Дело № 12-49/2016
РЕШЕНИЕ
03 февраля 2016 года г.Уфа
Судья Орджоникидзевского районного суда г.Уфа Республики Башкортостан Мусин Эдуард Робертович,
рассмотрев жалобу С.М,Р. на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по <адрес> (далее по тексту Управление) № от ДД.ММ.ГГГГС.М,Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
С.М,Р. подала жалобу на указанное постановление, в которой с правонарушением не согласилась по следующим основаниям. Из материалов проверки в соответствии с п. 58 Плана контрольной работы Управления на 2015 год выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности Межрайонной ИФНС России № по РБ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год установлен факт искажения бюджетной отчетности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по статье 290 «прочие расходы» на сумму 40305,16 руб. Данное нарушение Управлением установлены при сопоставлении данных налоговых деклараций по налогу на имущество организаций, земельному налогу, транспортному налогу, плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год с данными главной книги и с аналогичными показателем Отчета о финансовых результатах деятельности на ДД.ММ.ГГГГ. Данная позиция Управления не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации, Учетной политике Инспекции и письму Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от ДД.ММ.ГГГГ. Сроки уплаты налога на имущество, земельного налога, транспортного налога и платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам налогового периода за 2013 год установлены по истечении календарного года. Обязанность исчисления налога не в текущем налоговом периоде, а в годе, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть в 2014 году за 2013 год. При этом в бюджетном законодательстве отсутствует ссылка на исчисление налога в текущем налоговом периоде. Таким образом, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности при нарушении своими собственными действиями установленных правил; при даче ими подчиненным указаний, идущих в разрез с требованиями этих правил; за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица. Полагает, что ею при исполнении своих должностных обязанностей соблюдались нормы налогового законодательства, учетная политика Инспекции, письмо Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Также, согласно ч. 5 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. При этом постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ вынесены в один день и объективная сторона нарушения является представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности, ответственность предусмотрена по ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В рассматриваемом случае ее привлекли за одно нарушение, а именно в представлении заведомо недостоверной бюджетной отчетности. Полагает, что исчисление налога в последующих периодах не повлекло потери бюджета. Вышеуказанные налоги были исчислены и отражены в последующих периодах, сокрытия расходов не установлено. Просит постановление отменить постановление.
В судебном заседании С.М,Р. жалобу поддержала, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель Управления – Т.Н.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении жалобы просила отказать, постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Заслушав С.М,Р., представителя Управления Т.Н.Н., исследовав материалы дела, считаю необходимым жалобу удовлетворить, постановление Управления отменить по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Считаю необходимым восстановить С.М,Р. срок обжалования, так как жалоба на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ направлена ею по почте ДД.ММ.ГГГГ, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ жалоба была возвращена, поскольку содержала требование об отмене двух постановлений, указанное определение суда получено заявителем ДД.ММ.ГГГГ, повторно жалоба подана ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
В соответствии со ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в ходе выездной плановой проверки финансово-хозяйственной деятельности МИФНС № по РБ, проведенной Управлением, установлено нарушение правил ведения бухгалтерского учета и предоставления заведомо недостоверной бюджетной отчетности, выразившееся в искажении бюджетной отчетности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по статье 290 «Прочие расходы» на сумму 40305,16 руб.
Из постановления Управления № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно налоговым декларациям, представленным МИФНС № по РБ за 2013 год общая сумма исчисленных налогов за налоговый период составляет 1999852 руб., в том числе: по земельному налогу в сумме 181339 руб.; по налогу на имущество организаций в сумме 1818513 руб. В главной книге по счету 1.401.20.290 начисленные расходы по налогу на имущество организаций и по земельному налогу в статье 290 «Прочие расходы» отражены в сумме 1958962 руб. Начисленные расходы за 2013 год по налогу на имущество организаций и по земельному налогу по статье 290 «Прочие расходы» в соответствии с налоговыми декларациями следовало отразить в бюджетном учете – в главной книге и отчетности финансовых результатах деятельности в сумме 1999852 руб. В результате инспекцией допущено занижение на 40890 руб. по статье 290 «Прочие расходы» в отчете о финансовых результатах деятельности на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно налоговой декларации по транспортному налогу, представленной за 2013 год сумма исчисленного налога за налоговый период составляет 31827 руб. В 2014 года расходы по расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду составили 11753,16 руб. В главной книге по счету 1.401.20.290 начисленные расходы по транспортному и по расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду по статье 290 «Прочие расходы» отражены в сумме 44165 руб., в том числе: 28164,25 руб. транспортного налога; 16000,75 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду. Начисленные расходы за 2013 год по статье 290 «Прочие расходы» в соответствии с налоговой декларацией по транспортному налогу и с расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду следовало отразить в бюджетном учете в сумме 43580,16 руб. В результате инспекцией допущено завышение на 584,84 руб. начисленных расходов по статье 290 «Прочие расходы» в отчете о финансовых результатах деятельности на ДД.ММ.ГГГГ.
Начальником отдела обеспечения МИФНС № по РБ и лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета в указанный период являлась С.М,Р.
Согласно ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии с п. 2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни.
Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, в соответствии с ч. 3 ст. 9, ч.ч. 1 и 2 ст. 10 Федерального закона № 402-ФЗ подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.
В соответствии ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
В соответствии с п. 3 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку.
Согласно ст. 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансовый год соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря. Пунктом 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в п. 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ, первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.
Согласно п. 3 Инструкции №н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Согласно п. 259 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждения, утвержденной приказом Минфина России 157н от ДД.ММ.ГГГГ счет 30300 «Расчеты по платежам в бюджеты» предназначен для расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по видам платежей в бюджеты:
- налоговым и иным обязательным платежам, начисленным в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Таким образом, должностное лицо административного органа, привлекая заявителя к административной ответственности, указало в постановлении, что выводы о виновности подтверждены материалами дела, которым дана надлежащая оценка.
В то же время, давая оценку совершенному правонарушению, суд принимает во внимание следующее.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что искажение бюджетной отчетности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по статье 290 «прочие расходы» прошло на сумму 40305,16 рублей, данную сумму суд признает незначительной. Кроме того, данное правонарушение совершено заявителем впервые, исчисление налога в последующих периодах не повлекло потери бюджета, налоги исчислены и отражены в последующих периодах, сокрытия расходов не установлено.
Таким образом, указанные обстоятельства, при наличии признаков состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но с учетом характера совершенного правонарушения, позволяют судье на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сделать вывод о малозначительности совершенного заявителем правонарушения.
Пункт 21 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняет, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
На основании изложенного нахожу, что постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в части привлечения С.М,Р. к административной ответственности по ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 2.9, 30.1, 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Решил:
постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.
Освободить С.М,Р. от административной ответственности, предусмотренной ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объявить С.М,Р. устное замечание.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения суда.
Судья Э.Р. Мусин