УИД 86RS0001-01-2021-008515-76
дело № 12-499/2022
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
25 апреля 2022 года г. Ханты-Мансийск
Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1,
с участием: защитника – Мазурека А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФИО2 – Мазурека А.В. на постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № 166, которым генеральный директор ООО «Ресторанно-Гостиничный комплекс «Молли» ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № 166, генеральный директор ООО «Ресторанно-Гостиничный комплекс «Молли» ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель ФИО2 – Мазурек А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит изменить постановление, применить статью 4.1.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде предупреждения, мотивируя требования тем, что ФИО2 добросовестно полагал, что отношения, связанные с выплатой работнику заработной платы по трудовому договору не подлежат регулированию законодательством о валютном контроле, поскольку трудовой договор заключен с гражданином Киргизии ФИО5, ведущей трудовую деятельность на территории РФ, а граждане Киргизии (как члена Евразийского экономического союза), имеют равные права с гражданами Российской Федерации в оплате труда и режима рабочего времени и времени отдыха. При приемке на работу граждан Киргизии работодатель не имеет права требовать от лица, поступающего на работу, документы, не предусмотренные трудовым законодательством, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, в частности вида на жительство в Российской Федерации. Заработная плата выплачивалась ФИО5 в соответствии с трудовым договором (наличными из кассы). Также указывает, что ФИО2 впервые привлекается к административной ответственности, вину признал и раскаялся, права третьих лиц не нарушены. Также указывает, что ООО «Ресторанно-Гостиничный комплекс «Молли» входит в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем, возможно применение ст. 4.1.1. КоАП РФ с заменой наказания на предупреждение.
В судебное заседание не явились ФИО2 и представитель административного органа, будучи надлежащим образом, извещенные о дате, времени и месте судебного заседания. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании защитник ФИО2 – Мазурек А.В. доводы жалобы поддержал, кроме того ходатайствовал о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд, заслушав защитника, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, установил следующее.
Постановлением начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО3 №166 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – директор ООО «Ресторанно-Гостиничный комплекс «Молли» ФИО2 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, за то, что он, ДД.ММ.ГГГГ, на своем рабочем месте по адресу: , в нарушение требований ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», произвел выплату физическому лицу-нерезиденту гражданину иностранного государства ФИО5 заработную плату в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, в сумме 20 000,00 рублей, то есть совершил правонарушение, выразившееся в осуществлении валютной операции с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Административная ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.ч.1,2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, которые устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении в числе прочего выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти обстоятельства должны быть подтверждены относимыми, допустимыми и достаточными доказательствами в соответствии с требованиями статьи 26.2 того же Кодекса.
Допустимость доказательств по делу об административном правонарушении, включая протокол об административном правонарушении и иные документы, обусловливается законностью их получения.
Как установлено судом, должностным лицом при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого постановления не был надлежащим образом исследован вопрос о допустимости доказательств, положенных в основание принятого по делу постановления.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрено, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право: проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Исполнение государственной функции по осуществлению уполномоченным органом валютного контроля производится на основании принятого соответствующим федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта - административного регламента, разрабатываемого и утверждаемого в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 №373.
Положением о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506) предусмотрено, что она осуществляет, среди прочего, функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Приказом ФНС России от 26.08.2019 № ММВ-7-17/418с утвержден Административный регламент осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) (далее - Административный регламент), в разделе III которого предусмотрены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения.
Так, в рамках исполнения государственной функции осуществляются следующие административные процедуры: назначение проверки; проведение проверки; оформление результатов проверки; вынесение предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и осуществление контроля за своевременностью и полнотой исполнения предписания субъектом проверки (пункт 17 Административного регламента).
Решение о проведении проверки оформляется в виде поручения, которое подписывается руководителем и является основанием для начала административной процедуры по проведению проверки (пункты 23, 27 Административного регламента).
Результатом же административной процедуры по оформлению результатов проверки являются акт проверки, а также информационное письмо с разъяснением субъекту проверки права на ознакомление с актом проверки, которые должны быть зарегистрированы в информационных ресурсах ФНС России с разъяснением субъекту проверки права на ознакомление с актом проверки (пункты 67, 68 Административного регламента). Кроме того, указанное информационное письмо в срок не позднее пяти рабочих дней с даты оформления акта проверки должно быть направлено субъекту проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения (вручения) субъектом проверки либо его представителем (пункт 61 Административного регламента).
Законность привлечения руководителя юридического лица к административной ответственности за нарушение этим юридическим лицом валютного законодательства Российской Федерации, выявленного в порядке выполнения налоговым органом государственной функции по осуществлению валютного контроля, обусловливается, в том числе, соблюдением налоговым органом процедур, предусмотренных Административным регламентом.
Из материалов дела усматривается, что в отношении ООО «РГК «МОЛЛИ» Инспекцией Федеральной налоговой службы России № 1 Ханты-Мансийского автономного округа - Югры фактически была проведена проверка соблюдения указанным юридическим лицом валютного законодательства Российской Федерации. Данная проверка налоговым органом производилась во взаимодействии с проверяемым лицом.
Между тем документов (поручения о проведении проверки, акта проверки, информационного письма с разъяснением субъекту проверки права на ознакомление с актом проверки и т.п.), подтверждающих соблюдение налоговым органом положений Административного регламента при проведении указанной проверки, материалы дела не содержат, в связи с чем, не представляется возможным дать оценку законности привлечения ФИО2 к административной ответственности и иным доказательствам, производным от результатов этой проверки.
Таким образом, обжалуемое постановление вынесено должностным лицом преждевременно, без выяснения и исследования всех обстоятельств дела, которые имеют существенное значение, без предоставления в материалы дела всех документов.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, на данный момент истек.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу вышеизложенного, постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО2 привлечен к административной ответственности поч.1 ст.15.25 КоАП РФ подлежит отмене с прекращением производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № 166, которым генеральный директор ООО «Ресторанно-Гостиничный комплекс «Молли» ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, – отменить, производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда ФИО1