелей ФИО3, ФИО4, исследовал дополнительно представленные доказательства.
Исследовав представленные доказательства, суд полагает, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное 22 августа 2016 года по ст. 8.12.1 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица ООО «Авантель менеджмент» старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Московской области ФИО3, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии со ст. 30.6 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Судом установлено, что 07 июля 2016 года в период с 10 часов 30 минут до 11 часов 30 минут по адресу: 1км южнее от деревни Жилино Ногинского района Московской области (природный курорт «Яхонты») был проведен осмотра территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером 50-50-16/054/2008-015 (гидротехническое сооружение – дамба), принадлежащем на праве собственности ООО «Авантель менеджмент», на предмет соблюдения обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. В ходе осмотра было установлено, что в границах ООО «Авантель менеджмент» расположен поверхностный водный объект, находящейся в государственной собственности – северная часть озера Коверши. На дамбе, разделяющей северную и южную части озера Коверши, ООО «Авантель менеджмент» установило металлический забор, высотой около 2х метров, в котором оборудованы 2 металлические калитки для входа и выхода с территории ООО «Авантель менеджмент», на момент осмотра калитки закрыты на замок, охраняются сотрудниками ООО «Авантель менеджмент», что ограничивает свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования – северной части озера Коверши. Во время проверки представители ООО «Авантель менеджмент» отказались открыть калитки. Таким образом, юридическое лицо ООО «Авантель менеджмент», осуществив установку металлического забора на дамбе, закрыв калитки на замок, совершили несоблюдение условий обеспечения доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, что является нарушением ст. 6 ч. 2 Водного Кодекса РФ, в связи с чем действия юридического лица ООО «Авантель менеджмент» правильно квалифицированы по ст. 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд полагает, что вина юридического лица ООО «Авантель менеджмент» в совершении инкриминируемого административного правонарушения, по мнению суда, установлена и подтверждается следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении № 2290/17/2016 от 12 августа 2016 года, в соответствии с которым 07 июля 2016 года в период с 10 часов 30 минут до 11 часов 30 минут по адресу: 1км южнее от деревни Жилино Ногинского района Московской области (природный курорт «Яхонты») был проведен осмотра территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером 50-50-16/054/2008-015 (гидротехническое сооружение – дамба), принадлежащем на праве собственности ООО «Авантель менеджмент», на предмет соблюдения обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. В ходе осмотра было установлено, что в границах ООО «Авантель менеджмент» расположен поверхностный водный объект, находящейся в государственной собственности – северная часть озера Коверши. На дамбе, разделяющей северную и южную части озера Коверши, ООО «Авантель менеджмент» установило металлический забор, высотой около 2х метров, в котором оборудованы 2 металлические калитки для входа и выхода с территории ООО «Авантель менеджмент», на момент осмотра калитки закрыты на замок, охраняются сотрудниками ООО «Авантель менеджмент», что ограничивает свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования – северной части озера Коверши. Во время проверки представители ООО «Авантель менеджмент» отказались открыть калитки. Таким образом, юридическое лицо ООО «Авантель менеджмент», осуществив установку металлического забора на дамбе, закрыв калитки на замок, совершили несоблюдение условий обеспечения доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, что является нарушением ст. 6 ч. 2 Водного Кодекса РФ. Из данного протокола следует, что он был составлен в отсутствие представителя юридического лица ООО «Авантель менеджмент», однако, уведомления о явке представителя юридического лица для составления административного протокола были направлены юридическому лицу заблаговременно по адресу фактического осуществления им своей деятельности, а также на юридический адрес (л.д. 10-11, 8-9, 22-25);
- протоколом № 2290/17/2016 осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей, документов от 07 июля 2016 года, из которого следует, что 07 июля 2016 года в период времени с 10 часов 25 минут до 11 часов 05 минут был проведен осмотр территории, расположенной в 1км южнее от деревни Жилино Ногинского района Московской области, территории, прилегающей к водному объекту – северной части озера Коверши. В ходе осмотра установлено, что водный объект расположен в границах земельных участков, находящихся на праве собственности ООО «Авантель менеджмент», территория огорожена металлическим забором, высотой около 2м, в котором имеются две металлические калитки, на момент осмотра калитки закрыты на замки, в связи с чем свободный доступ граждан к водному объекту ограничен (л.д. 17-18);
- оглашенными в заседаниями с согласия сторон пояснениями ФИО5 о том, что ООО «Авантель менеджмент» предлагает жителям Ногинского района покупать входные билеты для прохода к водному объекту – озеру Коверши по 450 рублей на ребенка и по 700-800 рублей на взрослого (л.д. 19);
- свидетельствами о праве собственности, из которых следует, что на праве собственности юридическому лицу ООО «Авантель менеджмент» принадлежат: сооружение (дамба), земельный участок по адресу: 1км южнее деревни Жилино Ногинского района Московской области (л.д. 30-38);
- обращением ФИО6 на имя Губернатора Московской области ФИО7, из которого следует, что заявитель проживает в <...>, возле которого имеется природный курорт «Яхонты». После восстановления природного курорта местным жителям обещали не закрывать доступ к водоему, но калитка в заборе всегда закрыта и пройти к водоему невозможно (л.д. 21);
- объяснениями в заседании государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области ФИО4 о том. что к ним неоднократно обращались граждане, местные жители <...> по поводу того, что к озеру, расположенному границах поселка, куда ранее они могли беспрепятственно ходить, доступ ограничен, вокруг озера поставлен забор, охранники их на территорию не пропускают. Ему было поручено провести проверку обращения граждан, он выехал на место, обошел территорию, которая, действительно, была огорожена забором, но калитки в заборе были открыты, в связи с чем материал был закрыт. Затем к ним поступило новое обращение граждан по тому же вопросу, он снова выехал на место, вместе с заявителем обошел территорию, установил, что все калитки в заборе закрыты на замки. Он пригласил на разбирательство дела представителя ООО «Авантель менеджмент», к ним к забору со сторону озера, не выйдя за калитку, пришла юрист Кузнецова, которая стала утверждать, что все их действия являются незаконными, что они поставили забор, так как защищают свою территорию, что на территорию можно пройти через главный вход, где имеются охранники, которые контролируют проход граждан, калитки так и не открыли. Им было установлено, что до главного входа от калитки около 5км, что находящийся на территории ООО «Авантель менеджмент» водоем не является собственностью юридического лица, что на главном входе от людей требуют деньги за проход на территорию к озеру. На составление административного протокола представитель ООО «Авантель менеджмент» не явился, хотя был уведомлен, копия протокола была направлена юридическому лицу по почте. Постановление о признании юридического лица виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было вынесено с участием представителя ООО «Авантель менеджмент»;
- объяснениями в заседании заведующего отделом экологического надзора ФИО3, который пояснил суду о том, что материалы дела, возбужденного в отношении юридического лица ООО «Авантель менеджмент» по ст. 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были рассмотрены им, им было вынесено постановление о признании юридического лица ООО «Авантель менеджмент» виновным в совершении указанного административного правонарушения и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей. По его мнению, доказательства, подтверждающие виновность юридического лица в инкриминируемом ему административном правонарушении, являются исчерпывающими.
