Мировой судья: Панчишкина Н.В.
Дело № 12-499/2021
Р Е Ш Е Н И Е
16 декабря 2021 года город Волгоград
Судья Краснооктябрьского районного суда города Волгограда Костюк И.И., рассмотрев жалобу должностного лица составившего протокол государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 105 Волгоградской области от 25 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении ЗАО НПО «Европа-Биофарм»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №105 Волгоградской области (№ 5-105-534/2021) от 25 октября 2021 года в отношении ЗАО НПО «Европа-Биофарм» дело об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением мирового судьи государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области ФИО1 в установленный законом сроком подана апелляционная жалоба. В жалобе указывает на то, что судом допущено неправильное определение обстоятельств, не дана оценка представленным доказательствам, вывод суда обусловлен неполным, односторонним рассмотрением обстоятельств административного дела. Просит постановление мирового судьи судебного участка № 105 по Волгоградской области отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Действия ЗАО НПО «Европа-Биофарм» квалифицированы по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ЗАО НПО «Европа-Биофарм» ФИО2, вину в инкриминируемом обществу правонарушении не признал, суду пояснив, что 23.11.2020 Арбитражным судом принято заявление ЗАО НПО «Европа-Биофарм» о признании несостоятельным (банкротом), из-за отсутствия денежных средств и введения процедуры наблюдения юридическое лицо не смогло оплатить договор 09/21 о составлении проекта горного отвода. Просит постановление мирового судьи оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Должностное лицо государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивал, по основаниям в ней изложенным.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивал.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу требований ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в свершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с требованиями ст.30.6 КоАП РФ суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ч.2 ст.25 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридические лица, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Судом установлено, что 23.09.2019 года ЗАО НПО «Европа-Биофарм» было вручено предписание № 92/2019-ВН - определить уточненные границы горного отвода (оформить горноотводный акт).
Срок выполнения данного предписания установлен до 07.08.2020 года.
Распоряжением №1271-р от 11.09.2020 продлен срок исполнения предписания до 06.08.2021(л.д.15).
Согласно ст. 7 Закона «О недрах» предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган федерального государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
В силу ст. 23.2 Закона «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Разработка технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также правилами разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пунктам 2, 6-7 «Правил подготовки оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода», утв. постановлением Правительства РФ от16.09.2020 № 1465,
документами, удостоверяющими уточненные границы горного отвода, являются горноотводный акт и графические приложения, в которые включаются план горного отвода с ведомостью координат угловых точек горного отвода, план границ горного отвода и разрезы участка недр, составленные по форме, установленной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее соответственно - орган государственного горного надзора, документация) (пункт 2).
Документация оформляется по заявлению пользователя недр (далее - заявление), подготовленному по форме, установленной органом государственного горного надзора, и подписанному руководителем организации - пользователя недр или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени пользователя недр, либо лицом, уполномоченным доверенностью пользователя недр на подписание заявления.
К заявлению прилагается проект горного отвода, подготовленный в соответствии с требованиями к его содержанию, установленными органом государственного горного надзора (пункт 6).
Подготовка проекта горного отвода осуществляется пользователем недр или юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), привлекаемым пользователем недр на договорной основе, которые имеют лицензию на производство маркшейдерских работ (пункт 7).
Из представленных суду ЗАО НПО «Европа-Биофарм» документов усматривается, что 26.06.2020 общество обратилось в Ростехнадзор с заявлением о переоформлении (оформлении) горноотводной документации.
14.07.2020 Ростехнадзор отказал в оформлении Горноотводного акта, в том числе, на основании, п.15 пп. а,б Постановления правительства № 770 от 29.07.2015 (несоответствие заявления и проекта горного отвода требованиям законодательства Российской Федерации о недрах; обнаружение недостоверных сведений в заявлении и проекте горного отвода, представленных пользователем недр).
03.08.2020 ЗАО НПО «Европа-Биофарм» обратилось в Департамент по недропользованию ЮФО с заявкой на внесение изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами ВЛГ 01389 МЭ ввиду несоответствия координат устья скважины № 2 (центр участка недр), приведенных в лицензии и определенных инструментально по результатам маркшейдерского геодезических работ.
06.11.2020 Департамент отказал в требовании о внесении изменений в связи с тем, что заявка подана с нарушением п. 39 административного регламента и в связи с необоснованностью предлагаемых изменений.
14.10.2020 в Арбитражный суд поступило заявление ООО «Горизонт» о признании ЗАО НПО «Европа-Биофарм» банкротом. Данное заявление принято к производству и возбуждено производство по делу № А12- 26298/2020.
14.01.2021 в Арбитражный суд Волгоградской области поступило заявление МИФНС № 2 по Волгоградской области о признании ЗАО НПО «Европа-Биофарм» несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда от 14.04.2021 требования МИФНС № 2 по Волгоградской области признаны обоснованными и в отношении ЗАО НПО «Европа-Биофарм» введена процедура наблюдения.
30.01.2021 ЗАО НПО «Европа-Биофарм» и ИП ФИО4 заключили договор на составление проекта горного отвода. Цена контракта 250 000 рублей.
В соответствии с положениями статьей 2 и 64 Федерального закона РФ от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при наблюдении конкурсный управляющий принимает меры к обеспечению сохранности имущества, проведению анализа финансового состояния должника, составлению реестра требований кредиторов и проведению первого собрания кредиторов. Введение процедуры наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства, в том числе и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено законом.
Согласно части 2 статьи 134 Федерального закона РФ от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:
В первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;
во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору и об оплате выходных пособий;
в третью очередь удовлетворяются требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе и о взыскании задолженности по оплате деятельности указанных лиц, за исключением лиц, указанных во втором абзаце настоящего пункта;
в четвертую очередь удовлетворяются требования по эксплуатационным платежам (коммунальным) платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам;
в пятую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
То есть, оплата по договору на составление проекта горного отвода возможна только после удовлетворения требований кредиторов 1 - 4 очереди.
Вместе с тем объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.5 названного Кодекса, составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения.
Согласно п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в ст.4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Так из материалов дела следует, что срок привлечения к административной ответственности начинается 08 августа 2021 года, в данном случае срок давности привлечения ЗАО НПО «Европа-Биофарм» к административной ответственности, предусмотренной ст.4.5 КоАП РФ истек 08 ноября 2021 года, то есть до подачи жалобы в суд.
Статья 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускает ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, указанных в части 4 этой нормы, предусматривающей возможность вынесения решения об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Поскольку постановлением мирового судьи судебного участка № 105 Волгоградской области от 25 октября 2021 года производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 в отношении ЗАО НПО «Европа-Биофарм» прекращено по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения, а срок давности привлечения ЗАО НПО «Европа-Биофарм» на момент подачи жалобы и соответственно рассмотрения настоящей жалобы истек, то возможность возобновления производства по делу, а также правовой оценки действий лица, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушения, на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.
При таких обстоятельствах, суд считает, что не имеется оснований для удовлетворения жалобы должностного лица составившего протокол государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО1 и отмены постановления мирового судьи судебного участка № 105 Волгоградской области от 25 октября 2021 года.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 105 Волгоградской области (№ 5-105-534/2021) от 25 октября 2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении ЗАО НПО «Европа-Биофарм» - оставить без изменения, а жалобу должностного лица составившего протокол государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу 16 декабря 2021 года и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в порядке статей 30.12-30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья И.И. Костюк