В соответствии с требованиями ст. 6 ч. 2 Водного кодекса РФ, каждый гражданин Российской Федерации вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Судом установлено и это не отрицается представителями юридического лица ООО «Авантель менеджмент», территория около озера Коверши, и само озеро, где расположен природный курорт «Яхонты», являющийся собственность ООО «Авантель менеджмент», огорожен забором, в котором имеются калитки; на момент осмотра данные калитки были закрыты, поскольку, администрация ООО «Авантель менеджмент» считает, что имеет право контролировать доступ граждан к озеру, не пускать на территорию природного курорта Коверши некоторых граждан; денежные средства с отдыхающих берутся за пользование объектами инфраструктуры.
Таким образом, в ходе заседания было объективно установлено, что юридическое лицо ООО «Авантель менеджмент» совершило несоблюдение условий обеспечения доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, что является нарушением ст. 6 ч. 2 Водного Кодекса Российской Федерации. При изложенных обстоятельствах установленное юридическим лицом ООО «Авантель мененджмент» ограждение, калитки в котором были закрыты на замки, препятствует свободному доступу гражданам к водному объекту общего пользования и его береговой полосе в нарушение требований Водного Кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 6 п.п. 1, 2, 5, 6 Водного Кодекса РФ, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным Кодексом Российской Федерации. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.
Согласно п. 12.1.5 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, Министерство осуществляет полномочия по использованию и охране водных объектов. В сфере контроля и государственного надзора, на основании ст. 12.2.4 Министерство осуществляет в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Довод представителя юридического лица ООО «Авантель менеджмент», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, о том, что юридическое лицо ООО «Авантель менеджмент» не было уведомлено о времени и месте составления административного протокола, является надуманным, поскольку, представленными доказательствами объективно установлено, что о времени и месте составления административного протокола юридическое лицо было уведомлено надлежащим образом, оно не явилось в орган, составивший административный протокол, чем злоупотребило своими процессуальными правами.
Довод жалобы о том, что при привлечении юридического лица ООО «Авантель менеджмент» к административной ответственности была нарушена процедура привлечения, поскольку, соответствии с Приказом Минприроды России № 191 от 29 июня 2012 года «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора», должностные лица Роспотребнадзора при проведении проверки обязаны, в том числе, проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя; проводить выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя; предоставлять присутствующим при проведении проверки информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, чего в данном случае сделано не было, не соответствует, по мнению суда, действительности, поскольку, в заседании было объективно установлено, что Министерство экологии и природопользования Московской области не является не федеральным органом надзора, оно осуществляет деятельность по надзору в части полномочий, переданных ему Московской области в соответствии с Положением о Министерстве экологии Московской области.
Остальные доводы жалобы, а также доводы представителей юридического лица «Администрация муниципального образования городского округа Лосино-Петровский» ФИО8 и Пономаря Е.В. не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы должностного лица, вынесшего постановление, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области ФИО3, относительно наличия вины юридического лица в совершении инкриминируемого административного правонарушения, и выражают субъективное мнение, относительно обстоятельств административного дела, установленных судом, в связи с чем подлежат отклонению как несостоятельные.
По мнению суда, старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Московской области ФИО3 обоснованно пришел к выводу о виновности юридического лица ООО «Авантель менеджмент» в инкриминируемом деянии. Постановление, вынесенное 22 августа 2016 года, основано на имеющихся в деле доказательствах, исследованных в заседании, которые были оценены в соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и признаны достоверными.
Судом установлено, что порядок и срок давности привлечения к административной ответственности юридического лица ООО «Авантель менеджмент» по настоящему административному делу не нарушены.
Наказание юридическому лицу ООО «Авантель менеджмент» назначено своевременно в соответствии с требованием ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах санкции ст. 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п. 1 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление по делу об административном правонарушении № 2290/17/2016 от 22 августа 2016 года, вынесенное старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Московской области ФИО3 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридического лица Общества с ограниченной ответственность «Авантель менеджмент» и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 200000 рублей, оставить без изменения, а жалобу представителя юридического лица ООО «Авантель менеджмент», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 на данное постановление оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья Полежаева С.Е.